Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Руси до монгольского




НАШЕСТВИЯ

Под культурой человеческого общества принято понимать сово­купность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и ру­ками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материаль­ную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические представле­ния, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На са­мом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют матери­альное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно вьщеляют в качестве отдель­ных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру XIII—XV вв.— времени формирования Русского централизованного го­сударства, культуру XVI и культуру XVII вв. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные пе­риоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой чет­верти XVni в., середины — второй половины XVIII в., первой полови­ны XIX в., второй половины ХК в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв. Это вре­мя господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характер­на общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуют­ся производительные силы, господствует натуральное хозяйство, кон­сервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движе­ние по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным га­рантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что много­кратно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры являет­ся господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские ра­ционалистические (от лат. «рацио» — разум) представления присутст-


вуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народ­ной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европей­ских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Зна­чительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Напри­мер, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом во­рвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единствен­ный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечествен­ной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате дей­ствий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставра­торы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусство­вед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних на­слоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как мно­го столетий назад.

Истоки русского культурного развития. Культура всякого на­рода складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славян­ских племен, составивших ядро государства. Она испытала несо­мненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приоб­щилась к богатейшему наследию античности. Традиции Визан­тии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — опло­дотворили народную, основанную на языческом мировоззрении куль­туру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру


русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое ми­ровоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киев­ской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают склады­ваться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства спо­собствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX-в. Евангелие, написанное славян­скими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголи­цу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с ис­пользованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Пет­ром I, затем в 1918 г.).

Основными центрами обучения грамоте были школы при мона­стырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалекти­ку, риторику и т. п.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различ­ные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиня­ные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфо­ре: «Благодатнейшая полна корчага сия».

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнару­жено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. «Якиме стоя успе»,— написал новго­родец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киев­ской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамо­ты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких толь­ко мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно


встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова»,— сообщал некий Михаил своему господину), и завещание («Во имя отца и сына и святого духа... се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе»), и письмо, сообщающее о се­мейной трагедии («Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых.— Авт.) нет...»), и любовное письмо («От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель.— Авт.) Игнат Моисеев») и т. д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельству­ют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. От домонгольского вре­мени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остро-мирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгород­ского посадника Остромира, по имени которого и получило свое назва­ние. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выде­ланной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной бук­вы— заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюра­ми. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя доска­ми, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, пере­давая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литера­тура как религиозного, так и светского содержания. К последней от­носилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных перево­дов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались ори-гинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европей­ских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдаю­щихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки вьщеляют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Пе-черского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея пре­емственности и единения русской земли со времен Киевской держа­вы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных


лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. За­тем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспри­нимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц напол­нена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода — это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»).

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их об­наружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так пото­му, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. «Лав­рентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основ­ной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Да­ниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, кото­рые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гор­дость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение пе­риода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, по­вествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Ремесло. Выдающееся развитие в те далекие времена получ шо ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения прибли­жалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Из­вестно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Боль­шим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась боль­шей твердостью. Прославились также русские ремесленники, зани­мавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керами­ки, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие по-


Т!

лучило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII-—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитекту­ры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и иссле­дования показали, что до конца X в. на Руси не было монументаль­ного каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревян­но-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монго-ло-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его разва­линами были погребены последние защитники города.

В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софий­ский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчерк­нул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооруже­ны в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Черни­гове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31x31 см и тол­щиной 2,5—4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришед­ший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тка­нями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верую­щие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части распо­лагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, перехо­дом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектур­но-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Разли­чия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Кие­ве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдель-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 679 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2209 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.