«Так называемые «Падшие Ангелы» есть само Человечество. Демон гордости, похоти, возмущения и ненависти не имел бытия до появления физического, сознательного человека. Именно, человек породил и вскормил врага и позволил ему развиться в своем сердце. Именно, он обесчестил, осквернил Бога, пребывающего в нем самом, сочетав чистый Дух с нечистым Демоном Материи». [63]
«Падение» человечества «Пока что одно задание осталось незаконченным – это разрушение самой губительной из всех богословских догм, именно догмы проклятия, под тяжестью которого человечество страдает со времени предполагаемого ослушания Адама и Евы в их убежище Эдема» [64]. Описание, содержащееся в Библии, по утверждению Тайной Доктрины было заимствовано евреями из более древних источников, в частности, у халдеев. Давайте вспомним, что сказано в Библии о Падении Адама и Евы. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». [65] Тайная Доктрина говорит: «Конечно, «Древо» есть сам человек, Змий же, обитающий в каждом древе, сознательный Манас, связующее звено между Духом и Материей, Небом и Землею». [66]
Падение явилось результатом знания человека, ибо «его глаза открылись». Действительно, ему была преподана Мудрость и Скрытое Знание «Падшим Ангелом», ибо последний с этого дня стал его Манасом, Умом и Само-осознанием»[67].
«…и значение аллегорического «Змия»…, вовсе не относится к физиологическому падению людей, но к приобретению ими Знания Добра и Зла; и это знание пришло к ним до их падения. Не следует забывать, что только после своего насильственного изгнания из Эдема «Адам познал свою жену Еву». [68]
По какой-то причине ревнивые Элохимы и боги – обитатели рая не хотели,чтобы человек стал одним из них. Я долго не могла понять, что же это за боги, которые не хотят, чтобы созданное ими детище – человек развивался. Как всегда «случайно» в мои руки попал Апокриф Иоанна – ученика Иисуса, в котором объяснена суть произошедшего. Поскольку этот Апокриф написан учеником Иисуса, становится понятным, что знания, которые Иисус давал своим ученикам не отличались от учения Тайной Доктрины. И не могло быть иначе, так как Иисус был Посвященным. Правда, в дальнейшем из этих учений была полностью изъята суть, а многие вещи в трактовке отцов церкви приобрели прямо противоположное значение. Ниже мы будем иметь возможность ознакомиться с этим Апокрифом. А пока я продолжу разъяснения Тайной Доктрины по поводу «падения» человека.
Итак, человек приобрел ум. Огонь Разума. Интеллект. Знание. Однако любое из этих качеств можно использовать как во благо, так и во зло.
«Большой интеллект и слишком большое знание являются обоюдоострым оружием в жизни и орудием как для добра, так и для зла. Когда они сочетаются с самостью, они сделают из всего человечества подножие для возвеличения того, кто ими обладает, и средство для достижения его целей; тогда как, будучи применены к альтруистическим, гуманитарным целям, они могут стать средством для спасения многих. Во всяком случае, отсутствие самоосознания и разума сделает человека идиотом, зверем в человеческой форме». [69]
Само по себе обладание Разумом обязывает человека осознанно делать выборы между Добром и Злом. Теперь он может выбирать. Разум в человеке, по-сути, является его посвятителем. И, пользуясь этим инструменом, человек может реально стать сотворцом с Богом или употребить свой ум на достижение любых иллюзорных целей в этом мире.
Этот же творческий огонь используется человеком для создания потомства теперь уже половым путем.
«Разъединение полов входило в программу Природы и естественной эволюции; и творческая способность в мужчине и женщине была даром Божественной Мудрости». [70]
Вступление мужчины и женщины в сексуальные отношения не было грехом. Это миф. Однако в нашем дуальном мире и эта способность была извращена, а это уже было и есть грех. Я приведу длинную цитату из «Тайной Доктрины», но лучше, чем об этом сказано там, я все равно не смогу сказать.
«Творческие силы в человеке были даром Божественной Мудрости, но не результатом греха. Это ясно доказано парадоксальным поведением Иеговы, который сначала проклинает Адама и Еву (или Человечество) за совершение предполагаемого греха, а затем благословляет свой «избранный народ», говоря: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» [71]. Проклятие не было навлечено на человечество Четвертою Расою, ибо сравнительно безгрешная Третья Раса, допотопные гиганты еще больших размеров, погибли таким же образом; следовательно, Потоп не был наказанием, но просто результатом периодического и геологического закона. Также проклятие Кармы не обрушилось на них за их попытки к естественному сочетанию, как это делается всем животным миром, лишенным разума, в надлежащее к тому время года; но за злоупотребление творческою мощью, за осквернение божественного дара и растрачивание жизненной субстанции без всякой другой цели, кроме звериного личного удовлетворения. Когда третья глава Книги Бытия будет понята, то увидят, что она относится к Адаму и Еве конца Третьей Расы и начала Четвертой. Вначале зарождение было таким же легким для женщины, как и для всех животных тварей. Никогда не входило в план Природы, чтобы женщина рожала в «страдании». Однако, с этого периода, со времени развития Четвертой Расы, возникла вражда между ее семенем и семенем «Змия», семенем или же плодом Кармы и Божественной Мудрости. Ибо семя жены или похоти раздавило главу семени плода мудрости и знания, обратив священную тайну размножения в животное удовлетворение; потому Закон Кармы «раздавил пяту » Расы Атлантов, постепенно изменив физиологически, морально, физически и умственно всю природу Четвертой Расы человечества [72], и человек, из здорового царя животного творения Третьей Расы, стал в Пятой, нашей Расе, жалким золотушным существом и оказался сейчас на нашем земном шаре богатейшим наследником болезней, телесных и наследственных, и наиболее сознательно смышленым зверем из всех животных! [73]
Таково истинное Проклятие с физиологической точки зрения, почти единственное, о котором имеются намеки в каббалистическом Эзотеризме. Рассматриваемое в этом аспекте Проклятие несомненно, ибо оно очевидно». [74]
Обретя Разум, человечество вынуждено постоянно пребывать в борьбе, битве, которая происходит внутри него и, естественно, отражается на окружающем мире. Мы вынуждены гореть в огне страстей, желаний, побуждаемые иллюзией и все более и более впадая в эту иллюзию. Сотворенная карма приводит к страданию и страдание заставляет нас изменяться и вспоминать о Боге и следовать Его Закону.
Эта война будет продолжаться, пока Внутренний и Божественный Человек не уравновесит свою внешнюю земную самость со своей духовной природой. До тех пор, темные и свирепые страсти этой самости будут находиться в вечной борьбе со своим Повелителем, Божественным Человеком. Но, когда-то, животное будет усмирено, ибо природа его будет изменена и еще раз будет царствовать гармония между двумя, как это было до «Падения», когда даже смертный человек «создавался» посредством стихии и не был рождаем»[75].
В заключении этого раздела я бы хотела привести описание одного халдейского изображения из Британского музея, приведенное в «Тайной Доктрине»:
На этом изображении события Падения… также имеются две фигуры, сидящие по обе стороны «древа» с поднятыми руками к «яблоку», тогда как позади «древа» помещается Дракон-Змий. Эзотерически эти две фигуры изображают двух «халдеев»[76], готовых к посвящению, причем Змий символизирует Посвящающего; тогда как ревнивые Боги, проклинающие этих трех, представляют экзотерическое невежественное священство. Это не очень походит на «библейское событие» в его буквальном значении, как может убедиться в этом каждый оккультист»[77].
Происхождение Зла Я не берусь исчерпывающе изложить взгляд Тайной Доктрины на происхождение Зла на нескольких страницах. Однако какое-то свое понимание я попытаюсь дать. «АБСОЛЮТ не может быть определен, и ни один смертный или бессмертный никогда не видел и не постигал его на протяжении периодов Существования. Изменяемое не может знать Неизменяемое, так же как не может то, что живет, постичь Абсолютную Жизнь» [78], - утверждает «Тайная Доктрина». Однако что-то побуждает Единого создавать, творить. «Творение описано, как игра, как забава (Лила) Бога-Творца. Зохар говорит о первозданных мирах, погибавших так же быстро, как они нарождались».. «В индусских Пуранах Брама-Создатель явлен, как начинающий заново несколько «Творений» после стольких же неудач…» [79] Причем это относится и к вселенной, и к мирам, и к нашей Земле. Я тоже задавалась вопросом, что заставляет Бога творить? В одной из медитаций мне был дан образ. Бог подобен маленькому ребенку. Он сидит на берегу океана и строит замок из песка. За ночь океан разрушает это творение, а наутро он опять приходит на берег океана и опять строит замок из песка. Зачем это делает ребенок? Наверное, за тем же это делает Бог. Итак, в начале появляется мысль, побуждение к началу творения. И уже сама по себе эта мысль имеет состояние противоположное АБСОЛЮТУ. Уже в самой этой мысли заключается двойственность. «Эзотерический смысл слова Логос – Речь или Слово, Verbum – есть передача сокрытой мысли в объективном выражении, как в фотографии. Логос есть зеркало, отображающее БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ; Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность ( Esse ) этой Вселенной. Так же как Логос отображает все сущее во Вселенной Плероме, так и человек отображает в себе все, что он видит и находит в своей Вселенной, Земле». [80] «Не было «недоброй мысли», положившей начало противоположной Мощи, но просто Мысль, per se, нечто, что будучи мыслящим и содержащим план и цель, и в силу этого, являясь конечным, естественно должно оказаться в противоположении к чистому Покою, то есть, естественному состоянию абсолютной Духовности и Совершенства. Это было просто утверждением Закона Эволюции; прогресс Умственного Развертывания, дифференцированного от Духа, уже влившегося и переплетенного с Материей, к которой он непреодолимо притягивается. Идеи, по самой природе и сущности своей, как понятия, относящиеся к объектам, реальным или воображаемым, безразлично, противоположны Абсолютной Мысли, этому Непознаваемому Всему…» [81] «Каждая Вселенная (Мир или Планета) имеет своего Логоса», утверждает Доктрина. Солнце всегда именовалось египтянами «Оком Озириса» и само было Логосом, Перворожденным или же Светом, проявленным Миру, «который есть Ум и божественный Разум Сокрытого». И только посредством семеричного Луча этого Света, можем и мы постигать Логоса через Демиурга, рассматривая последнего, как «Создателя» нашей Планеты и всего относящегося к ней, а первого, как Силу, направляющую этого «Создателя», – хорошего и дурного одновременно, как начало добра и начало зла. Этот «Создатель» не хорош и не дурен per se, но его дифференцированные аспекты в Природе заставляют его принимать тот или иной характер». [82] «Логос проявляет себя, как двуеродный Принцип Добра и Зла». [83] «Тем, кто, подстрекаемый старыми теологическими предрассудками, может сказать: «но именно Асуры являются восставшими Дэвами, противниками Богов – следовательно, они дьяволы и духи зла», – мы ответим: Эзотерическая Философия не признает ни добра, ни зла per se, как независимо существующие в Природе. По отношению к Космосу причина того и другого лежит в необходимости противоположений или контрастов, что же касается до человека, она заключается в его человеческой природе, в его невежестве и страстях. Не существует дьяволов или же совершенно развращенных существ, так же как нет и Ангелов, абсолютно совершенных, хотя и могут быть Духи Света и Тьмы…» [84] «Нет ни Дьявола, ни Зла вне человеческого создания. Зло есть необходимость в проявленном мироздании и одно из его оснований. Оно необходимо для прогресса и для эволюции, как ночь необходима для проявления дня, и смерть для жизни – чтобы человек мог жить вечно». [85]
Совершенство, чтобы быть вполне таковым, должно родиться из несовершенства. Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основою и противоположением. Абсолютный Свет есть абсолютная Тьма и vise versa. В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло близнецы, порождение Пространства и времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, per se, ибо каждое из них должно быть рождено и создано из другого для того, чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметами умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены»[86].
Легенда о «Падших Ангелах», в своем Эзотерическом значении, заключает в себе ключ к многообразным противоречиям в человеческом характере; она указывает на тайну человеческого самосознания; это есть устой, от которого зависит весь его Жизненный Цикл – история его эволюции и роста.
От правильного усвоения этой доктрины зависит верное понимание Эзотерического Антропогенезиса. Это дает ключ к смущающему вопросу о Происхождении Зла: и показывает, как сам человек разделил Единое на различные друг другу противоречащие образы». [87]
Если бы это было только Светом, бездейственным и абсолютным, человеческий разум не мог бы не только оценить его, но даже понять его. Именно тень дает возможность свету проявить себя и дает ему объективную реальность. Потому Тень не есть Зло, но является нужным и необходимым соотношением, дополняющим Свет или Добро; Тень является создателем его на Земле.
По воззрению гностиков эти два принципа являются непреложными Светом и Тенью; Добро и Зло в сущности едины и существовали на протяжении всей Вечности, ибудут существовать до тех пор, пока существуют проявленные миры». [88]
В процессе развертывания вселенная все более и более уплотняется и, следовательно, все более и более отличается от естественного состояния АБСОЛЮТА и, наконец, достигает максимальной точки материальности, в которой мы находимся сейчас. И, если вначале преобладали силы центробежные для Духа и центростремительные для Материи, то после нижней поворотной точки характер этих сил меняется «именно Материя станет центробежной, а Дух центростремительным». [89]
Когда человек одерживает победу над своей животной природой, когда он позволяет Духу властвовать над собой, он становится сотворцом с Богом и Дух, заключенный в человеке непреодолимо устремляется к своему Истоку и миры сворачиваются.
Мы возвращаемся к Единому, в то место, где нет Зла.
Люцифер
«…невежество есть смерть и лишь знание дает бессмертие». [90]
Тема Добра и Зла будет не полной, если мы не упомянем Люцифера. Возможно неожиданным для многих, если не для всех читателей будет то, что Тайная Доктрина не делает из Люцифера средоточие Зла и ту личность, против которой нужно бороться всем миром. Я попытаюсь осветить тему настолько, насколько я это понимаю.
В каждом древнем Пантеоне Богу, стоящему во главе этого Пантеона, приписывались двоякие свойства. Озирис египтят, Зевс греков. Несомненно, что все эти древние верования имели общий еще более древний исток. Менялись названия, но основные события, передаваемые как предания, оставались неизменными.
Ахура Мазда зороастрийцев - древних персов имел в качестве своей противоположности, темной стороны, противника Аримана или Ангра Майнью. В одной из диктовок, принятых Элизабет Профет ясно указывается, что Ахура Мазда тождественен Санату Кумаре.[91]
Точно также и Сатана, Дьявол, Люцифер представляют собой теневую сторону Божества, находящегося в воплощении.
Ахура Мазда был главою и синтезом семи Амешаспентов, сравнимых с семью сфирот каббалистов или семью Кумарами Индии.
Ахура Мазда в буквальном переводе есть Владыка Мудрости. И семь Амешаспентов или семь Кумар, Элохим, семь вдохновляющих Богов Египта, Халдеи и всех прочих стран являются Владыками, одаривающими человечество Разумом. Коллективно человечество является их Логосом или Сыном.
И в каждом нашем принципе находят отражение характерные признаки этих высоких Сущностей.
Итак, Владыки Мудрости пребывают в человечестве, они вынуждены вновь воплотиться в телах людей.
«Только однажды коснувшись этой планеты плотной Материи, белоснежные крылья, даже высочайшего Ангела, не могут более оставаться незапятнанными, или же Аватар (или воплощение) быть совершенным, ибо каждый такой Аватар есть падение Бога в зарождение». [92]
«Зохар излагает это весьма показательно. Когда «Пресвятый» (Логос) пожелал создать человека, он призвал высшее Воинство Ангелов и сказал им свое желание, но они усумнились в мудрости этого желания и ответили: «Человек не пребудет и одной ночи в славе своей» – за что они были сожжены (уничтожены?) «Пресвятым» Господом. Затем он призвал другое, более низкое Воинство и сказал им то же самое. И они возразили «Пресвятому»: «что хорошего от Человека?» – говорили они. Все же, Элохим создал Человека и, когда Человек согрешил, то пришли Воинства Узза и Азаэля и упрекали Бога: «Вот Сын Человеческий, которого ты создал» – говорили они. «Смотри, он согрешил!» Тогда Пресвятый ответил: «Если бы вы были среди них [людей], вы стали бы хуже их». И он низверг их с их возвышенного положения в Небе до самой Земли; и «они изменились [в людей] и согрешили с женами Земли». Это совершенно ясно. Нет никакого упоминания в Книге Бытия (VI) об этих «Сынах Бога», как о понесших наказание. Единственный намек на это в Библии мы находим в Поcл. Иуды:
«И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах под мраком на суд великого дня».
И это означает просто, что «Ангелы», осужденные к воплощению, пребывают в оковах плоти и материи, во тьме невежества до «Великого Дня», который наступит, как всегда, после Седьмого Круга, после окончания «Недели», в седьмой Саббат или в После-Манвантарную Нирвану». [93]
Ибо в человеческой форме и через нее они могут стать прогрессирующими Существами, тогда как природа Ангелов совершенно непреходяща (неподвержена превращению); потому Человек обладает потенциальностью превосходящей способности Ангелов»[94].