Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура, методы и формы научного познания. Критерии научности. Научная революция и будущее науки




Структура:

1.Теория.

2.Практика.

Методы:

1.Рационализм.

2.Эмпиризм.

 

Методы:

Теоретическое научное познание:

Анализ – мысленное разъединение предмета на части с целью исследования каждой части отдельно.

Синтез – мысленное объединение частей в целое (при условии, что отдельные части уже исследованы).

Индукция – выведение общего умозаключения из частных посылок.

Дедукция – выведение частного умозаключения из общих посылок.

Обобщение – метод объединения предметов на основе общих признаков.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков предмета.

Аналогия – перенесение известных свойств одного предмета на другой, при условии, что все другие их свойства совпадают.

Моделирование – создание копии, модели предмета с целью его исследования.

 

Практическое научное познание:

Наблюдение – фиксация происходящих изменений в исследуемом предмете.

Измерение – количественная фиксация происходящих изменений в предмете.

Эксперимент – исследование предмета в искусственно созданных условиях.

 

Критерии научности:

Неопозитивизм – критерий верификации.

Постпозитивизм – критерий фальсификации.

Научная революция – смена парадигм (Т. Кун).

Парадигма – способ постановки и решения научных проблем.

Будущее науки и производства определяется современными научными революциями (например, нанотехнологии).

 

Тема 10.

Философская антропология

1.Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.

2.Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.

 

 

Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.

 

Человек – психо-физическое, биосоциальное существо. Главное свойство – способность к целенаправленной деятельности. В отечественной и зарубежной психологии, педагогике и философской антропологии остро стоит вопрос о соотношении двух начал в человеке: природного и социальноприобретённого.

1) Натурализм.

Человек – это биологическое существо. Его многое роднит с животным миром. В основном руководствуется инстинктами. Например, фрейдизм.

2) Социоцентризм.

Человек - это социальное существо. Огромное значение имеет социальное происхождение, воспитание, образование человека.

Марксизм: сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Человек – продукт своего класса.

3) Идеализм.

Человек – это духовное существо. Сущность человека – душа, дух.

Например, платонизм и неоплатонизм, религиозная философия.

 

Индивид — любой представитель человечества.

Индивидуальность – совокупность неповторимых черт человека.

Личность — совокупность социальнозначимых черт человека.

 

Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.

Объективно возникает проблема смысла жизни, так как человек знает о конечности своего существования. Варианты смысла жизни:

1. Выполнение долга (общественный, родительский, семейный и т.д.)

2. Удовольствие, наслаждение (от искусства, пищи, общения и т.д.)

1. Личное счастье – эвдемонизм. Самореализация личности. Гармония с окружающим миром. Любовь.

2. Сциентизм. Накопление знаний. Обучение чему-то новому.

3. Спасение – религиозный смысл жизни. Аскетизм – добровольное самоограничение как воспитание духа.

Варианты решения проблемы бессмертия:

1) Душа, дух – бессмертны, тело смертно. Древнеиндийская философия, Пифагор, Платон, неоплатонизм.

2) Бессмертны и душа и тело. Христианство, ислам.

3) Научно-философский, материализм - бессмертны дела, память о человеке. Марксизм.

4) Человек бессмертен, так как атомы его тела неуничтожимы. К.Э.Циолковский.

 

Тема 11.

Социальная философия

 

1.Общество и его структура.

2.Культура как социально-историческое явление. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

3.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

 

Общество и его структура.

Общество, социум — совокупность людей. Общество имеет следующую структуру: человечество, нация, класс, народ, племя.

Человечество — совокупность всех людей на Земле.

Нация — исторически сложившаяся в буржуазную эпоху совокупность людей, объединенных одним языком, территорией, хозяйственными связями, культурой.

Класс — совокупность людей, объединенных отношением к собственности, средствам производства (К. Маркс).

Народ — исторически сложившаяся в феодальную эпоху совокупность людей, объединенных языком, культурой и традициями, территорией и хозяйственными связями.

Племя - исторически сложившаяся в первобытную эпоху совокупность людей, объединенных языком, обычаями, хозяйством, территорией, кровнородственными связями.

 

В структуре общества выделяют два уровня: общественное сознание и общественное бытие.

Общественное сознание есть отражение общественного бытия. В основе общественного бытия лежит практика, ведущей сферой которой является производство материальных благ.

Общественное сознание делится на два уровня: идеология и общественная психология.

Идеология есть теория, социальная программа, выдвигающая цели и средства общественного развития. Общественная психология есть отражение в массовом сознании социальной действительности, надежд и ожиданий людей.

Общественное сознание имеет следующие исторически сложившиеся формы: политика и право, философия, наука, искусство, мораль, мифология, религия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.