Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 21. Современные теории конфликта




Конфликтологию поистине можно назвать наукой XX в., как и сам век — веком конфликтов. Войныи конфликты отмечают начало и конец XX в. Этот «короткий XX в.», по определению Э. Хобсбаума (р. 1917), начинается Первой мировой войной и заканчивается 1990-ми гг., отмеченными вспышками мощных этнополитических конфликтов. Но именно в XX в. радикально меняется наше отношение к конфликтам. И в первую очередь это находит отражение в теории конфликта. Возникает так называемая конфликтная парадигма мировосприятия. «Конфликт — это нормально», тезис, с которым и сегодня далеко не все согласны, является основополагающим в теории конфликта.

Традиционное восприятие конфликта — это восприятие конфликта как силового противостояния, где есть один вариант решения: «выигрыш — проигрыш», т. е. игра с нулевой суммой. Иное восприятие конфликта — это восприятие конфликта как способа коммуникации, в основе которой кооперация, игра, где каждый может выиграть, т. е. набрать максимальное количество очков для данного игрока. Современный мир — это мир не только конфликтов, но и коммуникации. Впрочем, конфликт сегодня можно рассматривать как один из способов коммуникации.

В России конфликтная парадигма скорее известна, чем признана. Вообще есть некоторая корреляция между типом управления обществом и восприятием конфликтов. Авторитарные структуры, крайне негативно относясь к конфликтам, часто сами и воспроизводят их. Агрессивное восприятие порождает и агрессивную интерпретацию. Следует отметить также особую популярность в России конфликтных политиков, ведь конфликтный политик часто ассоциируется с сильным политиком. Понимая это, многие паши политики прибегают к конфликтной риторике, оставаясь конформистами по сути.

Нам необходимо научиться жить в мире конфликтов. Чтобы конфликт стал частью культуры, он должен быть легализован в повседневности, восприниматься как некий способ коммуникации. Конфликт не должен замалчиваться, ведь это также способ артикуляции интересов.

21.1. Начало современной конфликтологии: основные парадигмы 407

Входя в конфликтное взаимодействие, мы должны выходить из статичных и жестких дихотомий «мы» и «они», «государство» и «общество», становиться партнерами по решению совместных проблем. Такой подход требует соответствующего уровня конфликтологической компетентности. Знакомство с современными теориями политического конфликта поможет сформировать адекватные современности взгляды на конфликт. Образ конфликта, его статус, институциональный дизайн — важные критерии и одновременно составляющие цивилизованности современного общества. Изменить образ конфликта — это не значит изменить знак «-» на знак «+», это значит изменить способ позиционирования, модель управления и самих себя.

21.1. Начало современной конфликтологии: основные парадигмы

Понимание природы политического конфликта тесно связано с пониманием природы «политического» вообще. С точки зрения К. Шмитта (1888— 1985), политика начинается тогда, когда возникает дихотомия «друг-враг» и включается принцип ассоциации и диссоциации. Конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов и соглашений. Еще Г. Зиммель (1858-1918) подметил, что именно враги подчеркивают границы общности и мобилизуют ее членов. С другой стороны, по мнению С. Липсета (род. 1922), политические институты демократии могут быть использованы не только как орудия достижения консенсуса, но и как средства нагнетания напряженности и нарастания конфликтов.

Однако первоначальные взгляды на конфликт отличались односторонностью. Конфликт в структурно-функциональной теории Т. Парсонса (1902-1979) трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы, как некая патология. Исходные позиции функциональной школы Парсонса заключались в следующем:

а) любое общество — относительно прочная стабильная структура элементов;

б) каждый элемент выполняет свою функцию (роль), способствует сохранению и упрочению системы;

в) элементы системы опираются на консенсус и легитимность ценностей, т. е. согласие большинства граждан следовать единой системе ценностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 858 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2466 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.