Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 134 страница




Определ. закономерности (правильность, симметрич­ность, гармония, ритм, пропорциональность, «целесооб­разность», мера в звуковых и цвето-световых отноше­ниях), характеризующие внеш. облик явлений, стали обладать эстетич. значимостью, поскольку через позна­ние и использование их человек утверждает себя в мире. Свойством П. обладает сам человеч. труд как свобод­ная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «... игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К., там же, т. 23, с. 189), а также её результаты, несущие на себе «отпе­чаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеч. деятельности П. выступает как про­явление и, следовательно, как свидетельство целесооб­разности и совершенства.

П. в иск-ве — его художеств. ценность — обуслов­лено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистич. идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

П. как ценность, в к-рой выражено объективное эстетич. значение явлений, осваивается через субъек­тивные эстетич. оценки, сквозь призму вкусов и идеа­лов людей. Важнейшей задачей эстетич. воспитания является формирование и развитие способности чело­века воспринимать подлинную ценность П.

В советской лит-ре по эстетике проблема П.— предмет дискуссии, в центре к-рой соотношение в П. объективного и субъективного, природного и общест­венного.

• Ванслов В. В., Проблема П., М., 1957; Дмитрие­ва Н. А., О П., М., I960; Эстетическое. Сб. ст., М., 1964; К p ю-ковский Н., Логика красоты, [Минск, 19651; Л о-с е в А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, [М.], 1965; Природа и функции эстетического, [M.J, 1968; Стο­лович Л. Н., Категория П, и обществ. идеал, М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 19712; Борев Ю. Б., Эстетика, М., 19813; К а л a н­т а р Α., Проблема П. К истории и теории вопроса, Ер., 1981; Philosophies of beauty..., select, and ed. by E. P. Carritt, Oxf., [1962]. Л. Н. Столович.

ПРЕРЫВНОСТЬ, см. Непрерывность и прерывность.

ПРЕСТИЖ социальный (франц. prestige, перво-нач.— обаяние, очарование, от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка со­циальной роли или действия, социальной или проф. группы, социального института, физич. достоинства, психологич. качества и т. п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей. Носителем П. с. в конечном счёте выступает личность. Объективной основой признания привлекательности или значимости социального каче­ства является реальный вклад в удовлетворение той или иной обществ. потребности, но в обществ. мнении

оценка этого вклада опосредствуется социально-психо­логическими факторами и может подвергаться иска­жениям,

До кон. 18 в. слово «П.» использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к исходному (латинскому),— не­обычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем метафорически применялось к деятелям лит-ры и иск-ва. В кон. 19 в. говорили о П. политич. и др. ли­деров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Тард объяснял движение моды и т. п. явления как результат подражания носителю II. Дальнейшие исследования показали, что человек действительно склонен идентифицировать себя с облада­телем П., и это часто заставляет стремиться к престиж­ной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей П. и т. д. Неофрейдизм исходит из того, что чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу отношения к нему окружающих, чем больше в нём под-сознат. неуверенности в собств. ценности и безопасно­сти, тем сильнее, как контр-баланс, проявление стремле­ния к П. По мнению Мида, поскольку другие — это «зеркало», определяющее человеч. «Я», П. обеспечивает самоутверждение личности — уважение к себе, гаран­тированное уважением других людей.

Марксистская социология исходит из того, что осно­вы II. определяются системой обществ. отношений, а господствующая в обществе система ценностей предоп­ределяет критерии оценивания и обусловливает высо­ту П.

Динамику П. нельзя толковать однозначно как отра­жение какого-то одного фактора. Однако П. поддаётся эмпирич. определению и выступает как важный показа­тель таких недоступных прямому наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной дифференциации и т. п. Изменение П. за определ. пе­риод позволяет судить о происходящих социальных изменениях. Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании П. определ. позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации, находясь в руках господств. класса, способствуют перераспределению П. в его ин­тересах.

Исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что П. профессий, насел. пунктов и т. д. оказывает большое влияние на проф. ориентацию мо­лодёжи, отношение рабочих к труду и социальную мо­бильность. Изучение П.— необходимое условие соци­ального прогнозирования и воздействия на динамику П. в интересах общества.

• Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и лич­ность, М-, 1966; Здравомыслов А. Г. и Я д о в В. А., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М., 1966; Человек и общество. Сб. [Л.), 1967; Рубинов А. 3., Лестница П., М., 1976; Черно-воленко В. Ф., Осеовский В. Л., Π а н и о т-т о В. И., П. профессий и проблемы социально-профессион. ориентации молодежи (опыт социологич. исследования), К., 1979; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V., The status seekers, N. Y., [1959].

ПРЕФОРМИЗМ (от лат. praeformo — заранее образую, предобразую), учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определя­ющих осн. черты развития и строения организмов сле­дующего поколения. Наивно-преформистские идеи впер­вые получили выражение у Гиппократа и Анаксагора (в учении о гомеомериях), но были вытеснены учением Аристотеля об эпигенезе, согласно к-рому зародышевое развитие организмов есть процесс, осуществляемый путём серии последоват. новообразований. Эпигенетич. представления господствовали в период поздней антич­ности и в ср. века. Непосредств. предшественником совр. П. было учение о преформации (предобразовании), возникшее в эпоху Возрождения как реакция на ср.-век. представления о господстве в организме «жизнен­ной силы». В 17 в. раннепреформистские концепции были конкретизированы на данных микроскопии А. Ле-венгуком, М. Мальпиги и Я. Сваммердамом, ошибочно

считавшими, что, наблюдая зародыш, "видеть" сформировавшиеся части (органы, ткани, структуры) взрослого организма. Из учения о преформации, но­сившего механико-материалистич. характер, делались креационистские выводы: предполагалось, что все бу­дущие поколения как бы вложены в зародышевые клетки «впервые созданных» организмов. В монадоло­гии Лейбница концепция преформации была распрост­ранена на всю эволюцию мироздания, т. е. приобрела методология, значение. В работах преформистов 18 в. (Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спалланцани) учение о пре­формации вылилось в отрицание новообразований в ходе историч. бытия организмов и стало одним из крае­угольных камней метафизич. картины мира. В течение 18 — нач. 19 вв. П. был постепенно вытеснен эпигенетич. представлениями, сторонники к-рых, однако, нередко отбрасывали и то ценное, что содержалось в работах преформистов: идею развития на базе детерминирован­ных и относительно консервативных наследств. струк­тур. Упадок П. продолжался до 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., когда благодаря созданию теории индивидуаль­ности хромосом и выяснению сущности процессов кле­точного деления, оплодотворения, эмбриогенеза и наследств. передачи спор между П, и эпигенезом был поставлен на принципиально новую почву. Совр. кон­цепция онтогенеза включает элементы как П., так и эпигенеза. Генетич. информация, содержащаяся в зиготе, детерминирует норму реакции организма в ходе его развития. Новое в процессе развития организ­ма возникает как благодаря непрерывному переходу организации зародыша на более высокий уровень, так и мутациям, вносящим в онтогенез принципиально новые компоненты.

• Равен X., Оогенея. Накопление морфогенетич. информа­ции, пер. с англ., М., 1964; Дэвидсон Э., Действие генов в раннем развитии, пер. с англ., М., 1972; Bandlow E., Philosophische Aspekte in der Entwicklungsphysiologie der Tiere, Jena, 1970.

ПРИРОДА, 1) в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изу­чения (напр., представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методоло­гии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты естеств. наук. Как предельная абстракция, осн. характеристиками к-рой являются универсальность, законосообразность и само­достаточность, понятие П. выдвигается на первые роли в социально-культурном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. догматизма и ср.-век. схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16—17 вв.). Совр. естество­знание наследует традиции понимания П., выработан­ные в новое время, но одновременно существенно обо­гащает их. Это выражается в представлениях о разви­тии П. и его специфич. закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных уровнях организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т. п. Напр., с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о направлении естеств. процессов; достижения физики микромира способствуют значит. расширению понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостно­сти П. как единой системы. 3) Наиболее употребитель-

ПРИРОДА 529

но толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существования человеч. общества. В этом смыс­ле понятие П. характеризует место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком ма­териальных условий его существования — «второй П.». По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П.— закон, регулирующий обществ. произ-во; без такого обмена была бы невозмож­на сама человеч. жизнь (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).

Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда осуществляется в ко­нечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением харак­тера, направленности и масштабов человеч. деятель­ности. Интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием П. интег­рирующую роль в познании начинает играть понятие деятельности.

До начала совр. научно-технич. революции эксплуа­тация П. носила преим. экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы дея­тельности общества практически не были ограничены извне, со стороны П.— человек мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собств. производит.

сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: масштабы потребления тра-диц. источников энергии, сырья и материалов стано­вятся сравнимы с их общими запасами в земной П.; та же картина вырисовывается и в отношении естеств. базы для произ-ва продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., ощутимо вторгается в её естеств. механизмы са­морегуляции, резко видоизменяет условия существо­вания живой материи. Всё это создаёт объективно-при­родную основу и необходимость перехода от экстенсив­ного к интенсивному способу эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему использованию её ресурсов. Со стороны самого общест­ва эта необходимость подкрепляется соответств. изме­нением характера деятельности, к-рая теперь уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собств. внутр. логики, а требует спец. регулирования, поскольку оказывается ограниченной совокупность её материальных, природных условий. В совр. обществе инструментом такого регулирования выступает нау­ка — гл. орудие интенсивности произ-ва и рационали­зации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё более последова­тельно ориентируется и человеч. деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к П.— отношение глобального управления, к-рое ох­ватывает как процессы в П., так и деятельность обще­ства в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на П. и необходимость её сохранения и воспроизводства. П. во всё больших масштабах становится существенным и разумно управ­ляемым компонентом социального организма.

Для первобытного человека, почти полностью раст­ворённого в П., характерно её одухотворение. Мифоло-гич. мышление ещё не располагает основаниями для чёткого противопоставления П. и человека. Собствен­но теоретич. отношение к П. впервые складывается с отделением философии от мифологии, т. е. с появлени­ем теоретич. мышления как такового. В ценностном

ПРИРОДА

плане это отношение оказывается двойственным: та часть П., которая вовлечена в орбиту деятельности че­ловека, толкуется с утилитарно-прагматич. точки зре­ния как потребительская ценность, как источник ре­сурсов для человека и место его обитания (эта ценност­ная позиция сохраняется вплоть до сер. 20 в.); П. же в целом долгое время выступает как неизмеримо превос­ходящая человека сила и потому — как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип ценностного отношения определяет и направление теоретич. размыш­лений о П. Через всю антич. философию проходит трак­товка П. как совершенства, как средоточия логоса. Антич. мышлению свойственно обращаться к П. как к эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в сог­ласии с П. и её законами расценивается здесь обычно как самая благая и, желанная. Существенно иное отно­шение к П. складывается с утверждением христиан­ства, к-рое рассматривает её как воплощение матери­ального начала, как «низ», где всё преходяще и измен­чиво. Земному, П. резко противопоставляется вечное, абс. духовное начало — бог, безусловно стоящий над П. В противоположность античности осн. идеей здесь является не слияние с П., а возвышение над нею. Воз­рождение вновь обращается к антич. идеалам толкова­ния П. и всего естественного, природного как воплоще­ния гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных кон­текстах, в частности в концепции естеств. права (Руссо и др.), выводившей право из данных П., «естеств.» законов человеч. общежития, а также в ряде школ лит-ры и философии, активно проводивших лозунг «назад к П.» и усматривавших в нём единств. спасение от разрушит. действия бурж. порядков.

Этот же идеал отношения к П. в новое время сыграл немалую роль в превращении П. в объект науч. изуче­ния. Вместе с тем развитие науки и начало активного освоения П. на базе развития пром-сти существенно трансформировали первонач. схему идеализиров. и поэтизиров. отношения к П. Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» П. По отношению к поз-нават. и практич. активности человека П. начинает выступать как объект, как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума.

Такой тип отношения к П. сохраняется до тех пор, пока действит. господство над нею не начинает превра­щаться в реальность. Когда мир, созданный деятель­ностью человека, становится соизмеримым с миром П., т. е. когда деятельность общества достигает планетар­ных масштабов, становится по своему объёму сравни­мой с масштабами процессов в П., утилитарно-праг­матич. отношение к П. постепенно перестаёт быть само­довлеющим и безграничным, оно дополняется осозна­нием растущей зависимости самой П. от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к П., к-рый можно назвать социально-историческим и к-рый исходит из оценки П. как уникального и универс. вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает от-ветств. отношение к П., постоянное соизмерение нужд общества и возможностей П., учёт того, что сам чело­век и человечество есть часть П.

В науч.-теоретич. плане этой ценностной переориен­тации соответствует переход от идеи абс. господства над П. к идее отношений общества и П. как отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Пер­вым теоретич. выражением этой позиции явилась соз­данная В. И. Вернадским концепция ноосферы. Соз­нание потенциального (а в нек-рых пунктах и актуаль­ного) превосходства общества над П. постепенно, хотя и не безболезненно, рождает новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответств. управ­ления социальными и природными процессами и усло­виями. Во 2-й пол. 20 в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве основы регу-

лирования деятельности и всей системы практич. от­ношений общества и П., в т. ч. мероприятий по охране природы и защите окружающей среды.

Взаимодействие П. и общества по-разному протека­ет в разных социально-экономич. условиях. Ещё осно­воположники марксизма показали, что капитализм ро­ждает хищнич. отношение к П., источник к-рого заклю­чён в господстве частного, индивидуалистич. интереса. По словам К. Маркса, «... культура, если она разви­вается стихийно, а не направляется соз­нательно..., оставляет после себя пустыню» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 45). Практика совр. капитализма свидетельствует о том, что бурж. строй создаёт серьёзные препятствия на пути построения рационального управления П. В противо­положность этому сама сущность социалистич. строя благоприятствует рационализации отношения к П., хотя такая рационализация осуществляется не авто­матически, а требует спец. усилий и затрат со стороны общества. См. также Экология социальная.

• Энгельс Ф., Диалектика П., Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпи-риокритицизм, ПСС, т. 18; Человек, общество и окружающая среда, М., 1973; Вернадский В. И., Размышления натура­листа, кн. 1—2, М., 1975—77; Сен-Марк Ф., Социализация П., пер. с франц., М., 1977; Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греч. наука «о при­роде», М., 1979. Э. Г. Юдин.

ПРИСТЛИ (Priestley) Джозеф (13. 3. 1733, Филдхед, близ Лидса,— 6. 2. 1804, Нортамберленд, Пенсильва­ния, США), англ. философ-материалист, химик (ему принадлежит открытие кислорода), обществ. деятель. По окончании духовной академии стал священником. Отстаивал идеи веротерпимости, выступал против англ. колон. господства в Сев. Америке, приветствовал Вели­кую франц. революцию. Из-за преследований был вы­нужден эмигрировать в США (1794). Чл. Лондонского королев. об-ва (1767) и чл. Парижской АН (1772); в 1780 был избран почётным членом Петерб. АН.

В многолетней и страстной полемике со сторонника­ми различных идеалистич. школ П. учил, что природа материальна и что дух (сознание) представляет свойство материи, движущейся по неотвратимым, изначально присущим ей законам. Вместе с тем, придерживаясь деизма, П. полагал, что сами эти законы созданы божеств.

разумом. С принципом материальности мира П. соединял идею строжайшей причинной обусловленности (необходимости) всех явлений, отвергая утверждения теологов, будто при таком понимании человек как части­ца материи не несёт ответственности за свои поступки.

П. развивал и популяризировал учение Гартли о том, что все психич. процессы, включая абстрактное мышле­ние и волю, совершаются по укоренённым в нервной системе законам ассоциации. П. выступал с критикой философии шотландской школы.

П. принадлежит также ряд ценных работ по истории науки и методологии науч. исследования.

• The theological and miscellaneous works, v. 1—25, L., 1817— 1832; Writings on philosophy, science and politics, ed., with an introd. by.1. A. Passmore, N. Y.— L.. 1965; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1934; в кн.: Англ. материалисты 18 в., т. 3, М., 1968.

• История философии, т. 2, М., 1941, с. 246—50; История фило­софии, т. 1, М., 1957, с. 615—19; Holt A. D., A life of J. Priestley, L., 1931.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ, филос. категории, отоб­ражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений. Под причиной (лат. causa) понимается явление, действие к-рого вызывает, определяет, изме­няет, производит или влечёт за собой др. явление; по­следнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следст­вия. Различие между причиной и условием относитель­но. Каждое условие в определ. отношении является причиной, а каждая причина в соответств. отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинако­вые причины в одних и тех же условиях вызывают оди-

наковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

В противоположность идеалистич. воззрениям, отри­цающим объективное содержание понятий П. и с., мате-риалистич. концепции обосновывают взгляд, согласно к-рому знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объек­тивно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

В отличие от метафизич. материализма, видевшего только одну сторону причинной зависимости — воз­действие причины на следствие, диалектич. материа­лизм признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, к-рое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимо­действий вещей и процессов природы составляет всеоб­щее (универсальное) взаимодействие, исходя из к-рого «... мы приходим к действительному каузальному от­ношению» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 546). П. и с. суть отд. стороны, моменты, звенья универс. взаимодействия. Только мысленно изолируя отд. его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порож­дения, можно говорить об одностороннем действии при­чины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во мн. областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.

В природе и обществе существует бесчисленное мно­гообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений и соответственно — многооб­разие причинно-следств. зависимостей. В совр. науке классификация причинно-следств. связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следств. связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энер­гетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по числу и связности воздействий — на простые, составные, однофакторные, многофактор­ные, системные, внесистемные. Причинно-следств. связи подразделяются также на внешние и внутренние, глав­ные и неглавные, объективные и субъективные, всеоб­щие, особенные, единичные и др.

В гносеологии понятие причиино-следств. связи вы­полняет важную методологич. функцию, ориентируя ис­следователя на прогрессивное движение познания по причинно-следств. цепи — от случайности к необходимо­сти, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., Материализм и эмпи­риокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Аскин Я. Ф., Филос. детерминизм, Саратов, 1974; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; см. ст. Причинность и лит. к ней.

ПРИЧИННОСТЬ, генетич. связь между отд. состояния­ми видов и форм материи в процессах её движения и развития. Вопрос о П. непосредственно связан с пони­манием принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется материально-практич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы. Всё это обусловливает остроту проб­лемы П. в философии и науке вообще (см. Детерминизм и Индетерминизм). Проблема П. тесно связана с осн. вопросом философии: «... субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 159).

ПРИЧИННОСТЬ 531

Сущностью П. является произ-во причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесённости одного явления другому.

П. объективна: она есть присущее самим вещам внутр. отношение. П. всеобща, т. к. нет явлений, к-рые не имели бы своих причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных следствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое нек-рой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третье­го явления и т. д. Эту последовательность явлений, свя­занных друг с другом отношением внутр. необходимо­сти, наз. причинной или причинно-следств. цепью. Её можно назвать «цепью причинения». Любая из цепей причинения не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно «первую» или «последнюю» причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъ-естеств. силе.

В процессе причинения происходит перенос материи и движения от причины к следствию. С этим связана другая фундаментальная черта процесса причинения — перенос структуры от причины к следствию, т. е. вос­произведение, «отображение» структуры причины в структуре следствия. Этот факт лежит в основе прису­щего материи свойства отражения. На основе причин­ного воздействия и переноса структуры по цепям при­чинения осуществляются все виды создания, восприя­тия, передачи, хранения, переработки и использования информации в технич. устройствах и живых организ­мах. Информац. аспект процессов причинения играет особенно важную роль в социальной сфере, выражая существ. особенность П. в социальной области.

Неизбежность переноса материи и движения от при­чины к следствию ведёт к тому, что уже сам факт по­рождения следствия определ. образом изменяет причи­ну, что является универс. свойством П. На основе этого свойства П. в ходе естеств. развития материи возникают системы с обратной связью и самоорганизующиеся си­стемы. Процесс причинения последовательно развёр­тывается во времени. Его исходным пунктом служит формирование самой причины для действия в данных условиях. Причина во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или менее длит. ста­дия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение к-рой идёт процесс активного воздействия следствия на причину. То, как именно будет действовать причина и каким окажется следствие, зависит не толь­ко от природы причины, но и от характера условий, при к-рых развёртывается действие этой причины. Усло­вия, независимые от причины явления, превращают в действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.

Обоснование П. и её виды. В диалектич. материализ­ме представление о П. обосновывается на основе прак­тики: тот факт, что человек управляет определ. природ­ными и социальными процессами, является решающим доказательством существования П. С развитием прак­тики и познания раскрываются новые виды П., к-рые определяются природой соответствующих объектов и систем, формой движения материи.

Классич. физика основывалась на механич. понима­нии П.: причиной искомого состояния объекта является нек-рое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени. Предсказания сол­нечного и лунного затмений, времени противостояния

ПРИЧИННОСТЬ

планет и т. п. служили важным обоснованием этой кон­цепции.

Развитие совр. физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики, привело к существ. видоизменению, обобщению категории П. Это связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистич. теорий, к-рые принципи­альным образом включают в свою структуру вероятно­стные представления (см. Вероятность). В классич. физике предполагалось, что все связи между парамет­рами объекта определены в количеств. отношении стро­го однозначно (т. н. лапласовский детерминизм). В структуру же статистич. теорий неустранимым образом включены неопределённость и неоднозначность. Так, напр., в квантовой механике определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда характеристик, поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность. Вместе с тем наиболее существ. характеристики при задании состояний определяются вполне однозначно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 218 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.