(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.
A posteriori (лат.) — см. Апостериори и априори.
A potiori (лат.) — на основании предыдущего, главного.
A priori (лат.) —см. Апостериори и априори.
Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).
Αρχή (arche) (греч.) — начало. См. Архе.
A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.
Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.
Argumenta ponderantur, non nume-rantur (лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.
Argumentuni ad hominem (лат.) — см. Ad hominem.
Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.
Argumentum ad ran (лат.) — см. Ad rem.
Argumetum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, к-рое можно повернуть против доказывающего.
Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.
Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного. Argumentum ex silentio (лат.) — доказательство, выводимое из умалчивания.
Argumentum externum (лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. Argumentum internum (лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность вопроса. Argumentum Icgis (лат.) — законный
довод.
Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.
Argumentum primarium (palmarium)
(лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.
Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.
Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логич. труда Луллия.
Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.
Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.
Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невозмутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).
Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.
Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций).???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автаркия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, независимость (Демокрит, киники, стоики, Платон, Аристотель).
Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пифагорейцы о своём учителе, подчёркивая непререкаемость его слов.
В
Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.
Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).
Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.
Bon sens (франц.) — здравый смысл.
С
Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.
Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.
Causa (лат.) — причина, основание.
Causa activa (лат.) — действующая причина.
Causa corporalis (лат.) — физич. причина.
Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.
Causa efficiens (лат.) — действующая причина.
Causa esscndi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.
Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.
Causa finalis (лат.) — целевая (конечная) причина.
Causa formalis (лат.) — формальная причина.
Causa materialis (лат.) — материальная причина.
Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.
Causa sui (лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, субстанция — причина самой себя. Causa vera (лат.) — истинная причина.
Causae occasionales (лат.) — побудит. причины, «случайные» причины, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.
Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).
Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.
Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.
Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.
Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.
Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.
Cogito ergo sum (лат.) —мыслю, следовательно существую. Тезис Декарта.
Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта.
Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).
Common sense (англ.) — здравый смысл.
Complicatio — explicatio (лат.) — свёртывание — развёртывание (Николай Кузанский).
Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.
Concordia discors (лат.) — несогласное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.
Concursus dei (лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности
спасающего душу человека; постоянная поддержка богом существования вещей.
Conditio sine qua non (лат.) — необ-ходимое условие.
Consensus (consensus gentium, consensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, согласие всех).
Consummatum (лат.) — доведённое до конца.
Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие в определении. Напр., круглый квадрат.
Contrat social (франц.) — см. «Об-щественный договор».
Corpus mysticum (лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue (лат.) — непрерывное творение.
Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.
Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.
Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».
Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.
Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность исходных посылок.
Curriculum vitac (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.
D
Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — демон, божество. Так называл Сократ свой «внутр. голос», предостерегавший его от неправильных поступков.
Dasein (нем.) — существование, определённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.
De facto (лат.) — фактически, на деле.
Definitio essentialis (лат.) — существенное определение.
De jure (лат.) — по закону, юридически.
De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.
De profundis (clamavi ad te Domine)
(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.
Desideria carnis (лат.) — плотские желания.
Determinatio est negatio (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение».
De tripode dictum (лат.) — с треножника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.
Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афинский алтарь «неведомому богу».
Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеиды» Вергилия. Образное обозначение поэтпч. вдохновения.
Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления.
Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.
Dictum sapienti sat (лат.) — сказанного достаточно разумному.
Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластич. термин).
Ding an sich (нем.) — см. An sich.
Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Николай Кузанский).
Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.
Doctor christianissimus (лат.) — христианнейший доктор. Почётный титул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).
Doctor extaticus (лат.) — экстатический доктор. Почётный титул философа-схоласта Дионисия Картезианца (1402/3—1471).
Doctor fundatissimus (лат.) — основательнейший доктор. Почётный титул философа-схоласта Эгидия Римского (1247—1316).
Doctor illuminatus (лат.) — просветлённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.
Doctor invincibilis (лат.) — непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.
Doctor marianus (лат.) — доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.
Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.
Doctor seraphicus (лат.) — серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры.
Doctor solemnis (лат.) — торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).
Doctor subtilis (лат.) — тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.
Doctor universalis (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.
Δό|α (doxa) (греч.) — мнение; видимость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.
Δύναμις (dynamis) (греч.) — возможность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.
Duree (франц.) — длительность. Понятие философии Бергсона.
Ε
Ecclesia spiritualis (лат.) — духовная церковь; церковь как духовное единство верующих.
Ego (лат.) — Я.
Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.
Είδος (eidos) (греч.) — см. Эйдос.
Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.
Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов. См. Эмерджентная эволюция.
Elan vital (франц.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона.
Ενάργεια (enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; критерий истины.
Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действительность (ср. Δύναμις). См. Энергия; Энтелехия.
Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.
Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.
Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.
Ens entium (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).
Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.
Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.
Ens rationis (лат.) — мыслимое сущее.
Ens reale (лат.) — реальное сущее.
Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее '(бог).
Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».
Επαγωγή (epagögö) (греч.) — приведение. Индукция.
Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий трансцендентность идеи блага.
Επιστήμη (episteme) (греч.) — знание (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.
Εποχή (epoche) (греч.) — воздержание от суждения. См. Эпохе.
Ereclus ingenium (лат.) — высокий образ мыслей.
Erga (лат.) — по отношению к...
Ergo (лат.) — следовательно.
"Εργον (ergon) (греч.) — факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не продукт деятельности (έργον), а деятельность (ενέργεια).
Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.
Errare humanum est (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.
Esprit de finesse — esprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч. познания.
Esse (лат.) — бытие, существование.
Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).
Essentia (лат.) — сущность.
Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.
Evoluta (лат.) — выявленное, открытое.
Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.
Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).
Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (закон).
Exempli causa (лат.) — например.
Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.
Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).
Experimenta fructifera (лат.) — опыты плодоносные. Исследования, приносящие практич. пользу (Ф. Бэкон).
Experimenta lucifera (лат.) — опыты светоносные. Исследования, расширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрёстка). Решающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite (лат.) —развёрнуто, явно — неявно, подразумеваемо.
F
Fallacia (лат.) — ошибка.
Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существенного со случайным.
Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.
Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.
Fallacia dictionum (лат.) — умозаключения, неправильные сами по себе.
Fallacia falsi medii (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.
Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.
Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas.
Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.
Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.
Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).
Fallacia suppositionis (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.
Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.
Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.
Fatum (лат.) — судьба, рок.
Fiat (лат.) — да будет.
Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.
Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).
Figura dictionis (лат.) — неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.
Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.
Flatus vocis (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.
Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).
Formaliter (лат.) — но форме, формально.
Fundamentum divisionis (лат.) — основание разделения.
Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).
Für sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.
G
Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто-
рия духовных образований (Диль-тей).
Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).
Gemeinschaft und
Gesellschaft (нем.) — община и общество; противопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).
Genus (лат.) — род.
Genus proximum (лат.) — ближайший род (для данного вида).
Genus remotum (лат.) — отдалённый род.
Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.
Globus intellectuais (лат.) — универсум человеч. знаний.
Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма.
Gotheit (ср.-верх.-нем.) — божество. Экхарт различает в боге Gotheit — божество как абсолют и
Got — первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому.
Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич. определения объекта.
Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм.
H
Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
Habitus naturae (лат.) — природное свойство.
Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад.
Haecceitas (лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существования к сущности (ср. Quidditas).
Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония.
Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония.
'Εν και πάν (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.
'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное.
'Όλος (holos) (греч.) — целый. Целостность.
Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо.
Homo (лат.) — человек.
Homo creator (лат.) — человек-творец.
Homo faber — человек-ремесленник.
Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).
Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).
Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хейзинга).
Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов).
Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линией).
Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, ничто человеческое мне не чуждо (Те-ренций).
Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).
Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.
Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.
Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.
'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал.
I
Ichheit (нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте).
Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии Бёме — принцип, разделяющий божеств. единство.
Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.
'Iδι???а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.
Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.
Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.
Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.
"Ιδιον (idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак.
Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон).
Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления.
Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции.
Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой
доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.
Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.
Illiquidum (лат.) — неочевидное.
Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов.
Implicite (лат.) — см. Explicate — implicite.
In abstracto (лат.) — отвлечённое.
I n actu (лат.) — см. Actu.
In adjecto (лат.) — в определении.
In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.
Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.
Incompossibilitas (лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот).
In concrete (лат.) — в определ. случае; в действительности.
In corpore (лат.) — в совокупности.
Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис.
In dubio (лат.) — под сомнением.
Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.
In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца.
Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность.
In potentia (лат.) — в возможности.
In re (лат.) — в реальности; в вещах.
In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.
Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός.
Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств. рассудок (Кант).
Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.
Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.
Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину.
Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин.
Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.
Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
In vestigio (лат.) — см. Per vestigium.
Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα.
Ipso facto (лат.) — самим фактом.
J
Jenseits (нем.) — потустороннее.
Jenseits von Gut und Böse (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).
Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).
К
Καιρός (kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.
Καλοκαγαθία (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие.
Κατ' εξοχήν (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.
Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.
Κένωσις (kenösis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост. патристике — похождение бога в мир, творение мира.
Κήρυγμα (kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма.
Κοιναί εννοιαι (koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).
Κόσμος νοερός (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов.
L
Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов. Λάβε βιώσας (läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур).
Lato sensu (лат.) — в широком смысле.
Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.
Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).
Liaison universelle (франц.) — всеобщая связь (Лейбниц).
Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.
Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).
List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует частные цели людей (Гегель).
Λόγοι σπερματικοί (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).
Λόγος (logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).
Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos).
Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и сверхъестественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря излучаемому богом сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.
М
Man (нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного существования.
Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.
Materia primo prima (лат.) — первая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот).
Materia secundo prima (лат.) — первая материя второго рода. Безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот).
Materia tertio prima (лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda (лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).
Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).
Mens (лат.) — дух, разум, ум.
Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος (metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание.
Modus operandi (лат.) — способ действия.
Modus probandi (лат.) — способ доказательства.
Modus vivendi (лат.) — способ существования.,
Μονή (mоne); Μονή—πρόοδος—επιστροφή (топе — proodos — epislrophg)
(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе.
Moral insanity (англ.) — моральный недуг.
Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство.
Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).
Μυστήριον (mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство.
N
Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения.
Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.
Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.
Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.
Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).
Nexus causalis (лат.) — причинная связь.
Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).
Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse) (лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к Аристотелю. Локк противопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис:... кроме самого разума.
Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum.
Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер).
Νόημα (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.
Νόησις (noesis) (греч.) — мышление.
Νόησις νοήσεοίς (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель.
Νόμος (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.
Non esse (лат.) — небытие.
Non finilo (лат.) — неопределённость, беспредельность.
Non liquet (лат.) — не ясно.
Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний предел.
Non sequitur (лат.) — не следует.
Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя.
Notio (лат.).— понятие.
Notiones communes (notitiae communes) (лат.) — общие понятая. Спиноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.
Notiones disparatae (лат.) — несравнимые понятия.
Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.
Numen (лат.) — божество; божественное (вообще).
Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус.
Νους παθητικός (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У Аристотеля — ум, возникающий u погибающий вместе с телом.
Νους ποιητικός (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля.
О