Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 69 страница




КОНВЕРГЕНЦИИ 271

стич. регулирования социально-экономич. процессов до откровенно апологетич. концепций и антикоммуни-стич. попыток «ассимиляции» капитализмом социали-стич. стран путём навязывания им «рыночной экономи­ки», «либерализации» обществ. строя, политич. «плю­рализма» и мирного сосуществования в области идео­логии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э. Гелнер и др.). Нек-рые бурж. социологи и полито­логи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают конверген­цию двух систем лишь областью экономич. деятельности и социальной стратификации, противопоставляя социа­лизм и капитализм в сфере политич. отношений и идео­логии, тогда как другие распространяют её на обществ. отношения в целом. К. т. была воспринята мн. ревизи­онистами (Р. Гароди, О. Шик и др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеч. ли­цом» и т. п.

С крахом надежд бурж. идеологов на обновление ка­питализма и эрозию социализма путём его «либерали­зации» популярность К. т. значительно упала в 70-х гг. Вместе с тем среди бурж. интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной кон­вергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой, что ведёт к «кризису совр. индустриальной цивилизации» в целом.

К. т. спекулирует на нек-рых внешних или истори­ческих преходящих явлениях совр. социальной дейст­вительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистич. страны, начав своё экономич. развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистич. страны, лишь в сер. 20 в. сравнялись с ними по уров­ню пром. развития. Кроме того сторонники К. т. пыта­ются обосновать её ссылками на объективную тенден­цию к интернационализации экономич., политич. и культурной деятельности в совр. эпоху, на всемирный характер науч.-технич. революции и т. п. В то же вре­мя они игнорируют коренную противоположность со­циализма и капитализма, к-рые покоятся на различных системах собственности, обладают принципиально раз­личной классовой природой, несовместимыми политич. строем и идеологией.

• Михеев В. И., Капитализм или «индустриальное общест­во»?, М., 1968; Совр. бурж. теории о слиянии капитализма и социализма. (Критич. анализ), М., 1970; М а и с н е ρ Г., Тео­рия конвергенции и реальность, пер. с нем., М., 1973; Ива­нов Г. И., Социальная сущность теории конвергенции, М., 1975; К о ц е в И., Конвергенция или дивергенция, София, 1979.

КОНДИЛЬЯК, Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,— 3.8.1780, Божанси), франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Мабли. Воспитатель внука Людовика XV — герцога Пармского (1758—67). Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопе­дии»). Под непосредств. влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос. соч.— «Трактате об ощущениях» (ν. 1—2, 1754, рус. пер., 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая декартов­скую теорию врождённых идей, К. считал, что разви­тие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Хотя сам К. колебался между материа­лизмом и идеализмом, его сенсуализм и критика идеа­листич. метафизики 17 в. (учений Мальбранша, Лейбни­ца и др.) оказали непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Логика К. была чрезвычайно по­пулярной в кон. 18 — нач. 19 вв.; понимаемая как об­щая грамматика всех знаков, она включает у К. и ма­тематику («Язык исчислений», 1798).

КОНДИЛЬЯК

• Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Логика,. или Умственная наука, руководствующая к достиже­нию истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Соч., т. 1, М., 1980; т. 2, M., 1982-.

• История философии, т. 2, Μ., 1941, с. 437—43; Истории философии, т. 1, М., 1957, с. 535—38; L e n o i r R., Condillac, Р., 1924; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944; L e f 6 v- r e R., Condillac, P., 1966.

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В 1785 занял пост непременного сек­ретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791 избран в Законодат. собрание. В Кон­венте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь само­убийством.

К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса человеч. разума» (1795, рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить законо­мерности развития истории, её осн. этапы, движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один из основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с идеалистич. позиций. Поступательное движение истории К. объяс­нял безграничной возможностью развития человеч. ра­зума как демиурга истории. Он связывал историч. эпо­хи с этапами развития человеч. разума, указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. К.— сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости и разум­ности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития об­щества, основанного на частной капиталистич. собст­венности, рассматривалась К. как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человече­ства К. мыслил лишь в границах бурж. правопорядка.

Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенно­сти в развитии просветит. концепции историч. процесса.

* Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. * Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 530—31; Cento Α., Condorcet е 1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].

КОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая вся­кий определ., огранич. объект (вещь, процесс, явление, состояние, свойство и т. д.). Каждый познаваемый объект действительности выступает в нек-ром отноше­нии как К. Определённость К. придаёт его граница. Она может быть пространственной, временной, количе­ственной и качественной. Граница и отделяет конечный объект от других и связывает его с ними. Поэтому К., с одной стороны, обладает относительно самостоятель­ным, обособленным бытием, а с другой — обусловлено чем-то другим и зависит от него. В этом заключается диалектич. противоречивость К. Наиболее глубокое представление о К. даётся знанием присущей ему меры, к-рая предполагает возможность выхода за неё, т. е. отрицания данного К., перехода или превращения его в другое. Учёт этого приводит к диалектич. концепции К., согласно к-рой оно может быть понято только как единство собств. бытия с небытием, как взаимопереход их друг в друга, как нечто изменяющееся, преходящее. Рассмотрение процесса изменения К., в ходе к-рого совершается постоянный выход за его границу, ведёт к идее бесконечного. Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий конечный объект связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя» (экстенсивная бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение всеобщих, инвариантных характеристик (интенсивная бесконечность). Следовательно, при познании любого материального объекта обнаруживается единство К. и

бесконечного. Познание «заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечном, веч­ное в преходящем» (Э н г о л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548).

КОНКРЕТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстракт­ного к конкретному.

КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. con-servo — охраняю, сохраняю), обозначение идейно-по-литич. течений классово антагонистич. общества, про­тивостоящих прогрессивным тенденциям социального развития. Носителями идеологии К. выступают обществ.

классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих обществ. порядков. Характерные осо­бенности К.— враждебность и противодействие про­грессу, приверженность традиционному и устаревшему.

Впервые термин «К.» был употреблён франц. писате­лем Ф. Шатобрианом и означал идеологию феод.-ари-стократич. реакции периода франц. бурж. революции кон. 18 в., критику идей Просвещения «справа», аполо­гию феод. устоев и дворянско-клерикальных привиле­гий (Э. Берк, С. Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В 20 в. К. в капиталистич. странах стал выражать интересы нек-рых бурж. кругов, выступающих за сохранение сво­боды рыночных отношений и сопротивляющихся наступ­лению гос.-монополистич. капитализма. Сторонники К. ведут борьбу против либерализма и против социализ­ма.

В зап. лит-ре распространено также расширит., т. н. ситуационное понимание К. (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой обществ. структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-исто-рич. процессе.

Марксистское понимание К. основывается на методо-логич. принципах историч. материализма, признании необратимости отд. этапов обществ. процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали К. как тенденцию к стаби­лизации, упрочению условий существования вытесняе­мых с историч. арены обществ. слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).

Идеология К. выступает в двух различных формах: как апология существующих порядков; как ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах К. обнаруживаются общие идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка», несовершенства человеч. природы, убежде­ние в прирождённом неравенстве людей, ограниченных возможностях человеч. разума, необходимости классо­вой иерархии, предпочтение устоявшихся обществ. институтов и др. Эти элементы периодически воспроиз­водятся в различных формах К.

Хотя специфика К. не определяется какой-то единой консервативной идеологич. традицией, нередко «уста­ревшая» идеология усваивает комплекс идейных эле­ментов, присущих к.-л. предшествующей форме консер­вативной идеологии (напр., т. н. совр. традиционализм заимствует нек-рые положения феод.-аристократич. К.). В новых обществ. условиях изменяются социаль­ные функции той или иной идеологии (напр., в условиях гос.-монополистич. капитализма идеология классич. либерализма приобретает консервативную функцию).

Переход от прошлого к настоящему идеологами К. мыслится как стабилизация не подлежащей изменению социальной формы. К. объявляет социальной утопией и отвергает возможность вмешательства субъекта в ход историч. процесса, скептически относится к возмож­ностям волевых решений социальных проблем. В то же время идеология К. произвольно вводит прошлое во всём его историч. объёме в настоящее, создавая консер­вативную утопию.

Идеология К. в зап. идейно-политич. жизни заметно уступала по влиянию либерализму. Осн. расхождения между ними касались роли и функции гос-ва. Начиная

с 30-х гг. 20 в. либералы (особенно в США) настаивали на гос. регулировании экономики и передаче гос-ву ряда социальных функций, тогда как консерваторы про­должали выступать за свободу рыночных отношений. В 70-х гг. на Западе (США, ФРГ и др. страны) появил­ся и приобрёл влияние т. н. неоконсерватизм, представ­ляющий собой специфич. реакцию на тенденции либе­рального реформизма 60-х гг. Неоконсерваторы в прин­ципе признают необходимость гос. вмешательства в эко­номику, но отводят значит. роль рыночным механизмам регулирования. Во внеш. политике неоконсерваторы занимают аитикоммунистич. позиции, настаивают на обеспечении воен. превосходства Запада, выступают против разрядки междунар. напряжённости.

• Мельвиль А. Ю., Социальная философия совр. амер. неоконсерватизма, М., 1980; Эльм Л., «Новый» К., пер. с нем., М., 1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash G. H., The conservative intellectual movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'S u l l i-van N.. Conservatism, L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland, Münch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives. The men who are chan­ging America's politics, N. Y., 1979. А. Ю. Мелъвилъ.

КОНСТАНТИНОВ Фёдор Васильевич [р. 8(21).2.1901, с. Новосёлки, ныне Арзамасского р-на Горьковской обл.], сов. философ, акад. АН СССР (19Ü4, чл.-корр. 1953). Чл. КПСС с 1918. Окончил Институт красной профессуры (1932) и вёл преподават., науч. и парт. ра­боту. В 1945—51 работал в Ин-те философии АН СССР, в 1952—54 гл. редактор журн. «Вопросы философии», в 1954—55 ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956—61). Зав. Отде­лом агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955—58), гл. редактор журн. «Коммунист» (1958—62). Директор Ин-та философии АН 'СССР (1962—67). Президент Филос. об-ва СССР (с 1971). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—5, 1960— 1970). Редактор кн.: «Борьба идей в совр. мире», т. 1—3, 1975—78. Руководитель авторского коллектива кн. «Основы марксистско-ленинской философии», 19826.

Осн. работы посвящены проблемам обществ. разви­тия: предмет историч. материализма, общие и специ­фич. законы обществ.-экономич. формаций, философия и политика, социология и политика, критика бурж. идеологии и ревизионизма.

• За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на филос. фронте, М.— Л., 1931; Значение личных способностей и труда при социализме, [M.], 1938; Роль идей в обществ. развитии, [M.J, 1940; Что такое марксистско-ленин­ская философия, [М], 1941; Материалистич. и идеалистич. по­нимание истории, М., 1946; Историч. материализм как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич. общества, М., 1951; Формы обществ. сознания, М., 1951; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Марксистско-ленинская фило­софия и современность, М., 1982.

КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ м е т о-

д ы, в философии Канта различные способы примене­ния понятий, категорий, идей в познании и нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о том, что собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно охватываемое опытом отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны обо­зревать, обобщать и вследствие этого познавать коли­честв., каузальные и др. конкретно наблюдаемые зави­симости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают реальное, «конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явле­ниям. Напротив, напр., мир в целом, ввиду его беско­нечности и неисчерпаемости, не может служить предме­том завершённого чувств. обозрения ни индивидуаль­но, ни антропоисторически. Попытки реально, опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут к науч. фикциям и заблужде­ниям, неразрешимым противоречиям. Однако идея ми­ра в целом, равно как и др. предельные, «сверхчувств.»

КОНСТИТУТИВНЫЙ 273

понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как идеалы, организующие и на­правляющие силы, регулятивные принципы этого про­цесса, выражая его устремлённость к окончат., абсо­лютной, предельной завершённости, т. е. символизи­руя высшие цели познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич. реализации высших, предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь речь идёт не о вос­приятии-овладении предзаданным (природой), не о под­чинении и приспособлении, а о творении иного, сверх­природного миропорядка, в нек-ром смысле несораз­мерного природе. В сфере морали идеалы обретают конститутивное применение.

• см. к ст. И. Кант.

КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА, 1) то же, что и интуи­ционистская логика; 2) ветвь логики, в к-рой изучаются финитные (см. Финитизм) рассуждения о конструк­тивных объектах и процессах (см. Конструктивное на­правление) и строится соответств. семантика. В К. л. отвергается исключённого третьего принцип и закон снятия двойного отрицания (т. е. закон, согласно к-рому ┐┐ А влечёт А для любого суждения А; ┐есть знак отрицания). От интуиционистской логики, также отвергающей названные логич. положения, К. л. отли­чает использование при задании смысла логических операций понятия алгоритма и ряд особых логико-семантич. принципов, в частности сформулированный А. А. Марковым принцип конструктивного подбора, согласно к-рому если к.-л. конструктивный процесс не является неограниченно продолжаемым, он на нек-ром шаге неизбежно оборвётся.

КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в матема­тике и логике, подход в основаниях этих наук, при к-ром их сфера ограничивается конструктивными объектами и такими рассуждениями об этих объектах, в к-рых не присутствует идея актуальной бесконеч­ности. Конструктивными наз. объекты, являющиеся либо элементарными знаковыми образованиями (т. е. не построенными из др. знаков), относительно к-рых предполагается, что они однозначно опознаваемы — различаемы и отождествляемы, как, напр., буквы нек-рого алфавита (см. Абстракция отождествления), либо сложными (но обязательно конечными) знаковы­ми конструкциями, возникающими в результате к.-л. конструктивного процесса. Последний представляет собой основанный в конечном счёте на оперировании с элементарными конструктивными объ­ектами и протекающий по чётким правилам дискретный (по шагам) процесс построения новых конструктивных объектов [примерами объектов, возникающих в конст­руктивных процессах, являются слова (формулы) в к.-л. алфавите, конечные таблицы и графы, деревья логич. выводов]. Конструктивные процессы задаются либо исчислениями как системами порождающих пра­вил, либо алгоритмами. К. н. в применении к таким процессам допускает абстракцию потенциальной осу­ществимости (позволяющую, напр., рассуждать о фор­мулах с любым конечным числом знаков, о сколь угод­но сложных формальных логич. выводах), но не абст­ракцию актуальной бесконечности. Это приводит к фи­нитной установке (см. Финитизм), состоящей в отказе от рассмотрения «завершённых» бесконечностей типа множеств всех натуральных, всех действит. чисел, всех формул к.-л. логич. исчисления. В логич. плане подоб­ная установка влечёт отказ от применения исключённо­го третьего принципа к бесконечным совокупностям объектов, а также отказ от правила снятия двойного отрицания (позволяющего умозаключать от опровер­жения допущения о несуществовании нек-рого объекта к утверждению о его существовании). Эти черты К. н. определяют его отличие от подходов классич. (теорети-

КОНСТРУКТИВНАЯ

ко-множественной) математики и классич. логики, сближая его с математикой и логикой, реализуемой в системах «искусств. интеллекта».

Конструктивные процессы и соответств. им конструк­тивистские тенденции неотделимы от истории матема­тики и дедуктивной логики, однако как самостоят. подход К. н. начинает складываться в первые десяти­летия 20 в. в связи с концепцией формализма Гильбер­та и появлением интуиционизма (с к-рым его сближает ряд общих черт). Чёткий вид К. н. приобрело после возникновения совр. теории эффективной вычислимо­сти (теории алгоритмов) в 30-х гг. Начиная с 40-х гг. в СССР сложилась оригинальная форма К. и., соз­данная А. А. Марковым и развитая его учениками (Н. А. Шанин и др.). См. также Конструктивная логи­ка.

• M a p к о в А. А., Теория алгоритмов, М.— Л., 1954 (Тр. Математич. ин-та АН СССР, т. 42); его ж е, О логике конструк­тивной математики, М., 1972; Шанин Η. Α., Ветуп. ст., в кн.: Гудстейн Р. Л., Рекурсивный математич. анализ, М., 1970, с. 7—76.

КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был сек­ретарём Сен-Симона, затем — экзаменатором и репе­титором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К., излагающие основы философии позитивизма, отно­сятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер. под назв. «Курс положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю линию меж­ду эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о при­чине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущно­сти, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. раз­вил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяю­щих в конечном счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления объясняются па основе религ. представлений; вторая, метафизич., стадия заме­няет сверхъестеств. факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — крити­ческая, разрушительная, она подготовляет послед­нюю — позитивную, или науч., стадию, на к-рой воз­никает наука об обществе, содействующая его рацио­нальной организации. Социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого

обществ. строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ. развития. Значит. место в системе К. занимает классификация наук, иерархию к-рых К. строил по степени уменьшения их абстракт­ности и увеличения сложности.

Осн. соч. К. второго периода — «Система позитивной политики» («Systeme de politique positive...», v. l—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мис­тицизма. В качестве «социальной физики» социология должна, по К., обосновывать науч. политику, прими­ряя принципы «порядка» и прогресса, реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология высту­пает как «позитивная мораль», относящаяся не к инди­виду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой «религии человечества», подробно изображая её культ и катехизис. Социологич. и политич. идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., т. 33, с. 138 и т. 39, с. 326—27). Позитивист­ские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., гл. обр. благодаря изложе­нию их в соч. Э. Литтре, Дж. С. Милляи Г. Спенсера.

• Du pouvoir spirituel, P., 1978; в рус. пер.— Дух позитивной философии, СПБ, 1910; [Соч. и отрывки], в сб.: Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910—13.

• Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, с. 57—74; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99—141; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Mill J. S., A. Comte and positivism, L., 18662; Levy-

В г u h l L., La Philosophie d'A. Comte, P., 1900; 0 s t w a l d W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; O o u h i e r H., La Jeunesse d'A. Comte et, la formation du positivisrae, v. l—3, P., 1933—41; L а с r o i χ J., La sociologic d'A. Comte, P., 1956; S t e i n h a u e r M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisen­heim am Glan, 1966.

КОНТЕКСТ (от лат. contextus — сцепление, соедине­ние, связь), относительно законченный по смыслу отры­вок текста или речи, в пределах к-рого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отд. входя­щего в него слова, фразы, совокупности фраз. В логике и методологии науки К. понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории или теория в целом.

КОНТИНУУМ (от лат. continuum — непрерывное), термин, используемый π математике, естествознании и философии. В математике под К. понимаются беско­нечные множества, количественно эквивалентные мно­жеству действит. чисел. Мощность, или кардинальное число, таких множеств, по гипотезе создателя теории множеств Г. Кантора, непосредственно следует за кар­динальным числом счётного множества, т. е. множества, эквивалентного множеству всех натуральных чисел. П. Коэну (США) удалось доказать независимость кон­тинуум-гипотезы от остальных аксиом теории множеств, хотя проблема установления истинности или ложности гипотезы остаётся открытой. При геометрич. интерпре­тации действит. чисел К. может быть представлен с помощью точек числовой прямой (или оси абсцисс). Поскольку множество всех точек любого отрезка такой прямой эквивалентно множеству всех действит. чисел, К. можно интуитивно представить в виде любого отрез­ка или непрерывной линии поверхности.

В физике под К. понимается идеализированная мо­дель единого физич. пространства-времени. Она полу­чается путём отождествления точек геометрич. К. с точ­ками физич. пространства-времени и определения на гео­метрич. К. метрич. отношений и функциональных связей посредством мысленного воспроизведения дви­жений твёрдых тел (в классич. механике) или световых сигналов (в теории относительности). В соответствии с представлениями общей теории относительности метрич. структура пространственно-временного К. де­терминируется распределением плотности вещества и излучения во Вселенной. Континуальная модель физич. пространства-времени — результат становле­ния и развития классич. математики и классич. (не­квантовой) физики.

Понятие К. как одно из уточнений категории непре­рывности имеет важные методологич. функции. Напр., Лейбниц считал, что непрерывность обладает онтоло­гия, статусом («природа не делает скачков») и выступает необходимым условием истинности законов природы. В рамках диалектико-материалистич. исследований понятие К. используется для анализа принципа при­чинности, соотношения части и целого, прерывного н непрерывного, конечного и бесконечного и др. • Коэн П. Д ж., Теория множеств и континуум-гипотеза, пер. с англ., М., 1969; Π а н ч е н к о А. И., К. и физика. (Фи-лос. аспекты), М., 1975.

КОНТРКУЛЬТУРА, понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и цен­ностей, оппозиционных господств. бурж. культуре. В 60—70-х гг. понятие К. получило специфич. трактов­ку как наименование идеологии «мятежных» социаль­ных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявле­ния К. выглядели как истерич. отрицание культуры, т. е. как антикультура, в целом К. этого периода отра­зила стихийный бунт мелкобурж. сознания против цен­ностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как технократич. варианта бурж. культуры. Отсюда полемич. заострённость К. против идеалов ме­щанского материального благополучия, накопитель­ства, жизненного успеха, нравств. ригоризма, социаль­ного конформизма и т. п., а также против «абсолютист-

ских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого К. «массового образа жизни». К. ратует за создание «нерепрессивного» общества, к-рое бы от­крывало перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свобод­ных от диктата внеш. необходимости и меркантильного интереса отношений с др. людьми и природой. К. от­водит природе особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное начало, источ­ник естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной» пустыне как воплоще­нию искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека получает в К. внесоциальную трак­товку, а социально-политич. революция отвергается как «не отвечающая» условиям высокоразвитого капита­лизма, формирование свободного общества связывается в К. прежде всего со становлением «новой чувственно­сти», высвобождением подсознат. сил и влечений, раз­витием «внутр. опыта» и «религ. обновлением», истол­ковываемым в мистич. духе. Средства достижения по­ставленных целей — употребление наркотиков, ре-лиг. экстаз, неформальные связи между людьми, объе­динёнными в небольшие группы — альтернативные коммуны.

В К. 60—70-х гг. нашла отражение присущая совр. капитализму дегуманизация обществ. отношений, свя­занная с фетишизацией науки и техники, бюрократи­зацией обществ. жизни, ростом отчуждённости инди­вида от общества, кризисом институтов социализации и нек-рыми др. явлениями, наиболее остро прочувство­ванными молодёжью из средних слоев. Вместе с тем К. явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к формированию анти-бурж. ценностей, имеет эзотерич. характер и не являет собой реальной практич. альтернативы господств. бурж. культуры. Нек-рые её элементы со временем сами становятся частью «культурного истэблишмента» и слу­жат средством манипулирования общественностью в ру­ках господств. класса.

• 3 а м о ш к и н Ю. Α., Μ ο т ρ о ш и л о в а Н. В., Нек-рые совр. тенденции в развитии сознания амер. «новых левых», в кн.: Историч. материализм как теория социального позна­ния и деятельности, М., 1972; Мельвиль А. Ю., «К.», ее эволюция и ее совр. критики на Западе, «ВФ», 1974, № 8; Д а-выдов Ю. Η., Ρ о д н я н с к а я И. Б., Социология К. Кри-тич. анализ, М., 1980; Roszak T h., The making of a counter culture. Reflections on the technocratic society and its youthful opposition, Garden City, 1969; его ж e, Where the wasteland ends. Politics and transcendence in postindustrial society, Garden City, 1973; Slater Ph. E., The pursuit of loneliness. American culture at the breaking point, Boston, {1970]; D i с k s t e i n M., Gates of eden. American culture in the sixties, N. Υ., [1977].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 238 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2279 - | 2111 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.