Фотографии подводного мира и его обитателей привлекают внимание зрителя яркостью и экзотичностью снятых сюжетов. А также очевидной сложностью такого рода съёмок, успешно преодолённой автором снимков.
Что нужно для того, чтобы снимать под водой? В первую очередь, разумеется, фотокамера. Самое простое решение – одноразовый плёночный фотоаппарат. Например, KODAK Sport, позволяющий, по утверждению производителя снимать на глубине до 15-ти метров. Впрочем, как показывает опыт, из 36-ти кадров редко выходит более трети нормально экспонированных, не спасает даже чувствительность плёнки 800ISO.
В связи с ростом интереса к подводным съёмкам, многие производители предлагают компактные цифровые камеры, способные «нырять». Это серия Olimpus Tough, семейство Pentax Optio WG, две модели DSC от Sony, Canon PowerShot D10, Fujifilm FinePix XP30 и некоторые другие. Заявленная глубина погружения от 3-х до 10-ти метров. Пожалуй, единственное достоинство, помимо компактности, всех этих камер – универсальность, способность с лёгкостью и с равным успехом снимать и на пляже, и в полосе прибоя, и на дне в десятке шагов от берега. В остальном же – сплошные недостатки: посредственное качество снимков, обусловленное маленькой матрицей и тёмным объективом; вспышка, бьющая «в лоб» и некрасиво высвечивающая весь взвешенный в воде мелкий мусор; недостаточная для серьёзных ныряльщиков глубина погружения; завышенная цена.
Следующее интересное решение – чехлы Eva Marine. По сути это прочные мешки из двухслойного поливинилхлорида, с гофрированным рукавом под вариобъектив и вставкой из оптического стекла, герметично закрываемые специальным металлическим зажимом. Позволяют погружаться до 20-ти метров. Возможно использование внешней вспышки – в чехле достаточно места для зеркальной фотокамеры с подключённой к ней вспышкой. Очевидные достоинства чехлов EvaMarine: универсальность (нет необходимости подбирать чехол к конкретной камере), компактность (при транспортировке чехол совершенно не занимает места), относительная дешевизна (10-20 тыс. рублей). Недостатки тоже ожидаемы: проблематичность использования некоторых органов управления камеры, возможное несоответствие геометрических размеров аппаратуры и чехла (чреватое перекосом и смещением прозрачного окна относительно передней линзы объектива, попаданием крепежного кольца прозрачного окна в поле зрения объектива).
Наиболее распространённое решение – аквабоксы из поликарбоната. Состоят из двух половинок, скрепляемых специальными замками. Имеют окно из оптического стекла перед объективом, матовое поле перед вспышкой, выведенные наружу толкатели для органов управления. Боксы для зеркальных камер имеют сменные порты для объективов. Позволяют такие боксы погружаться на глубины 40-60 метров – для большинства любителей подводного плавания этого более чем достаточно.
Поликарбонатные аквабоксы надёжно фиксируют камеру и удобны в управлении, но подходят для использования только с одной конкретной моделью фотоаппарата. Производители фототехники часто предлагают и боксы для своей техники (Canon, Sony). Выпускают такие боксы и сторонние производители: Ikelite, Fantasea, Nimar. Цены, в зависимости от модели камеры и производителя бокса колеблются от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
Для погружений глубже 60-ти метров применяются исключительно алюминиевые боксы. Фирмы Subal, Seacam, Sea&Sea, Sealux, Aquatica заявляют предельную глубину погружения для своих изделий 70-100 метров. Отдельные модели после специальной доводки и усиления пружин толкателей кнопок могут быть работоспособны на глубинах до 150-ти метров. Это удовольствие обойдётся вам уже более чем в 3000$.
На глубинах более 3-х метров становится затруднительна съёмка без вспышки. От 3-х до 40-ка метров изменяется спектральный состав света – коротковолновая часть спекра поглощается на меньших глубинах. После 40-ка метров естественное освещение практически отсутствует. Поэтому для качественной подводной фотосъёмки источники дополнительного освещения исключительно необходимы. Причём это должны быть не только вспышки, но и достаточно мощные постоянные светильники. Кроме того, осветительное оборудование должно быть отведено как можно дальше от объектива и подсвечивать снимаемую сцену сбоку, чтобы избежать на снимках «подводного снега». Широкий ассортимент всего необходимого для этого: вспышки, светодиодные фонари, синхрокабели, держатели и фиксаторы для светильников – предлагают всё те же производители аквабоксов в составе оригинальных систем оборудования для подводной фотосъёмки.