Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти ХГХ в




Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной по­литики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития обществен­ной мысли стали различные петербургские и московские салоны (до­машние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновни­ков, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский уни­верситет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и другие. В общественном движении второй четверти ХГХ в. началось размежевание трех идей­ных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность кон­серваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издрев­ле присущей России формы политической власти своими корнями


уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв., приспосабливаясь к но­вым общественно-политическим условиям. Особое звучание для Рос­сии эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было по­кончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народ­ного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветитель­ские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобра­зие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепост­ное право рассматривалось как благо для народа и государства. Кон­серваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опора самодержавия. Правосла­вие понималось как присущая русскому народу глубокая религиоз­ность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих по­стулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления само­державия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, про­фессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Ше-выревым. Теория официальной народности не только пропагандиро­валась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление. Теория официальной народности вы­звала резкую критику либерально настроенной части общества. Наи­большую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, напи­савшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепо­стничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев от­рицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использо­вании европейского опыта, в объединении стран христианской циви-


лизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем пись­ма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и пе­дагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадае­вым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значитель­ное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных прави­тельству либералов сложилось два идейных течения — славянофильст­во и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, фило­софы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев­ские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западни­ков— историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех евро­пейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее со­циально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян не­большими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь ре­волюционных потрясений, они считали, что само правительство долж­но провести необходимые реформы. Вместе с тем были и существен­ные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и ее национальную самобытность. Капиталистиче­ский строй, который утвердился в Западной Европе, казался им по­рочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патри­архальные отношения. В то же время славянофилы признавали необ­ходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что един­ственно верной и глубоко нравственной религией является правосла­вие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллекти­визма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изуче­ние ими истории народа и народного быта имели большое положи­тельное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофи­лов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие ис­торически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьян­ской общины, западники считали, что правительство навязало ее на-


роду для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя Рос­сии. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. ос­нову либерально-реформистского направления в общественном дви­жении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправи­тельственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предше­ственников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали прави­тельственную политику. Широкую известность приобрели произведе­ния поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посла­нием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикрепо­стнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали не­продолжительное время и не выросли в организации, способные ока­зать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жес­токо расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского об­щества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, чле­ны которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда пе­редовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись фило­софским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примирить-


ся с «гнусной», по оценке В. Г. Белинского, российской действи­тельностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и других.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содер­жание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей нена­висть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом по­литического строя для него было такое общество, в котором «не бу­дет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гого­лю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от обще­ственной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не пропо­веди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилиза­ция, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя од­ного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офице­ры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоев­ский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочине­ний по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не толь­ко петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуж­дения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой Рос­сии, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845—1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказав­шего большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении кре­стьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобожде­ние их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикаль­ная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости


восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в ап­реле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приго­ворил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту рас­стрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».}

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало рас­пространению в России западно-европейских социалистических идей.

А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отече­ственной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенче­ском кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выра­жениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельно­стью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу лично­сти, протест против насилия и произвола. За его творчеством при­стально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользо­ваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), вы­пустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых по­местил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организо­вал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.). Последующие поколения революционе­ров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Евро­пы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разоча­рование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В свя­зи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянич лишен частнособственнических ин­стинктов, привык к общественной собственности на землю и ее пе­риодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в дру-


гих — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабст­ва» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные пра­вительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути об­новления страны, совершенствования ее социально-политической сис­темы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-по­литическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.


Глава 22.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2552 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.