Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 122 страница




П. в философии и в обществ. науках связана с позна­нием истинной картины мира, с развитием прогрессив­ных идей, носителями к-рых были, как правило, пред­ставители восходящих классов. В философии движе­ние человеч. познания к науч. картине мира вырази­лось в развитии материалистич. миропонимания, в ста­новлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества. П. филос. взглядов состоит в различном под­ходе к целостному объяснению мира (соотношение мате­рии и духа, бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич. ценностям и др. Фи­лософия марксизма — диалектич. и историч. материа­лизм — возникла как теоретич. система, выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц. преобразоват. деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц. философии современности марксистско-ленинская тео­рия находится на вооружении Коммунистич. партии и противостоит различным школам и течениям идеализ­ма — объективного и субъективного. Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата, как непременный элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две ты­сячи лет назад» (там же, т. 18, с. 380).

П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направ­ленности творчества писателя, художника, артиста, музыканта. Художник не может уйти от определ. трак­товки социальных позиций и устремлений изображае­мых героев, как и от собственных симпатий и антипа­тий, поскольку каждый человек бесчисленными нитя­ми связан с интересами и духовными ценностями оп-редел. классов, социальных групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин показал лицемерие рассуж­дений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскиро­ванная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» (там же, т. 12, с. 104). Разговоры об абс. свободе — лишь мас­кировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связан­ной с буржуазией лит-ре противопоставить действи­тельно свободную, открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу своей специфики художеств. творчество требует обеспече­ния «... большого простора личной инициативе, инди­видуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же, с. 101). Коммунистич.

ПАРТИЙНОСТЬ 481

партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает необходимость развития прин­ципа П., видит в нём условие глубокого проникнове­ния в сущность социальных процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построе­ния коммунистич. общества. Г. Л. Смирнов.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, политич. организация, выражающая интересы обществ. класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов. П. п.— высшая форма классовой органи­зации.

Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на классы, с историей классовой борьбы, осо­бенно за обладание политич. властью. «Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 12, с. 137).

В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может происходить лишь в ходе осознания идеологами к.-л. класса его коренных общих интересов и их выражения в форме определ. концепции и политич. программы. П. п. про­свещает и организует класс или социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправ­ленный характер. П. п. является носителем определ. идеологии, в значит. мере обусловливающей руково­дящие принципы политики, организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые обычно конкрети­зируются в программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы разобраться в пар­тийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий, изучать не столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают при решении разных политических вопросов, как они ведут себя в делах, затраги­вающих жизненные интересы разных классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там же, т. 21, с. 276). Разграничение П. п., соот­ветствующее расстановке осн. классовых сил общества, достигается лить в условиях зрелого капитализма. В рабовладельч. и феод. обществе существовали сослов­ные политич. группировки, выражавшие интересы раз­личных прослоек господств. классов. Трудящиеся классы в этот историч. период в силу экономич. разоб­щённости и духовной придавленности, не могли создать самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выра­жали прогрессивные политич. группировки имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил (напр.. якобинцы во Франции). В условиях капитализма с сер. 19 в. борьбу за политич. господство пролетариат и буржуазия осуществляют через свои П. п. Система партий, поддерживающих господство буржуазии, становится оргаяич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер всей партийной системы зависит в конечном счёте от соотно­шения классовых сил, предопределяющего формы it методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру.

Согласно теории, развиваемой большинством бурж. социологов и государствоведов. И. п. являются выра­зителями воли народа, посредствующим звеном между народом и гос-вом. Многопартийность рассматрива­ется ими как основополагающий принцип «свободного демократич. строя». Фактич. господство партий монопо­листич. верхушки общества наряду с тенденциями от­странения от участия в политич. жизни массовых по­литич. орг-ций, выражающих интересы трудящихся, опровергают эту бурж. теорию как апологию господства монополий, допускающего использование нек-рых де­мократич. форм. В условиях бурж. общества, разде­лённого на антагонистич. классы, при сохранении эле-

ПАРТИЯ

ментарных основ бурж. демократии (свобода объеди­нений, парламентский режим), существование различ­ных П. п. закономерно. Многопартийность отражает как противоречия между классами, так и существова­ние различных слоев и групп внутри одного Класса. Господствующее положение в парт. системе мн. совр. бурж. гос-в занимают партии монополистич. капитала. Социальная функция бурж. партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а так­же в идеологич. и организац. подчинении ему масс. Отсюда стремление к созданию наряду с партиями, открыто стоящими на позициях защиты бурж. строя (напр., собр. консерваторы в Великобритании), партий, проводящих политику монополий, но построенных на более Широкой социальной основе (христ.-демократич. и христ.-социальные партии в ряде стран Зап. Евро­пы).

Серьёзной политич. силой во многих бурж. гос-вах являются с.-д. партии (Великобритания, ФРГ, Авст­рия. Бельгия, сканД. страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведёт За собой большинство рабочего класса, господствует в профсоюзах и др. массовых орг-циях. В понимании социалистич. цели, методов и темпов её достижения правые социал-демократы далеки от науч. социализма. Многие с.-д. партии в своих про­граммах открыто отреклись от марксизма, пропове­дуя движение к социализму исключительно с помощью реформ, примирение классовых противоречий и при­верженность к бурж. демократии. С.-д. партии неод­нократно находились и сейчас находятся у власти в различных странах, самостоятельно формируя прави­тельства или входя в состав коалиц. правительств. Однако их правление ни разу не поколебало устоев ка­питализма. Вместе с тем в ряде с.-д. партий ощутимо влияние левых элементов. Единство коренных инте-тесов всех трудящихся требует установления контак­тов и сотрудничества между коммунистами и с.-д. партиями в борьбе против монополистич. сил.

Острота противоречий между монополистич. верхуш­кой и всем остальным обществом ведёт к созданию в развитых бурж. гос-вах антиимпериалистич. партий на широкой социальной основе, выдвигающих общедемок-ратич. требования. В гос-вах, освободившихся от ко­лон, зависимости, нередко образуются антиимпериа-листич. партии, представляющие широкие массы на­селения, объединённые под лозунгом нац. освобождения. В ряде стран, вставших на путь социалистич. преоб-разований, формируются авангардные партии, выраба­тывающие политич. курс и основы организации, исхо­дя из принципов марксизма-ленинизма (Ангола, Аф­ганистан, Эфиопия и др.).

Для успешного осуществления рабочим классом своей историч. миссии Создания коммунистич. обще­ства необходима его организация в самостоят. П. п., к-рая коренным образом отличается по своему харак­теру, идеологии, организац. формам, методам дея-тельности от П. п. всех остальных классов. Её идеоло­гия, программа и тактика базируются на науч. миро­воззрении марксизма-ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий рабочий класс в борьбе за общеклассовые интересы, обеспечивающий единство его цели, воли и действий. Историч. роль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса определены К. Марксом и Ф. Энгель­сом в «Манифесте Коммунистич. партии» (1848).

В новую историч. эпоху, когда социалистич. рево­люция стала непосредств. задачей, возникла необхо­димость создания рабочих партий нового типа, корен­ным образом отличающихся от партий предшествовав­шего периода. Творчески развивая марксизм примени­тельно к эпохе империализма, Ленин создал цельное учение о партии как высшей форме революц. органи­зации рабочего класса, разработал её теоретич. и орга­низац. основы, стратегию и тактику большевизма, нормы парт. жизни и принципы парт. руководства. Впервые

партия нового типа была создана росс. марксистами во главе сЛениным (1903). В дальнейшем развернулся процесс образования коммунистич. партий в боль­шинстве капиталистич. стран. Принципами, на к-рых основаны организация и деятельность коммунистич. партии, являются: верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и ле-воппортунистич., ревизионистского и догматич. из­вращения его программных, тактич. и организац. уста­новок; верность пролет. интернационализму и решит. борьба

против всех проявлений национализма; демок-ратич. централизм как основа построения партии; органич. связь с массами, учёт их опыта при выработ­ке тактики, обучение масс на их собств. опыте; коллек­тивность руководства; строгая и единая для всех парт. дисциплина, постоянная забота о чистоте своих рядов; твёрдость в проведении осн. принципов при макс. гибкости в отношении тактич. средств и методов борьбы, учитывающих своеобразие конкретных внутр. и меж-дунар. условий; самокритичное отношение к собств. деятельности, открытое признание ошибок и практич. исправление их.

Коммунистич. и рабочие марксистско-ленинские П. п. являются наиболее последоват. выразителями интересов трудящихся масс. Они выступают органи­зующей и руководящей силой в борьбе за демократию, мир, нац. независимость и социализм.

После победы социалистич. революции марксистско-ленинские партии становятся руководящей политич. силой в гос-ве. По мере расширения масштабов строи­тельства нового общества и усложнения выдвигаемых жизнью проблем роль и ответственность коммунистич. партии как воплощения сознат. начала в созидании ком­мунизма возрастают. Историч. опыт развития социа­листич. стран свидетельствует, что для укрепления руководящей роли коммунистич. партии крайне важ­но чутко прислушиваться к голосу масс, решительно бороться с проявлениями бюрократизма, волюнтариз­ма, активно развивать социалистич. демократию, прово­дить взвешенную реалистич. политику во внешнеэконо-мич. связях.

В ходе обществ. развития развиваются и сами партии рабочего класса. Так, в результате победы социализма и построения в СССР развитого социалистич. общества Коммунистич. партия Сов. Союза, оставаясь выразитель­ницей коммунистич. идеалов рабочего класса, его пере­довой роли в строительстве коммунистич. общества, превратилась в партию всего сов. народа. Место, ру­ководящая и направляющая роль Коммунистич. партии в сов. обществе и гос-ве чётко отражены в Конститу­ции СССР.

* Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Учредит, манифест Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; Л е н и н В.И., Проект и объяснение программы социал-демократич. партии, ПСС, т. 2; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е г о ж е, Опыт классификации рус. по­литич. партий, там же, т. 14; е г о ж е, Политич. партии в Рос­сии там же, т. 21; е г о ж е, Пролет, революция и ренегат Каут­ский, там же, т. 37; е г о ж в, Третий Интернационал и его мес­то в истории, там же, т. 38; е г о ж е, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; е г о ж е, Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; Программа КПСС (При­нята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и мате­риалы, М., 1969; Конференция коммунистич. я рабочих йартий Европы. Берлин, 29—30 июня 1976 г., М., 1977; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Политич. механизм диктатуры мо­нополий, М., 1974; Коммунисты мира — о своих партиях, Пра­га, 1976; Встреча коммунистич. и рабочих партий Европы за мир и разоружение (Париж, 28—29 апр. 1980 г.), М., 1980; Марксистско-ленинская партия в системе социалистич. общества, М., 1981; Политич. партии. Справочник, М., 1981.

Л. С. Айзикович, Ю. П. Уръяс.

ПАСКАЛЬ (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Фер-ран,— 19.8.1662, Париж), франц. религ. философ, пи­сатель, математик и физик. После чрезвычайно плодо­творной деятельности в области точных наук разочаро­вался в них и обратился к религ. проблемам и филос.

30*

антропологии: сблизившись с представителями янсе­низма, выступил с энергичной критикой казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер. 1898). Осн. филос. труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, пред­ставляющее собой наброски к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова, 1888; С. Долгова, 1892.

Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, к-рый, пройдя через опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистич. тенден­цию в философии (Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц. синтеза с космологией и мета­физикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечяое молчание безграничных прост­ранств ужасает меня». П..исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одно­временно о его достоинстве, состоящем в акте мышле­ния (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на ант-ропологич. проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М. До­стоевского.

• Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; Oeuvres completes, P., 1976; в рус. пер.— в кн.: Ф. де Ларош­фуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характе­ры, М., 1974.

• Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. дея­тельность, СПБ, 1891; Б у тру Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; К л я у с В. М., Цогребысский И. Б., Франк­фурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П., М., 1979; М е s n a r d J., Pascal. L'homme et l'oeuvre, P., 1951; G r e s-s ο n Α., Pascal, sä vie, son oeuvre, P., 1956.

ПАТАНДЖАЛИ, создатель др.-инд. филос. системы йоги и её систематизатор (не вполне ясно отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще всего указывают 2 в. до н. э. Автор «Йога-сутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее авторитет­ного руководства по философии йоги; особое внимание уделено в нём целям йоги, различным способам их достижения (пути устранения страдания и факторов вы­зывающих страдание, средства к сосредоточению — самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи развивались и углублялись в комм. к «Йога-сутре», написанных Вьясой, Вачас-пати и др.

* The Yogasutras of Patanjall, ed. by R. Shastri Bodas, Bom-ly, 19172; Qli aforisml sullo Yoga (Yogasutra), trad. C. Pensa, Torino, 1962.

• E 1 i a d e M., Patanjali et le Yoga, P., 1962; О b e r h a m-m e r G., Meditation und Mystik im Yoga des Patanjali, «Wie­ner Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens und Archiv für indische Philosophie», 1965, Bd 9; The Yoga-System of Pata­njali, transl. from the original Sanskrit, Delhi, 1977 (Harvard oriental series, v. 17).

ПАТОС, пафос (от греч. πά ος — испытываемое воздействие, перемена, страдание, страсть), термин др.-греч. философии. П. души, по Платону («Федр» 245 с),— её деятельность и изменения под влиянием к.-л. воздействия. Для Аристотеля П.— изменение всякого предмета под влиянием внеш. воздействий, не затрагивающих, однако, его сущности. В антич. эс­тетике П. как душевное переживание, волнение и страсть противопоставлялся этосу — постоянным чер­там характера.

• Burkert W., Zum altgrlechlschen Mitleidsbegriff, Munch., 1955.

ПАТОС 483

ПАТРИОТИЗМ (от греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — родина, отечество), любовь к отечеству, пре­данность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.— «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособ­ленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС, т. 37, с. 190).

Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс вы­ражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы.

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П. становится неотъем­лемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превра­щением буржуазии в господствующий класс её П. пе­рестаёт отражать общенац. моменты, как это было в пе­риод борьбы с феодализмом, смыкается с национализ­мом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капита­листов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328—29). Для мелкой буржуазии характерны нац. ог­раниченность и нац. эгоизм, определяющие её отноше­ние к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе пролетариат выступает выразите­лем коренных нац. интересов народа, а потому и носите­лем подлинного П. В ст. «О национальной гордости ве­ликороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл. содержанием этого понятия становится социализм — объект нац. гордости и под­линное отечество трудящихся, формируется социали­стич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уваже­нием к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы за­щиты Советской республики, уничтожения частной соб­ственности... Это — лучший революционный патрио­тизм» (там же, т. 42, с. 124). В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности — со­ветского народа — происходит формирование общесо­ветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека — важ­ный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социа­листического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалис­тических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернаци­онализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

• Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях, М., 19742; Рогачев П. М., Свер­длин Μ. Α., П. и обществ. прогресс, М., 1974; см. также лит. к ст. Интернационализм, Национальный вопрос.

ПАТРИСТИКА (от греч. πατήρ, род. падеж πατρός или лат. pater, род. падеж patris — отец), термин, обо-

ПАТРИОТИЗМ

значающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. мыслителей 2—8 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантич. рабовладельч. общества и форми­ровалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиц. языч. мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич. идеализмом.

Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятель­ностью т. п. апологетов; среди них выделяется фи­гура Оригена, впервые пытавшегося построить на ос­нове предпосылок христ. религии целостную филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила след. период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философ­ствование апологетов сменяется работой над система­тизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич. умо­зрение. Высшей точки П. достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в. появляются соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита — попытка истолко­вать мир как систему символов, важная для ср.-век. эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистич. диалекти­ки и энциклопедич. кодифицированием наук под эги­дой теологии [Леонтий (ок. 475—543) на Востоке, Боэ­ций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

Фактором, отделяющим П. от свободного филос. исследования, каким его знала антич. философия, является идея откровения. Правда, заострённое проти­вопоставление веры и разума, выраженное в пара­доксальных формулировках Тертуллиана, в целом не характерно для П., стремившейся истолковать фи­лос. умозрение как разъяснение Библии, а Библию — как подкрепление платоновско-аристотелевских те­зисов. Онтология П. построена вокруг идеи бога как абс. бытия. П. защищает монотеизм — против языч. поли­теизма и гностич. дуализма, супранатурализм и креа-ционизм — против стоич. и неоплатонич. пантеизма. Параллельно с катафатической теологией, описываю­щей бога как средоточие благости, справедливости, все­могущества и т. п., развивается«отрицат.», апофатиче-ская теологич. исходящая из того, что бог именно в ка­честве абсолюта не имеет атрибутов и не поддаётся опре­делению, ибо находится за пределами бытия и качествен­ности. Космос, в понимании П., есть творение и потому стоит бесконечно ниже своего творца, т. е. бога; ма­терия была создана и может быть преодолена. С др. стороны, в противоположность пессимистич. воззре­ниям гностицизма и манихейства П. защищает мир как благое творение бога, полное целесообразности. Ведущие мотивы патристич. космологии: телеологизм (см. Телеология), положение об универс. гармонии и взаимосоотнесённости вещей, строго иерархич. систе­ма космоса, эстетич. оправдание мира. Наиболее ярко эти идеи выражены в «Шестодневе» Василия Ве­ликого, у Григория Нисского, Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. П. широко восприняла космо-логич. и антропологич. традиции, восходящие к плато­нич. стоицизму Посидония (напр., соч. Немесия Эмес-ского «О природе человека», ок. 400).

Осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-европ. и визант. схо­ластикой.

• Источники: Migne PG, t. 1 — 166; Migne PL, t. 1—221; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. l —, Vindobo-nae — Lipsiae, 1867 — (серия не закончена).

• Маркс К., Энгельс Φ., Ленин В. И., О религии, [Сб.], М., 1975; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1—4, СПБ, 1907—18; Г a p н а к А., История дог­матов, в кн.: Общая история европ. культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский A.A., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 — Тринитарный вопрос, Сергиев По­сад, 19142; Бычков В. В., Визант. эстетика, М., 1977;

Q u..a s t e n J.,. Patrology,.v. 1—3, Utrecht — Brux., 1950—60; A l t a n e г В., S t u i b e r A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter, Freiburg — Basel — W., 1966'.

ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, пред­ставитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Препо­давал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристо­телевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние твор­чества описывается как одержимость «божеств. безу­мием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

• L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975.

• Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. Α., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; K r i s t e l l e r P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.

ПАФОС, см. Латос.

ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобри­тания,— 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-амер. политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвеще­ния. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит. борьбы Сев. Америки против Вели­кобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный про­тив англ. монархии и призывавший к борьбе за осво­бождение Америки от колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) П. вы­ступил с обоснованием бурж.-революц. политич. прин­ципов. Для социологич. взглядов П. характерно чёткое различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ. договоре) прав. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия («суверенности народа»), П. идеализировал бурж. демократию.

Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) — воинственный антирелиг. трак­тат, признанный «библией амер. Просвещения». П. при­зывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуж­дениям, знание — вере. Однако П. не был последова­тельном атеистом и признавал бога и бессмертие души.

Филос. позиция П. — непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём физич. законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих ве­щей. За политич. радикализм и антирелиг. деятель­ность П. подвергался преследованиям.

• The complete writings, v. 1—2, N. Υ., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М., 1969.

* Б а с к и н М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мыс­ли, пер. с англ., т. 1, М., 1962, с. 405—20; Г о л ь д б е ρ г Η. Μ., Т. П., М., 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, Ν. Υ.—L., 1937; Woodward W. F., Tom Paine, N. Y., 1945; A l d r i d g e A. O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life, work and times, L., [1973l.

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ (греч. πρώτη φιλοσοφία, лат. philosophia prima), термин философии Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию «онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 259 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.