24.06.2008 nadin
В Средние века люди любили всё яркое, возможно, потому что им так не хватало яркости в повседневной жизни - вот и отрывались на одежде!)
Выкладываю Иннсбрукский манускрипт XIV века “Рецепты натуральных красителей” (Перевод Браги Хольмгардсгоди.)
Коричневый.
Возьми железные опилки и ржавое железо, и мягкую смолу долго вари их вместе; все это делает хороший коричневый цвет.
Черный.
Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную краску.
Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет сделать более темным, то должен добавить еще черной краски.
Красный.
Возьми мел в горшке и добавь туда воды, и хорошо перемешай, и пусть смесь отстоится так, чтобы вода стала чистой и возьми эту воду, и вскипяти в ней бразильское дерево, пока оно не будет готово, а потом добавь квасцы и так крась зендель (тонкий шелковый материал).
Если кто-то хочет выкрасить что-либо в красный, то пусть возьмет киноварь и хорошо разотрет на камне с квасцовой водой, и красит этим. Если хочет сделать красный цвет темнее, то смешает его с черной краской или с ярь-медянкой и добавит туда квасцов; потом пусть приготовит все в (уксусе?) и возьмет бразильского дерева, и вскипятит все в человеческой моче. Также бразильское дерево, смешанное с квасцами, смешанные с (уксусом?) или мочой [делают красный цвет темнее].
Нужно взять окись свинца и прокипятить его в (уксусе?), пока цвет не станет подобным цвету черепицы (красноватым?), и потом смешать с квасцами и полевым цветком, что зовется “zindlot” (Serratura tinctoria), и опять вскипятить в квасцовой воде, и процедить сквозь ткань, и этим красить.
Пусть возьмет крабов и хорошо прокипятит их в воде, и выбросит из горшка все, кроме панцирей, и оставшееся вскипятит. Разотри [панцири крабов] в ступке и процеди через ткань, и хорошо перемешай их с квасцами, пока цвет не станет красноватым; или если кто-либо хочет сделать цвет более темным, пусть добавит туда ярь-медянки.
Возьми бразильское дерево и клен (Acer Campestra, маленький клен, который растет до 30 футов высотой и устойчив к засухе) столько, сколько хочешь и прокипяти их в (уксусе?), и положи потом туда квасцы и камедь, так чтобы бразильское дерево и клен хорошо проварились, и пусть квасцы и камедь сварятся вместе, и с ними получишь красный на белом.
Желтый.
Кто хочет сделать желтую краску, берет аурипигмент (сернистый мышьяк) и смешивает с квасцами, приготовленными в (уксусе?), и этим красит.
Пусть возьмет барбарис (Berberis Vulgaris) и очистит его от кожуры; потом пусть очистит зеленое и вскипятит его с квасцовой водой, и добавит туда бразильского дерева и аурипигмента (сернистого мышьяка) и красит этим.
Зеленый.
Чтобы получить зеленую краску, возьми ярь-медянку и вскипяти ее в моче, и добавь туда квасцы и порцию камеди, и крась этим; чтобы сделать цвет светлее возьми эту краску и добавь аурипигмент и смешай с квасцами, сваренными в (уксусе?) и этим крась.
Пусть возьмет бузину и вскипятит ее в квасцовой воде, так получается зеленый цвет, и так же черный, если смешать с толикой черного цвета.
Синий.
Кто хочет получить синий цвет, пусть возьмет пигмент лазурного ляписа в (уксусе?) и вскипятит его с камедью и с квасцами и этим красит. Если хочет сделать темнее, добавь туда черной краски и синих цветов (васильков (”Centaurea cyanus”)), которые растут в поле, и разомнет все хорошо, и вскипятит в моче и смешает с квасцами и этим красит.
Возьми листья карликовой бузины и растолки их, и возьми индиго и добавь туда, и все разотри; пусть долго сохнут; и возьми (уксус?) и смешай все, и потом добавь квасцы и разотри все, пока горячее. Крась этим белую ткань и получишь хороший синий цвет.
Если кто в курсе - помогите пожалуйста разобраться в вопросе. На паре картинок в научно - популярных книжках нарисованы викинги в клетчатых штанах - вопрос - подтверждено ли наличие клетчатой ткани в тот период, если "да" - то как её изготавливать?
А вообще бытование клетчатых тканей начинается от эпохи ранней бронзы и продолжается до наших дней.В археологическом материале есть клетка и саржевая и полотняная. Более того, есть фрагменты тканей, где для клетчатого рисунка использованы нити как шерсти так и льна (при этом они окрашены в разные цвета)
Из классических скандинавских тканей можно выделить 3 типа - ткани бирки, ткани типа вадмал (исландия, норвегия и гренландия) и финские жуткие грубяки (их даже в скандинавские ткани не выделяют, т.к. они имеют другие технологические традиции). Так вот клетка для этих групп тканей атипична. Клетку мы наблюдаем в массе в местах римского присутствия или контакта с англосаксами (как наследниками римской текстильной традиции)
Как изготавливать? В технике саржевого плетения клетка выглядит ярче, потому что в полотняном исполнении по утку полоски будут блеклыми и не выраженными.
Саржевая клетка выглядит примерно так:
Для того, чтобы понять как это делается, Вы должны взять лист миллиметровой бумаги и нарисовать эскиз вашей клетки. Для этого нужно знать плотность нитей по утку и по основе.
После того, как у Вас готов эскиз, Вы начинаете сновать основу, расчитывая количество цветных нитей на 1 см. Когда основа будет заправлена на станок опытным путем подберете количество уточных нитей для клетки. Вот тут понадобятся все ткаческие навыки, потому, что для клетки важно прибивать нити утка с одинаковым усилием - именно на клетке видны все косяки ткача.
в анализе археологических находок переплетены дважды десять случайных реальностей (импорт, собственное производство, случайные инвазии, анклавные поселения со своими технологиями и укладом и прочая, прочая, прочая,).
Это может значить, что ткань либо привозная, либо продукт перенятой (подсмотренной, освоенной)технологии, либо традиция (спрос, мода) в этих местностях на клетку отсутствовала как таковая, либо археологи не там копают и специально утаивают от нас статистику находок клетки:0)) - причин может быть милион.
Небезизвестная Лиз Бендер Йоргенсон на основе анализа статистики находок выделила основные типы "родных" тканей бытовавших на "наш период" в Северной Европе (я их перечисляла выше). Клетка - есть в небольшом проценте, но она не совсем наш фасон (я говорю тут о исконно скандинавских территориях)
За подробностями обращайтесь к талмуду Bender-Jørgensen L. North European textiles until 1000 a. d
Могилу в Эвбю с этими клетчатыми тканями (не будем их называть штанами), относят к периоду великого переселения народов, т.е. 4-5 вв, а никак не 9-10вв?
В публикации Bente Magnus: How was he dressed? New light on the garments from the grave at Evebo/Eide in Gloppen, Norway ни слова про штаны.
А про те шматки, которые трактуют как штаны - вот что пишут:
Organic material from a Migration Period cheiftains grave at Evebo, Norway has shown that the trousers were highly coloured: the background was brownish red, with green stripes running in both directions and stripes of green and brownish yellow - forming a checked pattern. The fabric was woven in 2x2 twill.