Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 10. Природа познания




План:

1. Спор сенсуалистов и рационалистов о сущности познания.

2. Истина и ее критерии

3. Особенности научного познания

1. Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие — разумом. Первых иногда называют сенсуалистами (от sense — чувство) или эмпириками, вторых — рационалистами.

Сенсуалисты считали, что чувства — единственный и достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А вот когда мы начинаем размышлять, могут возникнуть ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать — надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д. Основные формы чувственного познания — ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т.д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета — видим, например, яблоко, человека), и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем).

Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Еще Платон утверждал, что чувства недостоверны и обманчивы. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать, — либо я знаю, либо я не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, закрыв рукой один глаз. У рационалистов свой лозунг: чтобы видеть — надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я и не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю крышку телевизора — если я никогда не изучал электротехники, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного переплетения проводов и схем.

Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает нам существенный признак вещи. Очень многие явления мира нельзя себе представить, — например, скорость света или искривляющуюся в четырехмерном пространстве Вселенную, но можно понять» Суждение — это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например, яблоня — это дерево. И, наконец, умозаключение (силлогизм) — это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье. Например:

Все люди смертны.

Иванов — человек

Следовательно, Иванов смертен.

Сенсуалисты утверждали, что все наше знание — из конкретного индивидуального опыта отдельного человека, а рационалисты считали, что из опыта никаких всеобщих и необходимых знаний вывести нельзя, Допустим, я хочу открыть или подтвердить закон всемирного тяготения. Беру большой камень и подбрасываю его. Зная массу Земли и массу камня, я могу в принципе рассчитать скорость, с какой камень будет каждый раз стремиться к Земле.

Но ведь из своего личного индивидуального опыта я не могу делать выводов относительно всей Вселенной. Нет никакой гарантии, что выводимый мною закон будет работать везде и всегда. Я могу подбросить камень сто раз, могу тысячу, но я не могу быть уверенным, что в тысячу первый раз он упадет, а не улетит в небо. Как же все-таки Ньютону удалось открыть этот закон?

Рационалисты полагали, что знание — не из опыта, а из головы. Но как оно попало в мою голову, если я предварительно не пытался увидеть, попробовать, поставить эксперимент? Знания, объясняли рационалисты, в голову не попадают, они всегда там находятся в виде врожденных идей. Знанию, если это действительно знание, научить нельзя — его нужно «вспомнить», как мы уже говорили. И Платон, и Декарт, и великий немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц, и многие другие рационалисты утверждали, что если правильно развивать человека, то он неизбежно придет к открытию законов, к новому пониманию мира, к новому видению.

В результате споров сенсуалистов и рационалистов к концу XVIII в. в философии сложилась странная ситуация: знаний человечеством на-коплено много, а откуда эти знания — толком неизвестно.

Разрешить эту проблему попытался Кант в своей знаменитой книге «Критика чистого разума». Кант настолько глубоко и нетрадиционно переосмыслил идеи и рационалистов и сенсуалистов, дал настолько яркое и глубокое понимание сути человеческого познания, что его философию стали называть «коперниканским поворотом». Как Коперник коренным образом изменил наши представления о Солнечной системе, так и Кант изменил наши представления о познании.

2. Посредством органов чувств, мышления, а также с по­мощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина — это соответствие полученного знания дейст­вительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Относительная исти­на — это ограниченное верное знание о чем-либо. Со вре­менем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из от­носительных истин складывается абсолютная истина. Абсо­лютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расши­ряется, уточняется, таким образом, процесс познания бес­конечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончатель­ной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует точка зрения, что знание лишь тогда ис­тинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.

Другим критерием истины является признание истин­ным того, что полезно для человека.

Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако кри­тики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логи­чески стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на повер­ку может оказаться истинным.

Более надежным критерием истины считается практи­ка. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определенной физической теории, дает электроэнер­гию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реаль­ный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие го­ды, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодо­полняемости: ведущий критерий истины — практика, ко­торая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полез­ностью тех или иных знаний. Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуж­дение — это содержание знания, не соответствующее реаль­ности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нравствен­ности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная.

Истинностное проявляется специфично в каждой обла­сти знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В мате­матических науках обоснование положений всегда завер­шается теоретическим доказательством: критерием истин­ности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где за­частую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных эксперта­ми, свидетельские показания.

3. Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное по­знание от других форм познания. Во-первых, научное по­знание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом де­ле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или раз­вернутого теоретического понятия. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное на­блюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каж­дый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принци­пе проверяемы и в конечном счете оказываются подтверж­денными, т. е. достоверными.

Вместе с тем, помимо достоверного знания, в науке могут встречаться разновидности проблемного знания (ги­потезы ведь не истинны и не ложны). Знает наука и за­блуждения, которые преодолеваются дальнейшим развити­ем познавательной деятельности ученых. Не будем скры­вать, что иногда встречается и ложное знание, которое охотно рядится в научные одежды. В научном знании выделяют два уровня: эмпиричес­кий и теоретический. Эти уровни различаются, прежде все­го, тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследо­ватель взаимодействует с изучаемым предметом непосред­ственно или с помощью приборов. А теоретическое позна­ние имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком.

Содержание знания на эмпирическом уровне пред­ставлено научными фактами (события, физические про­цессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ни­ми. На теоретическом уровне содержанием знаний явля­ются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.

Эмпирический и теоретический уровни различаются и по методам исследования, которые также делятся на эм­пирические и теоретические. К эмпирическим относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных. К теоретическим — аналогия, моделиро­вание, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное кон­струирование объектов, не существующих в действительно­сти) и другие методы, с помощью которых выявляются за­коны науки, создаются научные теории.

Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагмен­тарны (они дают информацию только об отдельных сторо­нах изучаемого объекта), а теоретические знания представ­ляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпи­рических и теоретических знаний из физики, химии, био­логии, обществознания.)

Сказанное относится как к изучению природных объ­ектов, так и к изучению общества и человека. Однако со­циальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2474 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.