Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Европейская художественная культура XIX века




Общая характеристика художественной культуры XIX века. Изменение "околохудожественных" сфер человеческой деятельности (народное творчество, прикладное искусство, художественная промышленность), их новый культурный статус (введение в мир собственно художественной деятельности в качестве "низших" форм). Новое общественное положение художника, его окончательное превращение в "свободного" профессионала. "Мир художника" в эстетике и творческой практике романтизма и его реальное общественное положение. Богемность как модель бытового поведения художника. Духовно-творческие объединения художников (кружки, группировки, "братства") как характерная черта художественной жизни XIX века.

Дальнейшая демократизация распределения и потребления искусства. Литература в журналах и газетах, открытые библиотеки, публичные концерты, выставки. Семейное чтение, домашнее музицирование. Светские салоны и их роль в художественной жизни. Коммерциализация художественной жизни, формирование корпуса посредников (издателей, книготорговцев, маршанов, атрепренеров). Рождение массовой культуры.

Система общественного меценатства (общества поощрения художников, филармонические, хоровые общества и др.) и внеакадемических школ-мастерских. Расширение и интенсификация межрегионального и международного обмена художественными ценностями, идеями, технологиями, мастерами. Общеевропейские центры художественной жизни - Париж, Лондон, Рим, Вена, Петербург. Национальные и всемирные промышленные и художественные выставки.

Историзм как характерный признак общественного (в том числе художественного) сознания эпохи; его проявление на институциональном уровне художественной культуры. Осознание ценности частных коллекций искусства, создание новых музеев, библиотек как хранилищ культурной памяти.

Система искусств в художественной культуре XIX века. Проблема ведущего вида искусства в различных художественных направлениях (поэзия и музыка в романтизме, эстетизме и символизме, литература - в реализме). Взаимовлияние и синтез искусств (романтический синтез искусств, взаимовлияние и взаимопроникновение искусств в символизме, импрессионизме, реализме).

Основные художественные направления XIX века: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм. Рождение и развитие новых, "технических видов искусства: фотографии и кино.

Романтизм. Общая характеристика романтизма. Программные заявления и манифесты романтиков. Искусство и художник в кругу философско-эстетических идей романтизма. Основные темы и мотивы романтического искусства (ночи, сна, смерти, судьбы, любви, детства, искусства и др.) Романтический герой и его конфликт с реальностью. Двоемирие. Субъективно-личностный, исповедальный характер творчества романтиков. Переосмысление традиционных и создание новых жанров искусства. Историзм как характерная черта художественного мышления романтиков. Национальный (местный) колорит их произведений, опора на фольклор. Рождение и развитие национальных художественных школ общеевропейского значения.

Романтизм в разных видах искусства.

Музыка. Вокальные циклы Ф. Шуберта и Р. Шумана. Циклы фортепианных пьес Р. Шумана, Ф. Листа, их программно-повествовательный характер и углубленно-философский смысл. Бытовой танец в творчестве композиторов-романтиков. Программный симфонизм Г. Берлиоза, Ф. Листа. Симфоническая увертюра и симфоническая поэма. Романтическая опера и ее основные жанровые разновидности. "Музыкальная драма" Р. Вагнера как воплощение романтической идеи синтеза искусств. Судьбы музыкального романтизма в творчестве крупнейших композиторов второй половины XIX века: А. Брукнера, Э. Грига, А. Дворжака, К. Сен-Санса, Ц. Франка.

Живопись. Природа и человек в творчестве художников-романтиков. Романтический портрет и пейзаж, их характерные особенности. Основные представители романтического направления в живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Карневали, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих и др.)

Реализм. Общая характеристика реализма как художественного направления, его социальная заостренность, типизирующий способ создания художественного образа. Проблема формально-стилистических и содержательных критериев реализма. Реализм и натурализм. Особенности проявления реализма в разных видах искусства. Реализм в литературе (новый герой, "простой человек" в творчестве поэтов и писателей-реалистов: поэзии П.Ж. Беранже, социально-психологической прозе Стендаля, социальных романах О. де Бальзака, сатирических романах У. Теккерея), живописи (О. Домье, Г. Курбе, Ж. Милле, "Павильон реализма" Г. Курбе /1957/, "Салон отверженных /1863/; пейзажи К. Коро, "барбизонская школа")

Символизм. Эстетические идеи символизма. "Антиматериализм", мистическое проникновение в тайны идеального, запредельного мира, скрытые под покровом реальной действительности. "Манифест символизма" Ж. Мореаса. Символизм во французской поэзии (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо и др.) Символизм в других странах Европы. Проблема музыкального символизма. К. Дебюсси.

Импрессионизм. Общая характеристика направления. Постоянно меняющаяся многоцветная действительность в фокусе зрительных и слуховых впечатлений. Значение тончайших нюансов освещения и настроения. Мажорность и жизнерадостность искусства импрессионистов. Новые средства выразительности, жанры, формы. Основные представители импрессионизма в живописи (Э. Дега, Э. Манэ, К. Моне, К. Писсаро, О. Ренуар, А. Сислей и др.), музыке (Г. Вольф, К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус), литературе (П. Верлен, Г. Гофмансталь, М. Пруст, О. Уальд и др.).

Эклектизм и стилизация (неостили) в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Противоречие между функциональным предназначением вещи и ее декором. Развитие машинного, серийного производства бытовых вещей. Новые материалы (железо, железобетон, стекло) и сооружения из них (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). Деятельность У. Морриса по возрождению старых ремесел.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 739 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2599 - | 2174 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.