Вопросы:
1. Основные школы Древнеиндийской философии.
2. Даосизм как философское и религиозное учение.
3. Конфуцианство – школа авторитарной власти.
4. Натурфилософский этап развития Древнегреческой философии.
5. Классическая философия (Сократ, Платон, Аристотель).
6. Эллинистический этап философии Античности (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
Методические рекомендации:
изучение первого вопроса можно начать с рассмотрения особенностей, этапов и специфики древнеиндийской философии, ее основополагающих принципов: космизма, экологизма, альтруизма. Предполагается тщательное изучение Ведического периода, поэтому необходимо познакомится с текстами и гимнами Вед. Особое внимание следует уделить философии Буддизма. Курсантам следует проанализировать основные факторы и историю становления Буддизма, назвать «четыре благородные истины».
Вопрос «Даосизм как философское и религиозное учение» предполагает изложение процесса зарождения и становления учения, его развития и основных принципов. Ответ на вопрос «Конфуцианство – школа авторитарной власти» следует начать с исторических предпосылок возникновения и далее раскрыть содержание учения.
При подготовке к четвертому вопросу следует обратить внимание на особенности философии Древней Греции, особо выделяя основные проблемы и школы натурфилософского периода (милетская, пифагорейская, атомистическая и др.).
Классический период древнегреческой философии представлен именами Сократа, Платона и Аристотеля. Для более полного понимания проблем, необходимо сравнить основные идеи Сократа и софистов (платных учителей мудрости). Подумайте, какой смысл вкладывали софисты в сформулированный ими принцип: «Человек есть мера всех вещей»? Прокомментируйте приписываемое Аристотелю высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже».
Последний вопрос отражает «Эллинистический этап философии Античности», который представлен такими школами как кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Курсантам нужно дать определение эллинистической философии, причины и основные позиции ее отделения от античной философии классического периода.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие важнейшие источники древневосточной философии Вам известны?
2. Каким образом рассматривалась проблема кругооборота бытия в философско-религиозных учениях Древней Индии?
3. Как отражалась идея вечного возвращения в древнекитайской философии?
4. Почему понятие «Дао» наполнилось разным содержанием в конфуцианстве и даосизме?
5. Как Парменид решал проблему соотношения бытия и небытия?
6. В чем суть атомистической концепции бытия?
7. Как Платон понимал истинное бытие?
8. Каким образом Аристотель обосновывал свое учение о действительности как единстве материи и формы?
9. Какую часть философии Эпикур считал учением о способах постижения счастья? Как он обосновал роль страданий и удовольствий в жизни человека?
10. В каком учении эллинистического периода и каким образом отрицались основные ценности той эпохи?
11. Как понимали стоики призыв жить в согласии с природой?
Темы докладов:
1. Проблемы смысла человеческой жизни в учениях Древней Индии и Древнего Китая.
2. Сравнительный анализ философских учений Гераклита и Парменида.
3. Софистика как этап в развитии древнегреческой философии.
4. Мифологические компоненты в космологических представлениях Платона.
5. Тема любви в античной философии.
6. Метафизика Аристотеля как учение о сверхчувственном мире.
7. Этическое учение Сенеки.
Основные понятия темы:
брахман, Атман, колесо сансары, карма, нирвана, Дао, конфуцианство, космоцентризм, натурфилософия, субстанция, атомизм, софистика, эйдос, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм.
Учебная литература:
1. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.
2. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.
3. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.
4. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).
5. Философия: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Н. Асташов, Н. В. Дрянных, Н. С. Оботурова, О. В. Агафонова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 161 с.
Дополнительная литература:
1. Батиев Л. В. Закон и справедливость в философии Платона // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 5. С. 164–174.
2. Батиев Л.В. Закон и право в философии Аристотеля // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2004. № 3. С.165–178.
3. Бугай Д.В. «Город свиней» – «Государство» Платона (368 е – 373 е) // Вопросы философии. 2012. № // Вопросы философии. 2012. № 7.
4. Бугай Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Dike у ранних элегиков // Вопросы философии. 2012. № 1.
5. Бурмистров С. Л. Человек в веданте и неоведантизме // Человек. 2009. № 1. С. 117–130.
6. Ван Фан. Кто такой Конфуций? // Китай. 2010. № 3. С. 22–24.
7. Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 132–146.
8. Васильев В.А. Аристотель о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С.161–174.
9. Крушинский А. А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 104–108.
10. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2008. 576 с.
11. Яковлев А. И. Учение Платона о сознании // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 43–54.
12. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники по философским дисциплинам.