Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 68 страница




КОММУНИЗМ 267

ного периода зависят от уровня развития общества, при к-ром начинается процесс социалистич. преобра­зований, а также от междунар. условий. Это период сосуществования и борьбы различных экономич. ук­ладов при ведущей, а затем и господствующей роли социалистич. способа произ-ва, период классовой борь­бы между господствующими трудящимися классами и свергнутыми, но ещё не ликвидированными эксплуата­торскими классами, борьбы между социалистич. и бурж. идеологиями. Развитие материального произ-ва и классовой борьбы позволяет довести до конца про­цесс обобществления средств произ-ва и устранения эксплуататорских классов и классовых антагонизмов. Гос-во рабочего класса является осн. орудием преоб­разования общества в этот переходный период.

Первая фаза коммунистич. общества (социализм). Результатом переходного периода является построе­ние общества, основанного на обществ. собственности на осн. средства произ-ва, общества, в к-ром продукты произ-ва распределяются по труду. Крупное машинное произ-во образует как необходимую историч. предпо­сылку, так и материальную основу нового общества. Материально-технич. базу социализма образует высо­коразвитое крупное машинное произ-во. Производит. силы, освобождённые от оков частной собственности, получают простор для ускоренного развития. Общество планомерно регулирует всё произ-во. Труд, являясь обязанностью всех членов общества, всё более приоб­ретает непосредственно-обществ. характер.

Социализм — это общество, в к-ром нет антагони-стич. классов, нет эксплуатации человека человеком. Развёртывается процесс преодоления старого раз­деления труда, а также социальных различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом. Рабочая сила перестаёт быть товаром. Совокупный обществ.

продукт распределяется на обществ. нужды (возмещение потреблённых средств произ-ва, резервный или страховой фонд, издержки управления, расходы на просвещение и здравоохранение, фонды для нетру­доспособных и т. д.), на индивидуальное потребление трудящихся. Однако существ. различия в производств. деятельности, обусловленные прикованностью работ­ников к орудиям труда и характером труда (умств. и физич., квалифициров. и неквалифициров. труд), а также распределение по труду (т. е. пропорцио­нально труду), являющееся применением равной ме­ры к неравным индивидам (различным по способно­стям, по семейному положению), предопределяют тот факт, что на данной стадии ещё не может быть осу­ществлено полное социальное равенство. Преобразо­вание производств. отношений обусловливает изме­нение всех др. обществ. отношений. Вместе с исчез­новением классовых антагонизмов внутри общества исчезают и антагонизмы между нациями и народами, к-рые устанавливают новые по своей природе отноше­ния дружбы и сотрудничества.

Гос-во диктатуры пролетариата с достижением пол­ной и окончат. победы социализма превращается в об-щенар. гос-во. По мере исчезновения классовых анта­гонизмов и классовых различий исчезают внутр. при­чины, порождающие политич. функции гос-ва, начинает­ся постепенный процесс отмирания таких функций. Вместе с тем развиваются функции управления эко­номикой и всем обществом. Возрастает роль коммуни­стич. партии, как руководящей и направляющей си­лы общества.

Стихийное развитие общества всё более превращает­ся в сознательно, планомерно направляемый процесс. Качественно возрастает роль науки, возникает куль­тура нового типа, идёт процесс отмирания религии. Вместе с изменением всех обществ. отношений изме­няется и сам человек. Постепенно создаются условия

КОММУНИЗМ

для всестороннего свободного развития каждого чле­на общества и всего общества в целом.

Социалистич. общество проходит в своём развитии ряд этапов: построение основ социализма, построение социализма в целом, развитое социалистич. общество. Исторически длит. периодом является существование социалистич. общества с неантагонистич. классами. В «Критике Готской программы» Маркса, во мн. рабо­тах Ленина, в материалах 26-го съезда КПСС прогнози­руется исчезновение классовых различий уже на пер­вой фазе коммунистич. общества, в рамках социализма.

Социализм не является особой общественно-эконо-мич. формацией, а представляет собой относительно длит. первую фазу единой коммунистич. обществ. формации. Обе фазы коммунистич. общества имеют единую социально-экономич. основу — обществ. собственность на средства произ-ва. Но они разли­чаются прежде всего по характеру трудовой деятель­ности, по способу распределения, что определяется в конечном счёте различным уровнем развития производит.

сил. Развитое социалистич. общество как зако­номерный длит. этап строительства коммунистич. общества постепенно перерастает в полный К. (см. в ст. Социализм).

Высшая фаза коммунистич. общества (полный ком­мунизм). Конечной целью коммунистич. преобразо­вания общества является построение полного К. Клас-сич. определение сущности полного К. дал Маркс в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе ком­мунистического общества, после того как исчезнет по­рабощающее человека подчинение его разделению тру­да; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд переста­нет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторон­ним развитием индивидов вырастут и производитель­ные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (там же, с. 20).

Полный К. будет основан на высшем развитии производит.

сил, материального и духовного произ-ва (ав­томатизация, кибернетизация). Труд станет свобод­ной творч. деятельностью, первой потребностью че­ловека, превратится в полной мере в пепосредственно-обществ. труд. Высшему развитию произ-ва будет соответствовать способ распределения по потреб­ностям. Основу обществ. отношений будет состав­лять единая обществ. (всего общества) собствен­ность на осн. средства произ-ва. Исчезнут классовые различия, старое (классовое) разделение труда, существ.

различия между городом и деревней, умств. и физич. трудом, что приведёт к осуществлению пол­ного социального равенства, будут исчезать нац. раз­личия. В конечном счёте сложится единое коммунис­тич. общество в масштабе всей планеты.

Постепенно отомрёт гос-во и вся политич. над­стройка. Разовьётся коммунистич. обществ. самоупра­вление, экономич. централизация, управление людь­ми превратится в управление вещами и производств. процессами.

Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено науч. управление не только раз­витием произ-ва, но и всего общества. Духовное произ-во станет играть определяющую роль в сово­купном обществ. произ-ве. Разовьются все формы духовной культуры. Полностью отомрёт религия.

Классич. определение конечной цели коммунистич. преобразования общества дано в «Манифесте Комму­нистич. партии»: «На место старого буржуазного об­щества с его классами и классовыми противополож­ностями приходит ассоциация, в которой свободное

развитие каждого является условием свободного раз­вития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447).

Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом — такова высшая гуманистич. цель коммунистич. преобразования об­щества. Завершается предыстория и начинается раз­витие подлинно человеч. общества. Человечество со­вершает скачок из царства необходимости в царство свободы.

Коммунистич. общество — необходимый результат закономерного историч. развития человечества. Пол­ный К.— результат длительного и сложного про­цесса коммунистич. преобразования общества. Ес­тественно, что построение К. потребует колоссальных сознательных усилий нар. масс, руководимых ком­мунистич. партией. Будущее коммунистич. общество будет постоянно изменяющимся, динамично разви­вающимся обществом.

• Маркс К., Энгельс Ф., Соч., тт. 1— 50, М., 1955—81; Ленин В. И., ПСС, тт. 1—55, М., 1967—70; Предметный указатель ко 2 изд. Соч К. Маркса и Ф. Энгельса, ч. 1, М., 1978, с. 331—61: рубрика «Коммунизм (обществ. формация), коммунистич. преобразование общества»; Справочный том ПСС В.И.Ленина, ч. 1, М., 1969, с. 248—49, 462—64, 628—32: рубрики «Коммунизм», «Переходный период от капитализма к социализму», «Социализм»; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О научном К., М., 1967 3; Б у т е н к о А. П., Социализм как обществ. строй, М., 1974; его же, Концепция развитого социализма, ее формирование и сущность, М., 1978; Ирибаджаков Н., Развитое социалистич. общество, пер. с болг., М., 1974; Марксистско-ленинское учение о социа­лизме и современность, М., 1975; Г е л ь б у χ Φ. Η., Ло­пата П. П., Развитое социалистич. общество: ист. место и осн. черты, М., 1976, Теория социалистич. строительства, М., 1976; Мороз И. А., Диалектика развития социализма. Проблема диалектич. противоположностей, К., 1978; К о с о-лапов Р. И., Социализм. К вопросам теории, М., 1979 2; Развитое социалистич. общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций, М., 19793; Развитой со­циализм и актуальные проблемы науч. К., M., 1979; Медве­дев В. А., Развитой социализм: вопросы формирования обществ. сознания. М., 1980· Мчедлов М. П., Социализм— становление нового типа цивилизации, М., 1980, Развитой социа­лизм: проблемы теории и практики, М., 1981. Г. А. Багатурия.

КОММУНИКАЦИЯ (от лат. commuriicatio — сооб­щение, передача), общение, обмен мыслями, сведения­ми, идеями и т. д.; передача того или иного содержа­ния от одного сознания (коллективного или индиви­дуального) к другому посредством знаков, зафикси­рованных на материальных носителях. Как науч. К., так и К. в др. сферах (напр., в иск-ве, лит-ре, бытовых или производств. отношениях) представляет собой со­циальный процесс, отражающий обществ. структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Проблема К. получила наиболее развёрнутую разра­ботку в рамках науковедения, где количественно и качественно исследованы такие формы К., как публи­кация, дискуссия, интеллектуальное влияние и т. п. Науч. К. представляет собой функциональную под­систему в рамках системы движения науч. информации (общение членов одного коллектива или «невидимых колледжей» для получения нового знания, соавторст­во, передача добытой информации др. специалистам, популяризация, практич. использование знаний пу­тём их сообщения в инженерно-прикладную сферу).

К. — одна из осн. тем в экзистенциализме и персо­нализме, мистифицирующих её реальное содержание. Игнорируя социальный смысл К., представители этих идеалистич. течений рассматривают её как процесс, посредством к-рого «Я» становится самим собой, об­наруживая себя в другом (Ясперс); толкуют как «глу­бинное несчастье самобытия» (Сартр); усматривают в ней осн. отличие человека от остального мира (Мунье); признают неустранимым трагизм К. между людьми. О проблеме К. в психологии и социальной психологии см. в ст. Общение.

Эмпирич. исследования К. осуществляются в рам­ках социологии массовой К., изучающей каналы (печать, телевидение и др.) и аудитории массовой К. См. также ст. Массовая коммуникация и лит. к ней.

• К. в совр. науке. Сб.переводов, М., 1976; Старо­стин Б. А., Параметры развития науки, М., 1980, гл. 8.

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ, см. Массовая ком­муникация.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД, исторически необ­ходимая форма трудовой деятельности, специфиче­ская для зрелого коммунистич. общества. Для К. т. ха­рактерно: 1) превращение труда в деятельность, опре­деляемую собств. содержанием, необходимостью самостоят.

решения встающих перед человеком проблем я задач,— в деятельность, в к-рой совпадают целепола-гание и целереализация, планирование, вообще управ­ление и исполнение планов; 2) превращение труда из средства в цель жизни, в способ развития потребно­стей и способностей человека, а значит. и его индивиду­альности, в «самоосуществление индивида» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 2, с. 110); 3) отсутствие к.-л. способов принуждения к труду, ибо он становится «своим собственным вознагражде­нием» (см. там же, т. 3, с. 558), т. е. первой жизненной потребностью и наивысшим наслаждением индивида, К. т. есть «...бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повин­ности, не для получения права на известные продук­ты, не по заранее установленным и узаконенным пор-мам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, да­ваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда па об­щую пользу, труд, как потребность здорового орга­низма» (Ленин В. И., ПСС, т. 40, с. 315).

Становление К. т. занимает целую историч. эпоху, содержание к-рой составляет изменение отношения к труду, понимаемое не только как изменение сознания участников труда, а как переделка реальных обществ. отношений людей. Такая переделка предполагает в первую очередь преодоление старого разделения тру­да, противоположности умств. и физич. труда, города и деревни. Экономич. основой этого процесса является крупное автоматизиров. произ-во, обеспечивающее изо­билие материальных благ и создающее условия для прекращения труда, «...при котором человек сам де­лает то, что он может заставить вещи делать для се­бя...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 280). В результате человек из агента не­посредственно материального произ-ва превращается в субъект творч. деятельности, направленной не толь­ко на создание материальных благ, но и на науч., ху­дожеств., социальное творчество, в к-ром труд высту­пает как деятельное проявление свободы. Развитие обществ. произ-ва при этом предполагает существ. перестройку обществ. отношений на началах подлин­ного коллективизма. Формой практич. реализации этих условий становления К. т. является социалистич. соревнование, способствующее как экономич. прог­рессу общества, так и развитию творч. инициативы и самодеятельности масс. Вместе с тем социалистич. со­ревнование есть форма вызревания «ростков» К. т. Важными вехами на этом пути являются: коммунис­тич. субботники, «ударничество» (годы первых пяти­леток), стахановское движение и особенно движение за К. т. (с 1958). В ходе этих массовых движений пос­тепенно складывается коммунистич. отношение к тру­ду, а сам труд постепенно становится творч. деятель­ностью, потребностью и способом бытия личности. В процессе становления К. т. раскрываются высшие потенции человеч. деятельности.

Ф Маркс К., Экономич. рукописи 1857—1859 годов, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 46 (ч. 1—2); его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25 (ч. 2), с. 385—99; его же, Крити­ка Готской программы, там же, т. 19; Маркс К. и Э н-

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ 269

гельс Ф., Нем. идеология, там же, т, 3, г. 65—78; Эн­гельс Ф.,Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 296—309; Л е-н и н В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; его же, От разруше­ния векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Про­грамма КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Ма­териалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомер­ное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонически развитой личности в про­цессе построения социализма и коммунизма.

Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ. отношений и различны в разных обществ.-экономич. формациях. В первобыт­ном обществе воспитание проводилось всей общиной, осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой деятель­ности, игр, при исполнении обрядов и т. п. В классово антагонистич. обществе оно направлено на поддержа­ние и укрепление существующего строя, осуществляет­ся гос. органами, церковью, школой и др. и опирает­ся на соответствующие теоретич. представления. Ряд прогрессивных для своего времени концепций воспи­тания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями, социалистами-утопистами, теоретиками педагогики.

Последовательно науч. теория К. в., вобравшая в себя всё ценное из прежних учений о воспитании, соз­дана классиками марксизма-ленинизма. Она лежит в основе деятельности коммунистич. партии и социали-стич. гос-в по формированию нового человека комму­нистич. эпохи.

Конечная цель К. в. — достижение всестороннего развития человека, интересы к-рого гармонически со­четаются с интересами всего общества. Прогресс мате­риального и духовного произ-ва всё насущнее требует такого развития и создаёт условия для пего. Коммуни­стич. идеал человека противоположен как бурж. идеа­лу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти, так и мелкобурж. идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на «кормчего».

Развивая и конкретизируя положения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС выдвигает задачу формирования у каждого члена социалистам. общества нравств. чистоты, духовного богатства и фи-зич. совершенства. Для достижения всестороннего раз­вития человек прежде всего должен обладать последо­вательным коммунпстич. мировоззрением, т. е. цель­ной, основанной на диалектико-материалистич. пони­мании действительности системой филос., социально-политич., моральных, эстетич. взглядов. Задача К. п. заключается не только в том, чтобы привить всем чле­нам общества коммунистич. взгляды, но и в том, чтобы превратить эти взгляды в твёрдые убеждения, к-рые обусловливают поведение человека во всех областях жизни. У всех членов общества должно быть вырабо­тано коммунистич. отношение к труду как к жизнен­ной потребности и подлинному наслаждению, забот­ливое и бережливое отношение к обществ. собствен­ности — материальной основе нового строя, утверж­дена подлинно гуманистич., коммунистич. мораль, опре­деляющая повседневное поведение людей. Всесторон­нее развитие личности означает формирование у неё высокой общей культуры, широкого науч. и технич. кругозора, приверженности к прекрасному в жизни и иск-ве. Именно поэтому коммунистич. партия выд­винула принцип комплексного подхода к К. в., вклю­чающему образование, идейно-политич., нравств., тру­довое, эстетич. и физич. воспитание.

Комплексный подход означает всесторонний подход не только к определению целей воспитания, но и средств их достижения. Марксизм-ленинизм в качест­ве первого осн. принципа науч. теории К. в. провоз­гласил необходимость изменения обществ. бытия как объективной предпосылки для изменения духовного об-

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ

лика нар. масс. Без ликвидации капитализма, уродую­щего, развращающего людей, бея замены его социализ­мом невозможно создание условий для формирования гуманистич. коллективистской идеологии, для всесто­роннего развития членов общества. Победа социалистич. обществ. отношений в СССР и ряде др. стран создала возможности для достижения коренного переворота в сознании нар. масс, полностью подтвердив правиль­ность марксистско-ленинского подхода к проблеме фор­мирования духовного облика людей.

В качестве второго осн. принципа К. в. марксизм-ленинизм выдвинул расширение обществ.-преобразую­щей деятельности, в ходе к-рой люди осознают объек­тивную действительность и изменяют собств. природу. В условиях капитализма — это прежде всего развитие классовой борьбы трудящихся и обучение их на опыте этой борьбы. Придавая исключительно большую роль революц. пропаганде, внесению в массы трудящихся марксистской теории, В. И. Ленин в то же время пи­сал, что «никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализ­ма» (ПСС, т. 12, с. 14ß). В условиях социализма — это всё более широкое вовлечение трудящихся в активную производств. и обществ.-политич. деятельность, к-рая является не только средством решения экономич. и социально-политич. задач, но и незаменимым средст­вом развития людей, их К. в. Для этого последователь­но проводится принцип материального и морального поощрения, развивается социалистич. соревнование, трудящиеся всё более широко привлекаются к управ­лению произ-вом и участию в деятельности Советов, профсоюзов, комсомола, культ.-просвет., спортивных и др. массовых орг-ций, совершенствуется воспитат. деятельность семьи, школы, трудовых коллективов.

Марксизм-ленинизм решительно отвергает бихевио­ристские установки, сводящие воспитание к дрессиров­ке. Теория К. в. исходит из того, что каждый человек активно утверждает себя в жизни. Воздействие на лич­ность социальных институтов, др. людей, коллективов, представляющих субъект воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его активной деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. влияний. Первейшая за­дача К. в. состоит в том, чтобы вызвать у каждого чле­на общества всё усиливающееся сознат. стремление к самовоспитанию и соответствии с целями борьбы за коммунизм. При этом наилучшие результаты дости­гаются тогда, когда внеш. воспитат. воздействия соот­ветствуют жизненному опыту самих масс,, их ценност­ным ориентациям. Отбрасывание ложных и восприя­тие правильных взглядов происходит тем интенсив­нее, чем активнее обществ.-практич. деятельность лю­дей. Поэтому всемерное расширение обществ. актив­ности масс, выработка активной жизненной позиции у каждого человека — одна из гл. воспитат. функций коммунистич. партии, социалистич. гос-ва, всех воспи-тат. орг-ций.

Марксизм-ленинизм отвергает как односторонний просветит. подход к воспитанию, игнорирующий необ­ходимость изменения обществ. бытия масс и их актив­ного участия в борьбе за такое изменение, так и вуль-гарно-материалистич. подход, отрицающий необходи­мость внедрения в массы революц. теории, науч. зна­ний и уповающий на стихийные процессы обществ. раз­вития. Поэтому третий осн. принцип марксистско-ле­нинской теории К. в. состоит в том, что революц. пар­тия должна постоянно заботиться об обогащении соз­нания трудящихся всеми достижениями науки и куль­туры, непрерывно вносить в их среду революц. теорию, марксизм-ленинизм. Для этого используются разно­сторонние средства идеологич. работы: печать, радио, телевидение, вся система нар. образования, культ.-просвет, работы, лит-pa и пск-во, устная пропаганда и агитация.

Передовые идеи утверждаются в борьбе как со ста­рыми, утвердившимися ранее представлениями, так и с. чуждой идеологией, распространяемой бурж. пропа­гандой. Особенно это относится к cовр. эпохе, когда в условиях острого идеологич. противоборства двух социальных систем бурж. идеологи стремятся осла­бить идейно-политич. единство социалистич, общества. Систематич. борьба против враждебной идеологии и её пережитков в сознании и поведении люден состав­ляет четвёртый, важнейший принцип марксистско-ле­нинской теории К. в. Эта борьба ведётся прежде всого с помощью критики отсталых взглядов и поступков, мерами дисциплинарного воздействия, методом убеж­дения как осн. методом К. в. В то же время в отноше­нии злостных нарушителей законов и правил социали-стич. общежития применяются меры принуждения,

Руководящей и направляющей силой всей системы воспитат. деятельности является Коммунистич. пар­тия, выступающая основным субъектом К. в. Она на­мечает общение и конкретные цели К. в. на каждом историч. этапе, определяет роль каждой орг-ции — государственной, хозяйственной, общественной, куль­турно-просветительной — в достижении этих целей, подбирает их кадры, вооружает их марксистско-ле­нинской теорией, принимает необходимые меры по со­вершенствованию деятельности каждой орг-ции, обес­печивая таким образом комплексный подход как к целям и средствам воспитания, так и к деятельности всех социальных институтов, занимающихся К. в.

• M a p и с К. и Э н г е л ь с Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], т. 1—2,М., 1978; Ленин В. И., О воспитании и об­разовании. [Сб.], М., 19733; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, Основы К. в., Μ., 196Ί2; Ковалев С. М., Формирование социалистич. личности, М., 1980. С. М, Ковалёв.

КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio — возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного рав­новесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. ши­роко употребляется применительно к различным пси­хич. процессам и функциям. Особое развитие понятно К. получило в ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера К. приписы­вается роль осн. фактора в формировании характера и выработке определ. линии поведения («жизненного сти­ля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценно­сти путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (напр., чувство неуверен­ности в себе может компенсироваться развитием повы­шенной самоуверенности и т. п.). К. Юнг, рассматри­вая психику как автономную систему, называет К. прин­цип психич. саморегуляции, взаимного уравновешива­ния сознат. и бессознат. тенденций: так, односторон­ность сознат. установки приводит, по Юнгу, к усиле­нию противоположных бессознат. устремлений, выра­жающихся, напр., в снах, резко контрастирующих с сознат. представлениями.

КОМПЛЕКС (от лат. complexns — связь, сочетание) в психологии, в самом общем смысле определ. соединение отдельных психич. процессов в некое це­лое. В более узком смысле — группа разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. По­нятие К. в этом смысле стало одним из основных в раз­личных направлениях глубинной психологии. Соглас­но психоанализу Фрейда, К. формируются вокруг вле­чений, подвергшихся вытеснению в сферу бессозна­тельного (напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу); К. вызывают откло­нения в поведении человека, проявляясь в виде ошибоч­ных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной психологии А. Адлера отводит­ся исключит. роль т. н. комплексу неполноценности —

ощущению индивидом своих органич. или психич. не­достатков. Преодоление этого К. путём компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека, формировании его характера и пове­дения.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — согла­шение), направление в филос. истолковании науки, согласно к-рому в основе математич. и естеств.-науч. теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор к-рых регулируется лишь соображениями удобства, целе­сообразности, принципом «экономии мышления» и т. п. Основоположник К. — Пуанкаре, развивший К. в применении к физике и особенно к математике. Аксио­матизация ряда математич. дисциплин, развитие неев­клидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхож­дения и ничего не говорит о реальном мире. К. отстаи-вали также Мах и Авенариус.

Следующий этап К. связан с развитием математич. логики в 30-х гг. 20 в. и особенно ярко выражен в ран­них работах Карнапа и Айдукевича. Карнап сформу­лировал т. н. принцип терпимости, утверждающий, что в основу каждой естеств.-науч. теории можно поло­жить любую систему аксиом и правил синтаксиса. Ай-дукевич развивал т. зр. «радикального К.», согласно к-рой изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы сво­бодны. Однако ни Карнап, ни Айдукевич в дальней­шем не смогли последовательно провести эту точку зрения и видоизменили свою концепцию. Элементы К. имеются в неопозитивизме, прагматизме и операцио-нализме.

Отвергая К., диалектич. материализм видит его не­состоятельность в отрицании объективной основы кон­венций и науке, в игнорировании пределов, в к-рых соглашения в науке имеют силу. Эти пределы обус­ловлены самой действительностью, а в основе эквива­лентности теоретич. систем (исчислений, геометрий, формализмов, языков и т. п.) лежит объективно су­ществующее многообразие явлений внеш. мира.

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergo -сближаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. бурж. социологии, политэкономии и политологии, усма­тривающая и обществ. развитии совр. эпохи преобла­дающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и социализма с их последующим синтезом n некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит. черты и свойства каждой из них. Тер­мин «конвергенция» заимствован бурж. идеологами из биологии, где он обозначает приобретение относи­тельно далёкими по происхождению организмами сходных анатомич. (морфологич.) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой среде.

К. т. выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Рос-тоу (США), Ж. Фурастье и Ф. Перру (Франция), К. Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехт-хейм (ФРГ) и др. Она получила распространение n бурж. обществ. мысли в 50—60-х гг. вследствие вы­нужденного признания экономич. достижений социа­лизма и его историч. необратимости. Преобладающей темой К. т. является стремление увековечить капита-листич. систему, хотя бы в реформированном виде, путём заимствования у социализма науч. методов управления обществом, экономич. планирования н си­стемы социального обеспечения.

К. т. включает широкий диапазон филос., социоло-гич., экономич. и политич. взглядов и футурологич. прогнозов — от бурж.-реформистских и социал-демо-кратич. стремлений совершенствования гос.-монополи-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.