Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 139 страница




Сов. психология, отмечая, что П. ввёл в науч. рас­смотрение ряд важных явлений человеч. психики (бес­сознат. процессы и мотивы, влияние переживаний ран­него детства на формирование характера и его патоло­гич. деформации и др.), критикует его за преувеличе­ние роли либидо в формировании психики человека, за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и дея-

ПСИХОАНАЛИЗ

тельностью сознания к изначальному антагонизму со­знания и бессознательного, за универсализацию пси-хоаналитич. понятий и механич. перенесение их в сферу социальных явлений.

* Φ р е й д З., Лекции по введению в П., пер. с нем., [т. 1—2], М.—П., 1922; его же, Осн. психология, теории в П., пер. с нем., М.— П., 1923; П. детского возраста. [Сб. ст.], M., 1924; Бассин Ф. В., Проблема «бессознательного», М., 1968; Grinstein Α., The index oi psychoanalytic writings, v. l — 10, Ν. Υ., 1956—72; Pumpian-MindlinE., Psychoana­lysis as science, Ν. Υ., [19562]; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Encyclopedia oi psychoanalysis, N. Y.— L., 1968; см. так­же лит. к ст. Бессознательное, Фрейдизм. Д. Н. Ляликов.

ПСИХОЛОГИЗМ в логике, методологич. подход к логике с т. зр. психологич. трактовки её осн. понятий. Возник на почве ассоцианизма. Представители: Дж. Локк, Д. Юм; Я. Ф. Фриз, Ф. Э. Бенеке, Б. Эрд­ман, Т. Липпс (Германия); А. Бэн (Великобритания); Н. Рождественский, М. Троицкий, Н. Я. Грот (Рос­сия). Необходимость логич. законов П. усматривает в непосредств. ассоциациях сознания. Суждения и умо­заключения, согласно П., — это сознат. синтез пред­ставлений, реализуемый в «живом процессе» мысли. Они субъективны по существу и объективны только по языковой форме, внешней для самого акта мысли. Поскольку мышление и язык не тождественны, логика (как наука о «технике мышления») не должна ограничи­ваться изучением языковых форм мысли. Её осн. за­дача — исследовать внутр. механизмы познават. про­цесса, опираясь на психологич. методы. Для П. ло­гика — это часть теории познания, а именно «психодина­мика познания» (Грот), охватывающая все познават. функции разума (наблюдение, анализ, синтез, обобщение и т. п.). Начатую в работах Дж. Буля, Г. Фреге и Э. Шредера математизацию логики П. воспринял как своего рода возрождение схоластики, став на долгие годы идейным противником математич. логики. Эта позиция П. заметно ослабила его филос. влияние в нач. 20 в.

Однако на связи логики и психологии продолжали настаивать мн. учёные (в частности, А. Пуанкаре). В это же время косвенную поддержку П. получает от интуиционизма, для к-рого значение этой Связи ограни­чивается областью точного математич. мышления. С сер. 20 в. антагонизм П. и логицизма слабеет. Уста­новки П. частично видоизменяются и усваиваются на более широкой основе идей и методов кибернетики, вклю­чая новейшие исследования по моделированию позна­ват. процессов.

• Дресслер И. Г., Основания психологии и логики по Бенеке, пер. с нем., СПБ, 1871; Гербарт И. Ф., Психология, пер. с нем., СПБ, 1895; Грот Н. Я., К вопросу о реформе ло­гики, Лейпциг, 1882; Бирюков Б. В., Человеч. фактор в ло­гике в свете проблемы «искусственного интеллекта», в кн.; Ки­бернетика и диалектика, М., 1978; Орловский С. А., Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информа­ции, М., 1981; Bain Α., Logic, v. 1—2, L., 1896—1906; L i p p s Т., Psychologie und Logik, Münch,, 1905; L u k a s i-e w i с z J., Z zagadnien logiki i filozofii, Warsz., 1961, S. 63—65.

ПСИХОЛОГИЗМ в социологии, методологич. подход, свойственный нек-рым направлениям бурж. со­циологии, ведущим начало от Г. Тарда, Л. Уорда, У. Мак-Дугалла, Ч. Кули и др., и активно практику­емый совр. школами символич. интеракционизма (Дж. Мид и его последователи X. Беккер, А. Коэн и др.), нео­фрейдизма, а также феноменологич. социологией (А. Шюц, А. Сикурел, П. Мак-Хью и др.) и этнометодологией (X. Гарфинкел и др.). Для всех разновидностей П. харак­терно стремление объяснить социальные взаимоотноше­ния и структуры на основе психологич. данных. В ранних, более грубых и примитивных формах П. преувеличива­лось значение генегич. факторов и особенности соци­ального поведения выводились из якобы исконно при­сущих человеч. психике свойств — сексуальности, аг­рессивности, аффективности, влечения к смерти и т. д. Свойствами личности (или нац. характера) пытались объяснить такие социальные явления, как войны, ра­совые и классовые конфликты и т. д. В дальнейшем П. эволюционировал в сторону отказа от идей генетич.

предопределённости человеч. поведения, сохранив вме­сте с тем установку на отрицание реальности таких объектов, как общество, социальная система, органи­зация и т. п. Такого рода понятия объявляются сторон­никами П. метафизическими. Приверженцы П. не выхо­дят за рамки анализа непосредств. взаимодействия лю­дей, оперируя гл. обр. такими понятиями, как «непо­средственно наблюдаемое поведение», реакция на ситуацию и т. п. Феноменологич. школа, декларируя отказ от П., понимаемого как анализ внутр. психич. процессов, сосредоточивается на процессах «конституи-рования социального мира из интерсубъективных дея-тельностей индивидов», т. е. по сути дела растворяет предмет социологии в социальной психологии. Методы психологич. анализа имеют известное значение при ис­следовании малых групп и коллективов (см. Социомет-рия), изучении субъективных сторон жизни общества, однако несостоятельны при изучении более широких социальных проблем.

В совр. бурж. социологии предпринимаются попыт­ки преодолеть ограниченность принципов и установок П. с помощью соединения его с анализом больших со­циальных систем (Т. Парсонс, А. Этциони, П. Блау, Ф. Селзник и др., см. Структурно-функциональный анализ). Однако исходные посылки и в этом случае остаются ко преимуществу психологическими. Сам Парсонс признаёт, что для него социальная психология в духе У. Томаса и Дж. Хоманса образует фундамент всех наук о человеке, в т. ч. социологии.

Марксистская социология, показывая ограничен­ность П., устанавливает реальное соотношение соци­ального и психологического, выражающееся в соци­альной обусловленности последнего, в том, что сущность человека в конечном счёте определяется структурой обществ. отношений.

• Замошкин Ю. А., Психологич. направление в совр. бурж. социологии, М., 1958; его же, Кризис бурж. индивидуа­лизма и личность, М., 1966; Кон И. С., Позитивизм в социо­логии, Л., 1964; Π а р ы г и н Б. Д., Основы социально-психо-логич. теории, М., 1971; Новые направления в социология, тео­рии, пер. с англ., М., 1978; И о н и н Л. Г., Понимающая социо­логия. Историко-критич. анализ, М., 1979; M e r t o n R. K., On theoretical sociology, N. Υ.— L., 1967; Parsons Т., Some problems of general theory in sociology, в кн.: Theoretical socio­logy, ed. by J. C. Me Kinney and B. A. Tiryakian, N. Y., 1970; Schutz AI., On phenomenology and social relations, ed., introd. by H. R. Wagner, Chi., 1970.

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. ψυχή — душа и λόγος — слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимо­отношения живых существ с миром реализуются по­средством чувств. и умств. образов, мотиваций, про­цессов общения, предметных действий, установок, эмо­циональных состояний и др. актов. Различные психич. компоненты поведения образуют структуру, придаю­щую ему устойчивость и целенаправленную активность. У человека эта структура выступает в виде психич. склада личности (её способностей, характера, темпера­мента, ценностных ориентации, самооценки, индиви­дуального стиля мышления и др.), определяющего свое­образие конкретных психич. проявлений. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином душа и считались предметом одного из раз­делов философии, названного в 16 в. П. Сведения об этих явлениях накапливались и во многих др. областях знания, а также в практике (особенно медицинской и педагогической). Специфика этих явлений, их данность субъекту в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обуслов­ленная способностью человека к самонаблюдению и самоотчёту в форме внутренней (скрытой от других людей) речи, их интимно-личностная ценность стали основанием для того, чтобы считать их несопоставимы­ми с др. явлениями бытия. Это представление культи­вировалось религ. и идеалистич. учениями. В противо­вес им уже в древности предпринимались попытки объяс­нить психич. явления едиными для всего мироздания материальными началами и законами. Важную роль в

укреплении естеств.-науч. воззрений на психику сыгра­ли успехи в изучении её телесного субстрата [в Др. Греции врач Алкмеон открыл зависимость ощущений от мозга, врач Гиппократ — зависимость типологич. различий между людьми (темпераментов) от гумо­ральных факторов и др.]. Первое систематич. изложение П. принадлежит Аристотелю, преодолевшему ограни­ченность наивно-материалистич. представлений о душе как тончайшем веществе (Анаксимен, Гераклит, Де­мокрит) и идеалистич. взглядов на неё как особое бес­плотное начало, противостоящее всему материальному (Пифагор, Платон). По Аристотелю, душа — это способ организации живого тела и его объективно наблюдаемо­го поведения. Отступая от этого положения при объяс­нении высших интеллектуальных форм (в учении о разуме), Аристотель дал повод для идеалистич. интер­претации его П. в томизме, впоследствии также в нео-томизме и у Брентано.

В условиях науч. революции 17 в. новая эпоха в ра­звитии П. была открыта Декартом, к-рый разрушил господствовавшее веками представление о душе как двигателе тела и объяснил с позиций механистич. де­терминизма зависимость психич. компонентов поведе­ния живых существ от материальных процессов вне организма и внутри его. На этой основе сложились важнейшие концепции науч. П.— о рефлексе, об ассо­циации и об ощущении как эффектах причинных влия­ний внеш. раздражителей на мозг (сведения о к-ром в ту эпоху являлись ещё чисто фантастическими). Бу­дучи дуалистом, Декарт противопоставил вызванным внеш. реалиями телесным эффектам акты индивидуаль­ного сознания как непосредств. знания субъекта о своих мыслях и своей способности произвольного дейст­вия. Считая сознание особой непространств. субстан­цией, открытой субъекту благодаря внутр. «зрению» (интроспекции), Декарт сформулировал т. н. интро­спективную концепцию сознания, оказавшую влияние на последующую трактовку предмета и методов П. Однако не эта концепция, а механистически-детерми­нистский подход определил развитие П. в 17 —1-й пол. 19 вв. Среди наиболее значит. учений этого периода выделяются: учение об ассоциациях (Гоббс, Локк, Юм, Гартли), об аффектах (Спиноза), о бессознат. пси­хике и апперцепции (Лейбниц, Гербарт), о зависимости личности от её интересов и воздействий социальной среды (франц. материалисты, Радищев).

Происшедшие в сер. 19 в. крупные сдвиги в биологии подготовили почву для выделения П. в отд. науку. Осо­бое значение имело дарвиновское учение о том, что пси­хич. процессы (подобно всем др. жизненным проявле­ниям) необходимы для успешного выживания организ­ма во внеш. среде. Тем самым эти процессы выступили в качестве объективно наблюдаемых, доступных естеств.-науч. изучению безотносительно к способно­сти индивида анализировать внутр. строй своего созна­ния (к-рая сама потребовала причинного объяснения).

В физиологии (в особенности при изучении функций органов чувств) использование экспериментальных и количеств. методов позволило открыть закономерные связи между внеш. воздействием и сенсорной реакцией, а также между этой реакцией и двигат. ответом на раз­дражитель (работы Э. Вебера и Г. Фехнера, заложившие основы психофизики, Г. Гельмгольца, разработавшего психофизиологию зрит. и слуховых ощущений и вос­приятий, Ф. Дондерса, исследовавшего время реакции). Изучение адаптивного поведения позвоночных (Э. Пфлю-гер) показало ограниченность прежнего учения о рефлексе и потребовало его радикальной перестройки, осуществлённой Сеченовым. Опираясь на созданную им неклассич. концепцию рефлекса, Сеченов разработал учение о том, что психич. процессы реализуются по принципу сигнальной саморегуляции и обратной связи

ПСИХОЛОГИЯ 549

и модифицируются при участии механизмов внутр. контроля.

Эти идеи и открытия привели к развитию собствен­ного научно-категориального аппарата П., начавшей обособляться как от философии, так и от физиологии (поскольку открытые в лабораториях закономерности не совпадали с анатомо-физиологическими). Выдвига­ется несколько программ построения П. как опытной науки. Первым лидером экспериментальной П. стал Вундт. По образцу созданной им лаборатории (1879, Лейпциг) возникают исследоват. центры П. в различных странах; появляются спец. периодич. издания по П.; созываются междунар. психологич. конгрессы. Экспе­риментальные методы исследования распространяются на процессы памяти (Г. Эббингауа), внимания (Дж. Кэттел), эмоций (У. Джемс и Г. Ланге), восприятия (рус. психолог Н. Н. Ланге), навыков (Э. Торндайк), мышления (вюрцбургская школа). Зарождение отраслей П., научающих поведение животных (сравнительная П.— Ч. Дарвин, К. Ллойд-Морган) и детей младенч. возраста (детская П.— В. Прайер) сыграло важную роль в укреплении объективного метода в П. в противо­вес субъективному, поскольку позволяло объяснить феномены П., не обращаясь к интроспекции. Социаль­ные потребности стимулировали изучение социально-психологич. различий между людьми и разработку систем тестов (краткосрочных и массовых испытаний, фиксирующих эти различия). Широкое применение тестов существенно сблизило П. с практикой — меди­цинской, производственной, педагогической, — позво­лив использовать данные П. с целью выявления u учё­та интеллектуальных и личностных характеристик лю­дей, уровня их развития, проф. пригодности и др.

Для 1-й трети 20 в. характерно появление в П. неск. крупных науч. школ, резко противопоставивших друг Другу свои теории, факты и объяснит. принципы. Ста­рая интроспективная концепция, трактовавшая П. как науку о сознании, состав к-рого «просвечивается» бла­годаря самонаблюдению, утрачивает своё влияние. Попытки трансформации её в вюрцбургской школе не привели к успеху, поскольку оказалось, что процесс мышления детерминируется установкой (задачей), не осознаваемой самим субъектом. Идея поэлементного членения сознания, к-рую отстаивали Вундт и его после­дователи, была подвергнута резкой критике о гештальт-психологии, противопоставившей ей изучение целостных психич. структур («гештальтов»), изоморф­ных независимым от сознания физич. и физиологич. структурам. Независимо от своей филос. ориентации эти школы способствовали разработке двух важнейших психологич. категорий: действия (умств. действия как направленного на проблемную ситуацию — в вюрц­бургской школе) и образа (в качестве целостной струк­туры, а не конгломерата ощущений,— в гештальтпси-хологии).

Решающий удар по трактовке П. как науки об инт­роспективно данных феноменах сознания был нанесён психоанализом (Фрейд) и бихевиоризмом. Первый вы­двинул проблему неосознаваемой мотивации поступков, обусловленной сложной структурой личности, второй изменил представления о предмете П., в качестве к-рого выступили объективно наблюдаемые телесные реакции на раздражители среды — внещней и внутренней. Наряду с Фрейдом значительно расширил понимание мотивации поведения Левин, разработавший оригиналь­ные экспериментальные методики её изучения. Суще­ственно обогатили науч. знание о развитии психики ра­боты Пиаже и его учеников. Эти психологич. школы базировались на философии позитивизма, оказав в свою очередь воздействие на филос. течения в странах Запа­да. Попытки преодолеть ограниченность фрейдизма и бихевиоризма, оставаясь на почве этих учений, приве-

ПСИХОЛОГИЯ

ли к появлению неофрейдизма, необихевиоризма и др. направлений, не выдержавших испытания временем. Требовалось радикальное преобразование методоло-гич. начал П.

В СССР оно происходило на диалектико-материали-стич. принципах историзма, отражения, первичности социальной практики. Уже в дореволюц. годы в России успешно развивались восходящие к Сеченову тради­ции естеств.-науч. изучения психич. деятельности (П. Ф. Лесгафт, H. H. Ланге, С. С. Корсаков и др.), к-рым противостояло идеалистич. течение интроспектив­ной П. (Н. Я. Грот, Г. И. Челпанов и др.). Эти материа-листич. традиции через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на мировую психоло­гич. мысль, укрепив детерминистский подход к меха­низмам поведения и стимулировав разработку объектив­ных методов. С возникновением сов. психологич. нау­ки в ней утверждается марксистская методология, согласно к-рой сознание — это производное реальной жизни людей (прежде всего труда) и вместе с тем её активный фактор, воздействующий на неё благодаря отображению окружающего мира и ориентации субъек­та по отношению к нему. Тем самым сознание в его различных компонентах (образ, мотив, умств. действие) выступило в качестве важнейшего объекта психологич. познания, а новая трактовка его природы сделала возможным применение к нему объективных методов.

Новые методологич. перспективы преобразовали на­правленность и содержание конкретных исследований в области П., выдвинув на первый план анализ взаимо­отношений между психич. процессами и регулируемой ими деятельностью человека в различных сферах прак­тики. С этим сочетались принцип историзма, ознамено­вавший переход к рассмотрению индивидуального со­знания в ого обусловленности факторами культуры, включая язык и др. знаковые системы (Л. С. Выготский), подход к человеку как «активному деятелю в среде» (М. Я. Басов), положение о том, что сознание не толь­ко проявляется, но и формируется в деятельности (С. Л. Рубинштейн), поиски соответствий между строе­нием внеш. практич. деятельности и внутр., умств. деятельности (А. Н. Леонтьев). В русле этих ориентации развернулось изучение динамики различных психич. процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), а также путей формирования личности, её инвариант­ных и вариативных свойств, детерминируемых жизнен­ным воспитанием.

Возможность постижения психич. процессов как реальности, независимой от субъективной рефлексии (самоотчёта) о них, обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе отношений с др. людьми. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутр. плане своего поведения (см. Самосознание). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу т. н. бессознательного, служат предметом П., к-рая выявляет характер соответствия действит. мотивов, установок, ориентации личности сложившимся у неё представлениям о них. Как осозна­ваемые, так и неосознаваемые психич. процессы реализу­ются посредством физиологич. нейрогуморальных ме­ханизмов, но протекают по собств. законам в силу того, что в психике человека представлена природная и социально-культурная действительность и жизнь дей­ствующей в ней личности. Рассматриваемая сама по се­бе, эта действительность не является предметом П., так же как не является им деятельность в целом, изуча­емая многими др. науками. П. исследует лишь определ. аспект деятельности, данный в системе её наиболее общих предельных и несводимых к другим понятий (категорий) — образа, мотива, действия, психосоци­ального отношения личности и др.

Категориальный строй П., отображая психич. ре­альность в её самобытных инвариантных характеристи­ках, служит основанием, «стволом» всего многообразия

ответвлений совр. П., выступающих в виде отд. отрас­лей, многие из к-рых приобрели самостоят. статус (со­циальная психологич. инж. П., детская П., мед. П., юридич. П. и др.). В результате контактов с др. наука­ми П. обогащается новыми идеями и подходами, раз­вивающими её содержание и категориальный аппарат, к-рый обеспечивает целостность П. как самостоят. науки. Серьёзное воздействие на развитие этого аппа­рата оказала происшедшая в условиях совр. науч.-технич. революции передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеч. мозга — накопления и переработ­ки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и модели, что способствовало форма­лизации и математизации П. С др. стороны, автомати­зация и кибернетизация резко повысили заинтересован­ность в оперативной диагностике и прогностике, эф­фективном использовании и культивировании функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего — творч. мышления. Соот­ветственно изучение «искусств. интеллекта», с одной стороны, активности личности, её творч. возможно­стей — с другой, становятся важнейшими направлени­ями П. Наряду с ними успешно развиваются: социаль­ная П. (в особенности изучение группового поведения, феноменов конформизма, сплочённости, формальных и неформальных коммуникаций и др.), П. управления, изучающая роль «человеч. фактора» в процессах управ­ления, а также психологич. исследования, связанные с освоением космич. пространства, экологич. и др. глобальными проблемами современности.

Включённость П. в многоплановый контекст взаимо­действия социальных, естеств. и технич. наук (на уров­не как фундаментальных, так и прикладных исследова­ний) придаёт особую остроту методологич. анализу её понятийных средств, объяснит. принципов, концепций и методич. процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.

* Рубинштейн С. Л., Основы общей П., M., 19462; В ы г о т с к и й Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; С п и p к и н А. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Я p о ш е в с к и й М. Г., П. в XX столетии, M., 19742; его же, История П., М., 19762; Леонтьев A. Н., Деятельность, сознание, личность, M., 19772; Murphy G., Historical intro­duction to modern psychology, N. Y., 1949; Boring E. G., A history of the experimental psychology, N. Y., 19502; Mi-siak H., Sexton V., History of psychology, Ν. Υ., 19682; Handbook of general psychology, ed. by В. В. Wolman, N. Y., 1973; The history of psychology and the behavioral science. A bibliographic guide, сотр. by R. J. Watson, N. Y., 1978.

М. Г. Ярошевский.

ПСИХОСОМАТИКА (от греч. ψυχή — душа и σώμα — тело), в широком смысле — термин, принятый в меди­цине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при к-ром особое внимание уделяется роли психич. факторов в возникновении, течении и исходе соматич. заболеваний.

П. в более узком смысле, или психосоматич. медици­на, представляет собой направление в совр. зарубеж­ной медицине, возникшее на основе применения теории и техники психоанализа к истолкованию и терапии т. н. неврозов органов и органич. заболеваний. Получила распространение в США, Нидерландах, ФРГ, Швейца­рии и др. зап.-европ. странах. Были предприняты по­пытки разработать систему соответствий между тем или иным органич. заболеванием и специфич. чертами характера и личности (Ф. Данбар, США), типами эмо­циональных конфликтов (Ф. Александер и чикагская школа). На теоретич. построения П. оказали влияние, помимо психоанализа, такие школы идеалистич. фило­софии 20 в., как экзистенциализм (Л. Бинсвангер), нем. филос. антропология 20 в. (мед. антропология В. Вайцзеккера) и др.

• Weise Е., English О. S., Psychosomatic medicine, Phil.—L., 1957»; Weizsäcker V., W у s s D., Zwischen Medizin und Philosophie, Gott., 1957.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смыс­ле — вопрос об отношении психич. явлений к физи-

ческим, в более узком — о соотношении между пси­хическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внеш. природы и от жизни тела обосно­вывалась ещё в др.-греч. натурфилософии. Особую раз­работку П. п. получила в новое время, когда в филосо­фии 17 в. сложилась механистич. картина мира и психач. явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую филос. и науч. мысль,— психофизич. взаимодействие (Декарт) и психофизич. параллелизм (Лейбниц). Согласно Де­карту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с дру­гой — способно воздействовать на него (напр., при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психиче­ского и физического было отвергнуто сторонниками не-разделённости сознания и мозга как с идеалистич. (Лейб­ниц, Мальбранш), так и с материалистич. (Гартли) позиций, Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психич. и физич. процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять телесное пове­дение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регу­ляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизич. взаимодействия (Джемс). В кон. 19 — нач. 20 вв. рас­пространилась махистская трактовка П. п. (см. Ма­хизм), согласно к-рой душа и тело «построены» из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процес­сов — физиологических и психических, а о различных «комплексах ощущений». Эта идеалистич. концепция (подвергнутая критике В. И. Лениным в работе «Мате­риализм и эмпириокритицизм») привела неопозитиви­стов к утверждению, будто П. л. является псевдопроб­лемой, не разрешимой науч. средствами. Диалектич. материализм решает П. н. на основе понимания психи­ки как активного отображения реальности, осуществля­емого посредством нейромеханизмов. • Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, см. Психо­физическая проблема.

ПСЮХЕ (греч. ψυχή — душа), термин др.-греч. фило­софии, душа, исконно этимологич. значение — «дыха­ние» (ср. рус. «душа, дух» — «дышать», «воздух»). У Гомера П. употребляется в значении: 1) «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного «призрака» (είδωλον), после смерти чело­века существующего в Аиде, но полностью лишённого сознания и памяти («Одиссея» XI 51; «Илиада» XXIII 104). Новая, антигомеровская концепция П. распрост­раняется начиная с 6 в. до н. э. в пифагореизме и орфиз­ме: П. понимается как «демон», т. е. бессмертное суще­ство божеств. происхождения, её странствия по телам животных и растений (см. Метемпсихоза) — как «на­казание» за первобытный грех Титанов, «тело» — как «могила» души [с обыгрыванием созвучия σώμα («тело») — σήμα («могила»): Филолай, фр. В 14], цель праведной жизни — как «очищение» (катарсис) от скверны, искупление вины и возвращение П. на небес­ную прародину. Одновременно П., обладающая памятью о прежних инкарнациях (Пифагор 14, 8DK), отождест­вляется с психическим «Я»; во фрагментах Гераклита П.— субстрат феноменов сознания и носитель нравств.

ПСЮХЕ 551

качеств («Сухая П. — мудрейшая и наилучшая», фр. 68 М), хотя в то же время и отождествляется с воздухом (фр. 66—67 М). За исключением Гераклита религ.-эсхатологич. проблематика П. чужда ионийской тради­ции, к-рая интересуется прежде всего биологич. функ­циями П. (П. — «жизнь») и понимает её обычно как воздух и дыхание; при этом в рамках параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса нередко постулируется мировая П. (так в древнейшем филос. тексте о П. — фр. В 2 Анаксимена, но возможно уже у Фалеса 11 А 22, затем у Гераклита и особенно ярко у Диогена Аполлонийского — фр. В 4 слл.). Неясно совмещение у Эмпедокла натуралистич. концепции П. («кровь») в «О природе» с орфико-пифагорейским учением о П,-«демоне» в «Очищениях». Демокрит постулировал для П. особые шарообразные атомы «огня» (№ 443—451 Лурье), превосходящие все остальные атомы кинетич. способностью, «ибо шар — самое подвижное из всех тел, так как он касается плоскости только в одной точке» (№ 443 а). Сократу, по-видимому, принадлежит выдви­жение на первый план личностного момента и этич. проблематики П.

Учение Платона о П., выросшее из орфико-пифаго-рейской концепции, отличается от неё теоретич. углуб­лением и многоаспектностью. Эпистемологич. аспект разрабатывается в «Федоне»:бессмертие и изначальная близость бестелесной П. к сверхчувств. миру делают возможным познание идей через «воспоминание» (см. Анамнесис).В «Федре» (265 b 5 слл.) П. выступает как онтологич. принцип (архе) движения, в «Тимее» ми­ровая П. движет космосом и светилами (ср. также 10-ю кн. «Законов»). Систематич. трактовка П. в социально-этич. плане дана в «Государстве» (IV 435 е слл.): иерар­хия трёх частей П. — «рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой» (локализованных соответст­венно в голове, груди и брюшной полости) соотносится с трёхчастным делением общества на стражей-филосо­фов, воинов и ремесленно-земледельч. сословие. Бес­смертна только высшая часть, согласно «Тимею», соз­данная демиургом.

Осн. текст Аристотеля о П.— трактат «О душе» (П.), психофизиологич. ориентация к-рого резко контрасти­рует с платонич. концепцией раннего диалога «Евдем» (фр. 1—12 ross). Аристотель изъял П. из космологии, передав функции «самодвижущегося» начала «природе», и различал три «способности» П. — «питательную», «чувствительную» и «поэтическую» (интеллектуальную): первая присуща растениям, первые две — животным, все три — только человеку («О душе» 414 b20—415 а 13). Душа и тело относятся между собой как акт и потен­ция, форма и материя и потому нераздельны; «отдели­ма» и бессмертна только активная часть ноэтич. П. («О душе» III 5).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.