Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ранняя русская философия IX – XVIII веков. 106




 

Можно выделить следующие четыре основных этапа русской философии:

1 ) Ранняя русская философия IX – XVIII веков, которая охватывает:

а) период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

б) философию периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

в) философию XVIII века;

2) Философия XIX века, в котораявключала в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое, философию космизма и др.;

3) Русская (и советская) философия XX века представленная, главным образом, философией марксизма-ленинизма, философией космизма, естественно-научной философией и философией «русского зарубежья».

4) Постсоветская российская философия (конец ХХ – начало ХХI века).

Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX – XIII вв. Он соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство, право и природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

· Иларион (середина XI в.), который в основном произведении «Слове о Законе и Бла­годати», популяризировал и анализировал хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси;

· Владимир Мономах (1053 – 1125), который в основном произведении «Поучение», своеобразном философском морально-нравственном кодексе, дает поучения потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

· Климент Смолятич (ум. после 1164), который в произведении «Послание пресвитеру Фоме», затрагивает философские проблемы ра­зума и познания;

· Филипп Пустынник (XI в.), который в произведении «Плач» за­трагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII – XVII века. Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание. Среди видных философов данного периода особенно выделяются:

· Сергий Радонежский (XIV в.) – философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

· Философий (XVI в.), который также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Кон­стантинополь – Москва;

· Максимилиан Грек (1475 – 1556), который отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

· Андрей Курбский (1528 – 1583), который был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

· Нил Сорский (1433 – 1508) и Вассиан Патрикеев (1470 – после 1531), которые выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосиф­лян», т.е. сторонников сохранения прежних церковных устоев);

· Аввакум (1620 – 1682) и Никон (1605 – 1681), которые также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов;

· Юрий Крижанич (1618 – 1683), который выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

Русская философия XVIII века включает два основных этапа в своем развитии: во-первых, философию эпохи петровских реформ и, во-вторых, материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII века.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича (1681 – 1736), Василия Никитича Татищева (1686 – 1750) и Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708 – 1744). Основной направленностью их философии была социально-политическая проблематика: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других), войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и другими.

Основными представителями материалистического направле­ния были:

· Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), который в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии, а также выдвинута атомическая («корпус­кулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад;

· Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802), который также, как и Ломоносов, стоял на последовательно материалистических позициях стоял. В частности, в работе «О человеке, его смертности и бессмертии» Радищев полемизировал с представлением о бессмертии души. С его точки зрения, душа человека смертна, поскольку тот факт, что душа бессмертна, нельзя доказать на опыте: его можно принять лишь на веру. Помимо обоснования материали­стических начал бытия Радищев большое внимание уделил со­циально-политической философии. Ее кредо: борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 606 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2127 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.