Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая классическая философия




Вершина объективного идеализма Нового времени (классическая). Представители родом из Германии. Вторая половина 18 – первая половина 19 вв. Представители: основатель – И.Кант, Ф.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель. В немецкой классической философии утверждается логико-гносеологическая модель диалектики, идея развития.

 

И. Кант (1724-1804 гг.) - «европейский Сократ».

Совершил философский переворот – повернул теорию познания от объекта к субъекту, к человеку. Жил в Кенигсберге.

Автор:

1.«Критика чистого разума» - теория познания Канта.

2.«Критика практического разума» - этика Канта.

3.«Критика способности суждения» - эстетика Канта.

 

«Критика чистого разума». Новизна теории Канта заключается в том, что познающий субъект – человек обладает субъективными формами познания – категориями «пространство» и «время». Как считал Кант, данные категории - пространство и время не имеют абсолютного и объективного характера. Все знания имеют субъективный и условный характер.

Кант в каждом предмете видит две стороны: «вещь для других» - внешняя сторона предмета - доступна для субъективного человеческого познания; «вещь в себе» - внутренняя сторона предмета, непознаваемая средствами разума.

«Вещь для других» имеет логический характер. «Вещь в себе» - алогична, противоречива, средствам логики не поддается. Существуют иррациональные способы познания «вещи в себе»: миф, религия, искусство. «Вещь в себе» не познается до конца, а лишь приоткрывается с помощью иррациональных средств.

 

«Критика практического разума». Этика Канта – этика нравственного долга. Человек – эгоист (злой). Только этика, мораль, чувство долга делают человека человеком, отделяя от животных. Благодаря этике человек становится свободным. В морали заключается сущность человека, сущность свободы. Из морали И.Кант выводит существование Бога и бессмертие человека. Кант сформулировал категорический императив (нравственный закон): «Поступай всегда так, чтобы максима(принцип) твоей воли стала законом для других» (золотое право морали). «Человек всегда цель, а не средство для достижения цели». В основе современного гуманизма – данный принцип Канта.

«Критика способности суждения» - эстетика Канта. В эстетике Кант определяет прекрасное как гармоничное единство частей в целом. Каждая часть существует для целого, как целое существует для части. Прекрасное само по себе не может быть полезным или добротным. Оно с практической точки зрения должно быть бесполезным.

 

Ф. Фихте. Философия деятельности

Познание, труд, творчество – деятельность. Познающий и активный субъект деятельности - «я». С помощью познания преобразуется мир. Деятельностный принцип (деятельностный подход) лег в основу немецкой классической философии, марксисткой философии и др.

Ф. Шеллинг. Философия романтизма

Автор работ: «Философия мифа», «Философия природы», «Философия искусства». Шеллинг идеализирует мифологию, которая выражает глубокий смысл многих явлений окружающей действительности, в том числе самой природы. Шеллинг вернул природе звание храма, а не мастерской. «Природа – спящий дух». Идеализация искусства. Искусство – высшая форма деятельности. Культ искусства, художника, гения.

 

Г.-В.-Ф. Гегель. Диалектика

Диалектика - учение всеобщем развитии и всеобщих взаимосвязях.

Развитие

Прогресс Регресс

Гегель сформулировал законы диалектики:

 

1. Закон единства и борьбы противоположностей (характеризует источник всякого развития);

2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Понятие «мера» характеризует единство количественных и качественных изменений. При достижении предметом определенной меры происходит его переход в другое качество. Отвечает за механизм развития. Развитие происходит нелинейно (прерывисто, скачкообразно, лавинообразно).

3. Закон отрицание отрицания (закон двойного отрицания). Отвечает за направленность и результат развития. Этот закон предусматривает, что предмет проходит три стадии развития: тезис, антитезис, синтез. Пример: гипотеза Большого взрыва.

 

Гегель: «Феноменология Духа».

Абсолютный (Мировой дух) – сущее.

Абсолютный дух не существует без своей противоположности, т.к. он сам не может выступать как граница самого себя, что невозможно (трансцендентальный принцип философии, ввел Шеллинг). Эта противоположность – природа. Дух – абсолютное сознание, вечность; природа — отсутствие сознания, временность. Появление разумного существа – человека, отделившегося от природы. Через человека и его культуру происходит самопознание Абсолютного духа и возврат к себе.

Культура имеет две стороны: субъективный дух (искусство, религия, философия) и объективный дух (мораль, право, государство).

«Все что разумно - действительно». «Все что действительно - разумно».

Философская система Гегеля – вершина объективного идеализма в Новое время.

 

Тема 6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2357 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.