Александр Терентьевич Матвеев [13 (25) августа 1878, Саратов - 22 октября 1960, Москва], российский художник. Один из самых авторитетных мастеров русской скульптуры 20 века. Выходец из семьи торгового служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. Участвовал в выставках «Мира искусства» и «Голубой розы». Жил в Петербурге-Ленинграде (с 1907 года) и в Москве (с 1943 года). Прямое воздействие импрессионистической пластики Трубецкого ощутимо в ранних вещах Матвеева (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея). У скульптурного импрессионизма ваятель заимствует проникновенную любовь к иллюзорно-живой, как бы дышащей поверхности форм, у символизма и стиля модерн - тяготение к мотивам сонного покоя, почти транса, к образам зыбкого, тревожного равновесия на грани реальности и видения, жизни и смертного оцепенения. Хотя скульптора и называли впоследствии «русским Майолем», его образы ближе к живописи П. Гогена и пластике Ж. Минне. Гармония «золотого века», неразрывно слитая с меланхолическим раздумьем - как бы о том, что век этот, царство идеального покоя замкнуто в границах искусства, и одного только искусства, - эти настроения доминируют в томных фигурах обнаженных мальчиков-подростков, украшавших виллу Л. Е. Жуковского в Кучук-Коя (Крым; мрамор, инкерманский камень, 1908-1911; ансамбль сохранился во фрагментах; часть их перенесена в Русский музей), а также в спящей фигуре мальчика на надгробии В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (гранит, 1910).
С переездом в 1912 году Санкт-Петербург нарастают неоклассические тенденции в творчестве скульптора, отвечающие самой природе его дарования. Главной темой Матвеева становится обнаженная женская натура. Матвеев работал в том же направлении что и Аристид Майоль, но отличием его творчества стало глубокое национальное своеобразие.
Творчество Матвеева и его педагогическая деятельность (в 1918 году он стал профессором Петроградских Государственных свободных художественно-учебных мастерских) были связующим звеном старой культуры и новой России. В 1920-е годы начинается формирование пластической школы Матвеева. Суть метода заключается в органичном соединении классических основ скульптуры (уравновешенности композиции, ясности построения, гармонии и внутреннего ритма) с непосредственным изучением натуры. Эти принципы и лежат в основе его художественно-педагогической системы в советской скульптурной практике, получившей название пластической школы А.Т.Матвеева.
После Октябрьской революции участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав энергически-мощный, грубовато-лаконичный по формам памятник К. Марксу в Петрограде (гипс, 1918, не сохранился). Неоклассические тенденции проявились в группе «Октябрь» (гипс, 1927, Русский музей; бронзовый отлив - 1958), где фигуры воина, крестьянина и рабочего, решенные согласно античному канону «героической наготы», призваны выразить три ведущие социальные силы революции. Не ограничиваясь внешней стилизацией, через античность Матвеев неизменно возвращается к натуре, открывая ее архитектонику и внутреннее величие [как в замечательной бронзовой фигуре стоящей женщины (1937, там же)]. На фоне помпезно-украшательских тенденций, широко распространившихся в официальной советской скульптуре 1930-1950-х годов, искусство Матвеева представало образцом высокой художественной честности, стоического культа идеальной формы. Скульптор теперь приходится не ко двору, замыслы монументальных работ остаются неосуществленными; но сохраняются эскизы, впечатляющие экспрессией «сокровенной» пластики, которая как бы живет собственной внутренней жизнью (в 1940-1950-е годы ваятель, в частности, не раз обращался к образу А. С. Пушкина, достигая особой психологической остроты характеристик). Черты посмертной маски драматически соединены с пронзительно-живым взглядом в «Автопортрете» (бронза, 1939, Русский музей). В 1920-е годы мастер работал для Петроградского фарфорового завода, создав изысканные образцы пластики малых форм, варьирующих мотив обнаженной женской фигуры. Наследие Матвеева невелико по объему. Но его виртуозное мастерство оказало на традицию отечественной пластики весьма значительное влияние - в том числе и благодаря тому, что он был и замечательным педагогом (преподавал в ленинградской Академии художеств, а по переезде в Москву - в Московском художественном институте им. В. А. Сурикова).