Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 207 страница




* Gazier Α., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines Jusqu'ä nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L., Le jansenisine, P., 1961.

ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит. мыслитель-вольноду­мец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число последова­телей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозгла­шал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч. выступал против ве­ры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-

ЯН ЧЖУ 817

ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким против­ником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии — конфуцианства.

* Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Пет­ров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоко­ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднсе-вой, Μ., 1967, с. 106 — 18.

ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн. работы посвящены проблемам историч. ма­териализма, критике бурж. философии и ревизионизма. * Nauka spoleczna ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?, Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и общество (Проблемы личности в совр. философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М., 1973; Размышления о практике. По поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем. философ-экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге; с 1916 проф. психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён от преподават. деятельности, к к-рой вер­нулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Об­щей психопатологии» («Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915 отошёл от ис­следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития лич­ности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ницше (1936).

После разгрома фашизма Я. получил большую попу­лярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die Schuldfrage», 1946), высту­пал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консер­вативный либерализм Я. имел антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой критикой антидемократич. и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с нем., 1909).

Место Я. в истории мысли двойственно. Его ис­ходный идеал — бюргерский гуманизм; идею интеллек­туальной честности для него символизирует имя Кан­та, идею культурной широты — имя Гёте. С этой ус­тановкой, резко отличающей его от Хайдеггера, свя­заны и преклонение Я. перед гражд. и умств. свободо­любием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его фи­лос. пути — ощущение кризиса «бюргерской» культур­ной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовст­ву» Ницше, Я. испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Я. называл не философией, а философство­ванием, делая акцент на незавершённости, открытос­ти умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не об-

ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спи­нозе или Гегелю выводить стройные системы «из ис­тока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др. стороны, только в философс­твовании Я. видит возможность постижения реальнос­ти человека кризисной эпохи.

Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзис­тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-мире» есть «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление экзистенции»; мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия симво­ла, связывая его с отвергаемой им традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Не­смотря на конфликт Я. с теологией (к-рой он проти­вопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна бли­зость его онтологии к традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте «коммуникации», т. е. глубоко интимного и личност­ного общения в «истине». «Коммуникация» — центр. понятие миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фа­натизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-тич. позицией индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей общечеловеч. «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-филос. традиций Азии. «Осевое время», как по­лагает Я., создало для всех времён общечеловеч. завет личной ответственности, послужив общим исто­ком для культур Востока и Запада; поэтому необхо­димо обновлять свою связь с этим заветом, подыски­вая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой ис­тины новые «шифры».

В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич. гуманизма и вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него.

• Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philoso­phie, Bd 1—3, B., 1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn Ursprung und Ziel der Geschichte, Münch., 19523; Rechen­schart und Ausblick, Münch., 1951; Die großen Philosophen, Bd l, Münch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Münch., 1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Münch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psycho­pathologie, B.— [u. a.], 1963; Chiffren der Transzendenz, Münch., 1970.

• Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, №9; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с. 311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982; Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg., 1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Münch., 1963; Saner H., Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.

 

 

ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

А

Abditum mentis (лат.) — сокровен­ное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрайбергского (ср. Эк-харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, дейст­вующему в мире (см. Intellectus agens).

Ab oνο (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).

Accidens (лат.); συμβεβηκόζ (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.

Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирую­щий к личным свойствам того, о ком идёт речь или к кому обращено до­казательство.

Αδιάφορα (adiäphora) (греч.) — без­различное (морально). Понятие стоич. этики.

A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую — без всякого ограниче­ния (simpliciter).

Ad mfinitum (лат.) — до бесконеч­ности; невозможность установить по­следнее основание в цепи рассужде­ний или последнюю причину в цепи причин.

Ad oculos (лат.) — наглядно, воо­чию.

Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.

Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.

Affirmo (лат.) — утверждаю. Тер­мин Боэция, обозначающий утвер­дит. суждение. Первой гласной А обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суж­дения.

A fortiori (лат.) — тем более. В ло­гике — доказанное для менее оче­видного, тем более признаётся для более очевидного.

Agens (лат.) — движущая сила, дей­ствующая сущность.

Agere sequitur esse (лат.) — действо­вать, следовательно быть. Заключе­ние от активности к бытию (схола-стич. тезис).

"A δόγματα (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тай­ное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерич. фи­лософию, к-рую он преподавал уз­кому кругу учеников. Αίνιγμα (äinigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, сим­вол, энигма.

Αιών (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.

Ακμή (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.

A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхност­но) отвергать или критиковать. Aliunde (лат.) — из другого (источ­ника); из другого места того же ис­точника.

Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыс­лить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См. также Фикционализм. Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

Amor dei intellectualis (лат.) — ин­теллектуальная любовь к богу. Вы­ражение Спинозы.

Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие судьбы сверхче­ловеком.

Analogie entis (лат.) — аналогия су­щего. См. Аналогия.

Analogen rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, при­сущие, по Лейбницу, животным. Άνάμνησις (anamnesis) (греч.) — при­поминание. См. Анамнесис.

A nescire ad non esse (лат.) — от не­знания — к несуществованию. Оши­бочное заключение.

Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы кол­лективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессо­знательном мужчины присутствует персонифицированный женский об­раз (анима), в бессознательном жен­щины — мужской (анимус).

Anima mundi (лат.) — мировая ду­ша (Цицерон).

Animo deliberato (лат.) — надлежа­ще обдумав.

Anschauung (нем.) — интуиция, со­зерцание.

An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе» (см.). У Гегеля — не­раскрытое и неосознанное содержа­ние.

Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена — вос­соединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.