Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 105 страница




• Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, § 3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М., Несостоятельность психофизич. дуализма, там же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.— Ν. Υ., 1968; Materialism and the mind-body problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds, Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the mind-body problem, Oxf., 1979.

НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклас­совую форму обществ. единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключи­тельности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки, от взаимоотно­шений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Бур­жуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общепац. рынка, установления своего гос­подства в нац. рамках в борьбе против феод.сил и чу­жеземной буржуазии, закрепления и расширения это­го господства путём порабощения др. наций. Н. ис­пользуется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его клас­совых задач, посеять между трудящимися разных на­ций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц.

НАЦИОНАЛИЗМ

движения. Условия бурж. общества ведут к распрост­ранению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропаган­дой.

Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа разви­тия капитализма, от обществ. роли буржуазии и харак­тера её связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период форми­рования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич. и колон. политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В усло­виях существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. и антисов. направленность. Импери­ализм делает ставку на оживление u социалистич. стра­нах националистич. тенденций.

Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич, независимость, против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац. освобождения и нац. неза­висимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.

движения. В Н. в подобных случаях находят из­вестное отражение демократизм и протест против им-периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не под­нялась до классового сознания. У значит. слоев кре­стьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и за­висимых странах имеет реакц. черты, к-рые усилива­ются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развёртыванием в освободившихся стра­нах борьбы за социальный прогресс, с поправением нек-рых мелкобурж. групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации обществ. развития освободив­шихся стран идея «надклассового» нац. единства всё больше приходит в острое столкновение с потребно­стями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития, стремятся помешать росту политич. сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так и с междунар. плане - тенденции нац. эгоизма, нац. превосходства и исключительности.

Пролетарское, коммунистич. мировоззрение несовмес­тимо с любой националистич. идеологией. «Буржуа­зный национализм и пролетарский интернационализм— вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответст­вующие двум великим классовым лагерям всего капита­листического мира и выражающие две политики (бо­лее того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (Л е н и н В. И., там же, с. 123). Н. служит тормозом в развёртывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых, т. к. условием ее по­беды является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты беспощадно разоблачают империа-листич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетённых наций опирается на положение В. И. Ле­нина (см. там жр, т. 25, с. 275--77), развитое в Прог­рамме КПСС: «В национализме угнетенной нации есть о б щ е д е м о к p а т и ч е с к о е с о д е p ж а н и е, направленное против угнетения, и коммунисты поддер­живают его, считая исторически оправданным на оп-

ределенном этапе. Оно выражается в стремлении угне­тенных народов к освобождению от империалистичес­кого гнета, к национальной независимости и националь­ному возрождению. В то же время в национализме уг­нетенной нации содержится u другая сторона, выра­жающая идеологию и интересы реакционной эксплуата­торской верхушки» (1976, с. 47).

Особенно непримиримо коммунисты относятся к на-ционалистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возни­кают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. аген­туры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ог­раниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раз­дувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах.

Почву для преодоления Н. создаёт социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, утверждает нац. равноправие и дружбу народов. Одна­ко свержение буржуазии и установление власти рабо­чего класса не устраняет сразу проявлений бурж. и мелкобурж. Н. Реализация возможностей для устране­ния Н., возникающих с ниспровержением капитализма, зависит прежде всего от действия субъективного факто­ра, т. е. политики Коммунистич. партии, осуществляю­щей руководство обществом. Националистич. предрас­судки, преувеличенное или извращённое проявление нац. чувств — явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политич. отношении. К тому же националистич. пред­рассудки всячески оживляются и подогреваются вра­гами социализма. Практика социалистич. и Коммуни­стич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к куль­туре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся — всё это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Историч. опыт показывает, что для преодоления Н., для упрочения братских отно­шений между народами социалистич. стран необходима последоват. марксистско-ленинская политика комму­нистич. партий.

О M a p к с к. и Энгельс Ф., О колон. системе капита­лизма. [Сб.],- М., 1959; Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе. [Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Врутенц К. П., Против идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2—3; Совр. революц. движение и Н., М., 1973; Глезерман Г. Е., Классы и нации, М., 1974; им. также лит. к статьям Интернационализм, Нация.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮ-ЦИЯ, революция, вырастающая из нац.-освободит. движения и направленная на уничтожение иностр. гос­подства и завоевание нац. независимости, ликвидацию нац.-колон. гнёта и эксплуатации, реализацию нацией её права на самоопределение, на создание нац. гос-ва. В нац. движениях докапиталистич. эпохи народности и нац. группы боролись против иноземного ига, отстаи­вали своё существование. Эпоха капитализма вызвала к жизни массовые, общенар. нац. движения и Н.-о. р. Формирование и консолидация наций, подъём нац. са­мосознания ведут к резкому обострению противоречий между иностр. поработителями и угнетёнными народами, вовлекают в борьбу против чужеземного господства ши­рокие слои крестьянства и гор. населения. Экономич. основой этого процесса явилось развитие капиталистич. отношений, создание общенац. рынка. Стремление на­родов, к-рые не имели государственности или были ли­шены её, создать нац. гос-ва натолкнулось на противо­действие эксплуататорских классов господствующих на­ций. В таком положении оказались, напр.. польский народ, подпавший под иго царской России, Германии и Австро-Венгрии, чехи, словаки, словенцы, хорваты и

др., заключённые в «тюрьме народов» — Австро-венг. империи, болгары, сербы, греки и др., насильственно включённые в состав Османской империи, и т. д. Ре­зультатом явилось зарождение нац. движений, доби­вавшихся самоопределения народов. Эти движения име­ли антифеод., бурж. и бурж.-демократич. характер; их возглавила буржуазия, к-рая и пришла к руководству возникшими нац. гос-вами.

Неравномерность развития капиталистич. отношений обусловила разновременность возникновения нац. дви­жений и развёртывания Н.-о. р. в различных районах мира. 16—18 вв. и 1-я пол. 19 в. были эпохой форми­рования наций, развития нац. движений и создания нац. гос-в для Европы и Сев. Америки (Нидерландская бурж. революция, Война за независимость в Сев. Америке и т. д.). Во 2-й пол. 19 в. завершилось объединение Гер­мании и Италии, возникли болг., pум., серб. нац. гос-ва. Развернулась борьба чешского, польского, финского народов за независимость. В. И. Ленин ха­рактеризовал войны 1789—1871 в Европе как большей частью связанные, «...несомненно, с важнейшим "народным интересом", именно: с могучими, затраги­вающими миллионы буржуазно-прогрессивными, на­ционально-освободительными движениями, с разруше­нием феодализма, абсолютизма, чужестранного гнета» (ПСС, т. 27, с. 101). Отмечая, что в результате этих нац. движений и войн эпоха Н.-о. р. в Европе по существу завершилась, Ленин допускал, что в определ. услови­ях в будущем они могут развиться вновь. Это предпо­ложение подтвердилось в годы 2-й мировой войны, ког­да борьба народов Европы против гитлеризма носила в значит. мере и нац.-освободит. характер.

В 20 в. нац. движения и Н.-о. р. развёртываются гл. обр. в Азии, Африке и Лат. Америке, к-рые в течение мн. веков являлись районами экспансии европ. держав, создавших здесь колон. империи. Лат. Америка, осво­бодившись в 19 в. от исп. владычества, попала в зави­симость от империалистов США. В кон. 19 — нач. 20 вв., с вступлением капитализма в империалистич. стадию, экспансия империалистич. гос-в приняла невидан­ный размах и приобрела качественно новый характер. Возникла колон. система империализма. Тенденция к наднац. хоз. сближению народов, подготовленная раз­витием производит. сил, осуществлялась путём грубо­го насилия и порабощения народов. Страны Азии, Аф­рики и Лат. Америки стали объектом нац. гнёта и экс­плуатации со стороны монополистич. капитала. Н.-о. р. в этих странах являются выражением крайнего обо­стрения противоречий между империализмом и угнетён­ными народами.

Н-о. р. в колониях и зависимых странах в совр. эпо­ху имеют нек-рые важные особенности. Это не только антифеод., но прежде всего антиимпериалистич. рево­люции, составная часть мирового революц. процесса, активная сила разрушения империализма. Они тесно связаны с борьбой социалистич. сил, объективно яв­ляются их союзником. Эпоху Н.-о. р. открыла Великая Окт. социалистич. революция, практически соединив­шая нац.-освободит. движения угнетавшихся народов с социалистич. революцией. Превращение социализма в мировую систему, дальнейшее углубление и обостре­ние общего кризиса капитализма повлекли за собой по­бедоносные Н.-о. р. в колониях в зависимых странах, произошёл распад колон. системы империализма. Со­циалистич. система оказывает мощную поддержку нац.-освободит. движению.

Главными движущими силами совр. Н.-о. р. высту­пают рабочий класс, самый последоват. борец за нац. интересы, социальный прогресс, за доведение револю­ции до конца, и крестьянство, к-рое играет выдающую­ся роль в освободит., антиимпериалистич. борьбе. Ак­тивную и важную роль в нац.-оснободит. борьбе в стра-

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОД. 415

нах Азии, Африки и Лат. Америки играют также слои гор. мелкой буржуазии, патриотич. интеллигенция, армия. Им нередко свойственны решит. антиимпериа-листич., а также антикапиталистич. настроения, и, как показывает опыт, они способны при наличии определ. условий встать на позиции революц. демократизма. В нац.-освободит. движении участвует, часто возглавляя его, нац. буржуазия. Глубокие экономич. и политич. противоречия с колонизаторами, с иностр. монополия­ми толкают нац. буржуазию к борьбе против них. В то же время боязнь масс, узкоклассовые интересы питают в её среде тенденции к соглашению с империализмом. Если в прошлом во главе нац. движений, как правило, шла буржуазия и победа революций вела к созданию бурж. гос-ва, то в совр. условиях для рабочего класса и крестьянства в ряде стран возникла возможность воз­главить эти движения, обеспечить их завершение соз­данием гос-ва трудящихся. Эта возможность была реа­лизована в нек-рых освободившихся странах. В тех колон. и зависимых странах, где нац.-освободит. борь­бу возглавляют революционно-демократич. силы, соз­даваемые после победы Н.-о. р. нац. гос-ва идут по пути социалистич. ориентации. В Н.-о. р. эпохи становления капитализма разрыв политич. связей с метрополией в основном обеспечивал дело нац. освобождения. В совр. условиях, когда иностр. монополии сохраняют конт­роль над экономикой бывших колоний, завоевание по­литич. независимости не освобождает народы от участи эксплуатируемых наций. Являясь историч. победой на­родов бывших колоний, создание нац. государственно­сти всё же не решает полностью задач Н.-о. р. Поэтому с крушением колон. системы Н.-о. р. вступили в новый этап — борьбу за экономич. независимость, за глубокие изменения в социальной и экономической жизни, реше­ние насущных задач нац. возрождения. Противоречие между угнетёнными и угнетающими нациями, как пра­вило, выступает в форме противоречия между полити­чески независимыми странами и империализмом. Оно ведёт к дальнейшему углублению революции, к её вступлению в этап коренных социально-экономич. преобразований. Новый этап Н.-о. р. связан с решением вопроса о направлении социально-экономич. развития освободившихся стран. Борьба за нац. освобождение во мн. странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических. В совр. эпоху капитализм не обеспечивает нац.-независимого развития стран, пор­вавших с колон. игом. Некапиталистич. путь, развитие в направлении социализма создают наилучшие условия прогресса и отвечают интересам большинства нации.

• Маркс К. и Энгельс Ф., О колон. системе капита­лизма. [Сб.], М., 1959; Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе. [Сб.], М., 1956; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Совр. освободит. движение и нац. буржуазия. Сб. ст., Прага, 1961; У о д д и с Д ж., Африка. Лев пробуждается, пер. с англ., М., 1962; Селезнев Л. И., Н.-о. р. совр. эпохи, Л., 1972; Цыганкова Э. Н., Содер­жание и этапы развития совр. Н.-о. р., М., 1973; Б p у-тенц К. Н., Совр. Н.-о. р. (Нек-рые вопросы теории), М., 1974; Симония Η. Α., Страны Востока: пути развития, М., 1975; Зарубежный Восток и современность, т. 1 — 3, М., 1980—81.

К. Н. Брутенц.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и культурных отно­шений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в различных обществ.-экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе борьбы наций и народов за нац. освобождение и мак­симально благоприятные условия своего социального развития. После победы социалистич. революции и в социалистич. обществе он охватывает проблемы отно­шений наций и народов в процессе установления их

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

добровольного союза и дружбы, укреплепия единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчи­нённый общему вопросу о социалыно-политич. прогрес­се общества и исходит из того, что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех видов угне­тения, за передовой обществ. строй, за социальный прогресс.

Угнетение и эксплуатация одних народов другими в освободит. борьба начались при рабовладельч. строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере Н. в. возник в период уничтожения феодализма и ут­верждения капитализма, когда происходило становле­ние наций, и продолжает существовать в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения народов империализмом, а также и во внутригос. отно­шениях наций и народов. Н. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.

Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит.

движения в Европе и амер. колониях в 16—19 вв., считали основой решения Н. в. «принцип национальности» («право нации»), согласно к-рому необ­ходимо создание при любых обстоятельствах «своего» гос-ва: «одна нация — одно гос-во». В период бурж. революций и становления нац. бурж. гос-в «принцип национальности» сыграл положит. роль в борьбе про­тив остатков феод.раздробленности и нац. гнёта. При перерастании капитализма в империализм буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колон. захватам, завершает раздел мира и отбрасывает «прин­цип национальности». Н. в. из внутригосударственного превратился в междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения.

К.Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно науч. теории решения Н. в. Они показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются обществ. и гос. строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац. политикой господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают влияние на обществ. отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут выдвигаться на пер­вый план разные стороны Н. в. (борьба за политич. или экономич. независимость, проблемы культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и Энгельс подчёркивали, что интересы пролета­риата требуют освобождения угнетённых наций и на­родов. На первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (см. Соч., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула: «Не может быть сво­боден народ, угнетающий другие народы» (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс рас­пространили требование о предоставлении нац. неза­висимости на колон. народы, к-рые они считали естест­венными союзниками пролетариата в революц. борьбе.

Теория Н. в. получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. В написанном им «Проекте программы Росс. социал-демократич. рабочей партии» (1902) в ка­честве основы решения Н. в. было выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории Н. в. были положены в основу прак-тич. деятельности и программных документов Комму-нистич. Интернационала и коммунистич. партий.

В условиях капитализма для развития Н. в. характер­ны две историч. тенденции: первая — пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта, создание нац. гос-в, и вторая — развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок, создание интернац. единства капи­тала, экономич. жизни, политики, науки, мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая — в эпоху

империализма (см. В. И. Ленпн, ПСС, т. 24, с. 124). Признание в марксистско-ленинской теории Н. в. пра­ва наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения наций, пролет. интерна­ционализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против империализма отражает и первую и вторую тенденции. На бурж.-демократич. этапе раз­вития Н. в. есть часть общего вопроса о бурж.-демок­ратич. революции и его решение является подчинён­ным по отношению к задачам этой революции (лик­видации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для социалистич. преобразований, Н. в. явля­ется частью общего вопроса о социалистич. революции и строительстве социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки Н. в.

Право наций (народов) на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-ве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого гос-ва), а также самостоят. решение всех вопросов своего внутр. устрой­ства (обществ. строй, форма правления и т. д.). При этом в соответствии с марксистско-ленинской теорией Н. в. марксисты-ленинцы, отстаивая это право, исходят из необходимости его реализации в той форме, к-рая в максимальной степени содействует интересам борьбы за социальный прогресс, за всеобщий мир. Следует учитывать, что число только крупных наций и народов, проживающих в совр. 170 гос-вах, составляет ок. 2 тыс. Поскольку дальнейшее значит. увеличение числа гос-в маловероятно, то, очевидно, для большинства наций и народностей Н. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.

Ярким примером этого служит решение Н. в. в СССР. Отношения между сов. социалистич. республиками стро­ятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии с к-рым каждая союзная республика яв­ляется суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается единство союзной и нац. государственности республик на основе принципов демократич. централизма, социа­листич. федерализма и социалистич. демократии. Если нация или народность не может образовать союзную республику (в том случае, если она слишком малочис­ленна, не составляет большинства на занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии: нации и народности образуют авт. респуб­лики, области или округа. Т. о., всем народам обес­печивается гос. самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы, уважение нац. обычаев, религии и т. д.).

Решение Н. в. в СССР является одним из важнейших достижений социализма и имеет огромное междунар. значение. Под воздействием мощных объединит. эконо-мич., политич., идеологич. и др. факторов в СССР возникла новая историч. общность людей — советский народ. Существование в рамках единого социалистич. гос-ва множества наций и народностей порождает новые проблемы, к-рые не носят антагонистич. характера и успешно решаются на основе ленинской нац. политики. Дальнейшее сближение наций — объективный историч. процесс, к-рый вредно искусственно форсировать и совершенно недопустимо сдерживать, т. к. в обоих слу­чаях это привело бы к замедлению этого прогрессивного процесса и противоречило бы ген. направлению разви­тия сов. общества, интересам строительства комму­низма.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Отчет Ген. Совета IV ежегод­ному конгрессу Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; его же, Ген. Совет — Федеральному совету Романской Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апр. 1870 г., там же, т. 32; Энгельс Ф., Какое дело рабо­чему классу до Польши?, там же, т. 16; его ж е, О разложении феодализма и возникновении нац. гос-в, там же, т. 21; Ле­нин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе, [Сб.], М., 1956; его же, Доклад комиссии по нац. и колон. вопросам, ПСС, т 41; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций π пленумов ЦК, т. 1—2, M., 197Q»; Программа КПСС. (Принята

XXII съездом), М., 1976; Конституция (Осн. закон) Союза Сов Социалистич. Республик, М., 1077; Междунар. совещание коммуиистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Брежнев Л. и,, об интернационализме и дружбе на­родов, М., 1981; Андропов Ю. В., Шестьдесят лет СССР, М., 1982; С т а р у ш е н к о Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Сов. гос-ва, М., 1960; его же, Мировой революционный процесс и совр. междунар право, М.. 1978; Ленинизм и Н. в. в современных условиях, М., 19742; Б ρ о м л е й Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Баграмов Э. А., Ленинская нац. политика; достижения и перспективы, М., 1977; его же, Н. в. в борьбе идей, М., 1982; Цамерян И. П., Нации и нац. отношения в развитом социалистич. обществе, М., 1979; см. также лит. к статьям Нация, Наииопплъно-освободительная революция. Г. Б. Старушенко.

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирова­ния общности их территории, экономич. связей, лит. языка, нек-рых особенностей культуры и характера.

В бурж. социологии и историографии нет общеприня­той теории Н. Иногда возникновение Н. рассматрива­ется как простое продолжение и усложнение родо-пле-менных связей, этатистские теории связывают Н. с гос-вом. В нек-рых идеалистич. концепциях «нац. дух» (нац. сознание, нац. характер) представляется в качест­ве ведущего, а иногда и единств. признака нации, в других — Н. рассматривается как «психологич. понятие», «бессознат. психич. общность», в третьих — Н. сводится к общности нац. характера, сформировав­шегося на почве общности судьбы, к союзу одинаково мыслящих людей. Ряд этих концепций остро критико­вал В. И. Ленин, показывая их идеалистич. сущность (см. ПСС, т. 1, с. 153—54, т. 24, с. 386—88). Консо­лидация Н. действительно облегчается наличием эт­нически родств. племён, но это не обязат. условие. Фактически не существует однородных Н. Немало даже таких Н., к-рые образовались не только из раз­личных этнич. групп, но и из разных рас. Поэтому нельзя включать в понятие Н. расовую общность в ка­честве необходимого признака. Н. не определяется также религ. и гос. общностями.

Подлинно науч. теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. возникает как новое социально-историч. явление в период преодоления феод.раздробленности общества и укрепления политич. централизации на ос­нове капиталистич. экономич. связей.

В жизни Н., её отношениях с др. Н. этнич. (языко­вые и культурно-бытовые) особенности занимают боль­шое место, но они не предопределены биологически, а тоже являются продуктом социального развития. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную роль Н., Ленин указывал на то, что созда­ние «...национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» (там же, т. 1, с. 154), что «...нельзя было из феодализма перейти к капита­лизму без национальных идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития» (там же, с. 75). На основе длит. совместной жизни людей, свя­занных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основопо­ложники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре»,— писал Ленин (там же, т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и кле­рикальная культура противостоит демократич. и со­циалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных «двух наций в одной нации», имеющих разную обществ. идеологию и психологию. Н. имеет не особую нац. психологию, а нац. особенности психологии. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нац. особенности культуры и психологии порождают созна-

НАЦИЯ 417

ние нац. общности — нац. самосознание. Нац. само­сознание, возникнув, становится важным условием существования и развития Н., к-рая объединяется уже не только объективными связями, но связями, основанными на самосознании в широком смысле, вклю­чающем в себя сознание этнич. общности, привержен­ность к нац. языку, территории, культуре, определ. отношение к др. Н., чувство нац. гордости. Жизнен­ность, активность Н. в значит. мере определяется характером и уровнем нац. самосознания.

Процесс формирования разных Н. определяется со­отношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером историч. эпохи. Как правило, про­цессы становления Н. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Н. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовнос­ти всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Н. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на ис­торически сложившейся в результате колон. разделов территории из различных по языку, культуре, эконо­мич. связям племён и народностей и становятся фор­мой терр.-экономич. сплочения, политич. и культур­ного развития этих стран.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 292 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2328 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.