Лекции.Орг


Поиск:




Украшения и драгоценности




Нижнее платье.

Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты найдены также и в Йорке викингов.

Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава.

Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду.

Плиссированные рукава реконструированы как с продольными (как изображали Юдит Йеш (Judith Jesch), Густавссон, Маллот и др.) или поперечными (Флеминг Бау) складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.

Остатки нижнего платься обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании.

 

Нижняя рубашка с клиньями из Бирки (слева).
Нижняя рубашка из Хедебю (справа).


Платье.

Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах.

В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением ИЛИ из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы.

В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках из 1100 погребений Бирки Стольпе отмечает положение только ПЯТИ фрагментов из 4000! Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний.

Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса.

Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье и шелке), если поверх него носились только передники (aprons)? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета?

Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды.

Слева показана находка из погребения 735 в Бирке (возможно, женского?), которая стала источником многих реконструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза!

Слева - мужской костюм (Бирка), справа - возможный вариант реконструкции женской одежды из Бирки с застежкой по центру.

Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности.

Находки из Хедебю представляют еще один вариант платья. Датский вариант гораздо длиннее, чем реконструкция из Бирки: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам из Мослунда (Moselund, Дания, ок.1250) или Херьолфнеса (Herjolfsnes, Гренландия, ок.1300).

 

Передник (apron).

Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее.

Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами.

Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания).


Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция).

Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке из Тузе нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из Туны и Грёдинге (Grodinge, Швеция) - соответственно снизу слева и справа - нагрудник достигает лишь колена.


Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника.

Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах.

Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо):

  • Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник).
  • Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник).
  • Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф).
  • Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф).

Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

 

Пояса.

В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае.

Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд.

Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении в Килдонане (Kildonan, Isle of Eigg, Шотландия) был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное уэльское влияние и, вероятно, был изготовлен уэльскими мастерами.

Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

 

Верхняя одежда

Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида.

Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

 

 

Накидка.

Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке из Кинсты (Kinsta, Швеция) - третья слева - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс.

 

Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Усеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

 

Головные уборы.

Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды эпохи викингов. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Возможно, головные покрывала также были предметом гэльского влияния? Их найдено достаточное количество в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна.

Однако, радиоуглеродная датировка образца из Шотландии относится к эпохе бронзы! Время записи саг относится к 13 столетию, когда и Британия, и Скандинавия были давно христианизированы, следовательно головные покрывала могут отражать более поздние особенности, заимствованные из христианства. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Усеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено (незамужние женщины?). Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

 

Украшения и драгоценности.

Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу (если предположить его наличие) или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены.

Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся.

Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков.

 

Обувь.

Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках Йорка. Носки вязаны крючком.


 

Детская одежда.

Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати в Финляндии также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи.

 

Женский костюм средних и нижних классов

Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому.

 

Варианты женского костюма среднего и низшего классов

Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм скандинавских женщин более низкого статуса был похож на одежду англо-саксов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее.

 

Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания.

НИЖНЯЯ РУБАШКА.

Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно.

Различные варианты нижней рубашки.

ПЛАТЬЕ.

Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть или шелк.

Различные варианты платья.

ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ.

Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже, но обойдется ГОРАЗДО дешевле!!!

ПОЯС.

В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти или шелка.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.

В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной или шелковой ткани. Отделка, возможно, аналогична находке из Бирки (погребение 735).

НАКИДКА.

Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси или шелка, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой.

ГОЛОВНОЙ УБОР.

Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шелк. Христианские женщины должны были покрывать голову, в то время как язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор.

УКРАШЕНИЯ.

Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника.

ОБУВЬ.

Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком.

ДЕТИ ЗНАТИ.

Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли.

ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК.

Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду англо-саксов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.

 

Приёмы вышивки и орнаменты эпохи викингов.

 

Начало развития ремёсел, связанных с работой иглой, в Скандинавии датируется каменным веком. Ткачество в Скандинавии появилось довольно поздно по сравнению с другими народами, только в бронзовом веке (Лизе Бендер Йоргенсен (Lise Bender Jørgensen)). Тем не менее, как это следует из инвентаря погребений времён Великого переселения народов и эпохи викингов, искусство быстро прижилось и стало стремительно развиваться.

Возможно, из-за позднего развития ткачества, техника вышивки и декоративного текстиля формировалась медленно. Судя по находкам тканей эпоха викингов была начальным этапом развития искусства вышивки.

Tjald (занавес) и Refil (шерстяной фриз, подобный гобелену из Байо) эпохи викингов создавались из шерсти и льна, но не вышивались (Гертруда Гренандер-Нюберг (Gertrud Grenander-Nyberg)). Так же дело обстояло и с предметами домашнего обихода, такими как подушки, наволочки, покрывала, скатерти. Это указывает на традицию ткачества с использованием разных волокон, в том числе тонкой проволоки.

Наколько представляется нам в SCA (Society for Creating Anachronisms), вышивка не была освоена викингами до первой половины IX столетия. В то же время, существенное влияние соседних народов, с которыми они контактировали, давало свои плоды в технологиях и искусстве.

Мало помалу викинги начали подражать своим соседям в текстиле и орнаментации одежды. Выделились два основных стиля вышивки:

  • Стиль, сформировавшийся под влиянием западных земель, представленный находками из Бъеррингхой (Bjerringhøj) и Йорвика (Jorvik);
  • Стиль, который сформировался под влиянием востока (находки из Бирки (Birka) и Вальсгерде (Valsgärde).

 

“Западный стиль“ мог быть заимствован от англо-саксов. Вышивка чаще всего состояла из настила волокон на ткань и включала в себя швы, известные в современном мире как стебельчатый (stemstitch, гладь (couching), тамбурный (chain stitch и "шов-елочка" (herringbone stitch). Одна из самых ранних находок подобной вышивки (чисто скандинавского происхождения) – два женских платья из захоронения в Усеберге в Норвегии, которое датируется 834 годом. К сожалению, доступная информация о тканях из этого погребения во многих аспектах поверхностна и неопределённа. Очень трудно разделять вышивку на восточную и западную, но исходя из того малого, что мы знаем, шёлковая аппликация и орнамент на королевской мантии, а также росшив в виде звериных голов на одеждах слуг (Анне Ингстад (Anne Stine Ingstad)) более напоминает западную орнаментику, чем восточную.

Расцвет "восточного стиля" приходится на IX век. Это направление, представленное находками из Бирки (Швеция), было похоже на технику Киевской Руси, Византии или же было изначально славянским по происхождению с самого начала. Как и другие формы восточных орнаментов, этот тип вышивки требовал использования серебряной проволоки или нити для достижения декоративного эффекта. Фактически восточный стиль вышивки (или более верно – поверхностное декорирование ткани) включал в себя один или два приёма, которые требовали использования иглы: стебельчатый шов, гладь и, возможно, некоторые формы сетчатого шва (ösenstitch - mesh stich). Сетчатый шов.

Строго говоря, ösenstitch не требует использования иглы, поскольку гораздо проще выполнять этот орнамент непосредственно проволокой, создавая тонкую плетеную трубку или полосу. Созданные конструкции нашиваются поверх ткани в качестве орнамента.

Возможно, подобная техника вышивки прочно не установилась до X века. Именно этим временем датируется находка из Bjerringhoj (Мамменский приход, Дания), откуда происходит известный "Мамменский топорик". В мужском погребении конца X века были обнаружены фрагменты шерстяных и саржевых тканей, возможно остатки плаща или других одежд с различными орнаментами, выполненными стебельчатым швом. Сейчас фрагменты ткани тёмно-коричневого цвета, но вполне возможно, что они были ярко окрашены. Два оттенка коричневой шерстяной нити могли быть двумя совершенно разными цветами. Некоторые сохранившиеся орнаменты выполнены только в контуре, хотя узор витых листьев выполнен по контуру разными оттенками одного цвета. Примечательно, что основная ткань покрыта отверстиями от иглы, что подразумевает присутствие другой, не сохранившейся вышивки. Основываясь на остатках шерстяных и шёлковых тканей, было заключено, что они вышивались дополнительно льняной нитью, которая редко сохраняется в погребениях.

По крайней мере, три погребения эпохи викингов в Вальсгерде (Швеция) содержат примеры вышивки серебряной металлической нитью. Возможно, это было веянием византийской моды. Информация по некоторым погребениям в Вальсгерде была опубликована Лизе Бендер Йоргенсен в общих чертах. Несколько разных фрагментов вышивки серебряной нитью по шёлку было найдено в погребениях 10, 12, 15. Три из них представляли собой расшив гладью на шёлковой основе, сотканной из полос. Одна находка была вышивкой на шёлковом твиле. Все эти орнаменты служили украшением костюма. Эти три погребения датируются X веком, что совпадает с возрастом златотканого орнамента "западного" стиля. Довольно сложно точно определить технику вышивки, использованную в фрагменте из погребения 15, но фотография показывает, что орнамент состоит из близко расположеных стежков стебельчатого шва или, возможно, некоторого вида глади. Бендер Йоргенсен подтверждает наличие вышивки гладью на некоторых остатках костюма из Вальсгерде. Это фрагмент предполагаемого ворота. Другие части показанные в издании "Мир Викингов" (World of the Vikings), называемые манжетами, хотя и по-другому орнаментированы, но выполнены тем же приёмом вышивки, что и ворот.

Известные примеры стебельчатого шва найдены в пяти захоронениях Бирки (Швеция). Это фрагменты мужской и женской одежды, которые датируются X веком. Использованные материалы включают в себя вышивку шерстяной нитью по сукну, шёлковой – по шёлку и золотую – по неизвестному, не сохранившемуся материалу. Один фрагмент представлял собой вышивку по декоративному шелковому твилу, который пришивался на льняную основу мужского костюма. Другой фрагмент был выполнен приемом стебельчатого шва и закреплял между собой два слоя сукна в виде окантовки костюма. Вышивка выполнялась таким способом, чтобы сэкономить нить. Стежки на изнаночной стороне ткани были короткими, а на лицевой - длинными, особенно когда использовалась золотая нить. Найден только один пример вышивки по ткани периода пребывания викингов в Йорке (Англия). Она была обнаружена на маленькой сумочке, датированной концом X - началом XI века. Внешняя сторона была сделана из красного атласа, который привозили из Византии, и декорирована шёлковым крестом грубой формы, выполненым приёмом тамбурного шва. Возможно, что эта сумка была единственным экземпляром.

Шов Вандайка. Ещё один тип вышивки, который был распространён ещё до эпохи викингов – орнаментация шва. Пример шва на найденной наволочке из Саттон Ху (Sutton Hoo) (VII век), возможно, определял традиции Северной Европы. Один из швов, украшавших костюм из Осеберга, был перевит петлевидным швом двойной нитью. По моде IX – X веков находки из Хедебю и Бирки были декорированы шнуром или тканой тесьмой поверх швов. Находка в погребении из Маммена (X век) представляла собой шерстяную подушку с вышивкой поверх шва. Швы, использованные в находках из Саттон Ху и Маммена, идентичны и оба представляют собой толстую длинную полосу в виде косы. Но, всё-таки, шов, использованный на наволочке из Саттон Ху - сложный витой вариант шва Вандайка (Vandyke stitch). А шов на подушке из Маммена намного проще и похож на вариант "шва-елочки". Шов из Маммена.

Орнаменты и мотивы.


Вышивка ворота (?) из Вальсгерде.

Вся та немногая информация, которая может быть собрана об искусных вышивках из Вальсгерде, предлагает один из орнаментов, навеянный, скорее всего, византийской модой. Этот стилизованный растительный орнамент, возможно, был фрагментом ворота. Сама вышивка, шириной 4см, выполнена на полосе шёлка, шириной 6 см.


Вышивка на поясе из Бирки.

Большинство примеров стебельчатого шва в Бирке не представляют собой отдельных орнаментов. Возможно, они были использованы для таких конструкционных, декоративных приёмов как аппликация и обработка краёв одежды. Хотя, с тех пор как вышивка золотой нитью выполнялась на любой ткани, невозможно определить какой характер носили эти швы. Отчётливый орнамент в виде ступенчатой линии найден в погребении 735 (Бирка) и датирована серединой X века. Возможно, она украшала атласный мужской пояс.

Информация о вышивках из Усеберга также немногочисленна. Манксгард (Elisabeth Munksgaard) рассказывает «о чудесных вышивках по шёлку в Осеберге, с различными животными, чьи головы повёрнуты назад и вписаны в круги, напоминающие стиль Борре». В книге Ингстад включены в себя контурные рисунки фрагментов, выполненных в этом стиле. Два изображённых стилизованных животных могут быть либо оленями, львами или, возможно, лошадьми. Они, вероятно, были разноцветными, и основа внутри была полностью заткана. Другой приводимый орнамент приводит нас в недоумение. Это, кажется, крест! Что наводит на определённые мысли...

 

По крайней мере, шесть различных орнаментов были обнаружены на остатках тканей из погребения в Маммене. Только некоторые из них несут на себе влияние эпохи викингов.
Наиболее характерным орнаментом является полоса стилизованных человеческих лиц, расположенных по вертикали. Каждое лицо выполнено в контуре, 3 дюйма шириной и перевито маленькими руками и так называемой лозой. Этот орнамент получил название «хватающихся человечков». Второй орнамент подобного типа менее сложный. Лица более овальные, мотивы переплетения отсутствуют. Подобное изображение человеческих лиц (за исключением отсутствия усов) подобна изображениям на шкатулках из Бамберга (Bamberg) и Каммена (Cammen).
Мотив 1. Маммен.   Мотив 2. Маммен.

 

Третий фрагмент - орнамент задней половины пятнистого четвероногого животного (леопарда?) с задними лапами, очень характерными для изображений эпохи викингов.
Мотив 3. Маммен.  

 


Мотив 4. Маммен.

Два оставшихся мотива, найденныx в Маммене, более производны по своему дизайну. Первый – изгибающаяся лоза, шириной, примерно, ¾ дюйма, сходен по характеру с византийскими и англо-саксонскими мотивами окантовки одежды. Он выглядит на удивление «средневековым» и сходен со стандартными растительными орнаментами позднего феодального периода.


Мотив 5. Маммен.

На втором фрагменте изображена пара животных, обращённых друг к другу, с узким вертикальным элементом между ними, возможно, Деревом Жизни. Такие орнаменты были распространены на Востоке и украшали шёлковые изделия. Эта последняя вышивка имеет более грубые формы по сравнению с другими орнаментами, она могл Рубахи эпохи викингов.

 

Выбор модели.

Основные проблемы, которые стоят перед началом изготовления рубахи, следующие: какую ткань выбрать? требует ли эта ткань предварительной обработки? как выкроить детали? как должен выглядеть вырез ворота? какие использовать швы? как обработать эти швы? какую выбрать орнаментацию?

В целом, новая рубаха гораздо больше порадует владельца, если ответ на эти вопросы будет дан до того, как рубаха будет выкроена. В этой работе не обсуждаются предварительная обработка ткани и основы раскроя. Вопросы о характере ткани, обработке швов и расположению орнаментации затронуты частично: некоторые идеи по выбору материала и красителей, а также информация по выбору орнаментации. В основном статья посвящена выбору выкроек и форме ворота - именно эти параметры позволят сшить рубаху на эпоху викингов.

Терминология.

Часто употребляемый (на Западе - Б.Х.) термин туника не совсем адекватно описывает многочисленные одеяния разных типов, датируемых эпохой викингов (грубо говоря, 8-11 вв.). В дальнейшем употребляются следующие термины:

  • Нижняя рубаха или сорочка - в английском языке генеральный термин smock. Для мужской нижней рубахи употребляется термин shirt, для женской - chemise.
  • Верхняя рубаха - мужская короткая рубаха с длинными рукавами (англ. - tunic).
  • Платье - женская верняя одежда с длинными рукавами и подолом (англ. gown).
  • Куртка - мужская запашная одежда (англ. - jacket).
  • Пальто - мужская или женская одежда с застежкой (англ. - coat).

Рубахи эпохи викингов.

Все рекомендации, приводимые в этой статье опираются на исследования археологов, специалистов по тканям и историков костюма. Использовалась информация о находках со следующих археологических памятников: Торсбьёрг (Thorsbjerg (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), эпоха переселения народов); Эвбю (Evebø (Норвегия)), пятый век; Бирка (Birka (Швеция)), 9-10 вв.; Бьеррингей (Bjerringhøj (Маммен, Дания)), 10 в.; Хедебю (Hedeby (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), 10-11 вв.; Йорвик (Jorvík ("область датского права" в Англии)) и Дублин (Dublin (Ирландия)), 10-11 вв.; Виборг (Viborg (Дания)), 11 век.

Средиземноморский стиль "крестовидной" верхней рубахи - связанной или вырезанной из одного куска материи, как кажется не является характерным для Северной Европы. Существует предположение (Hald 1980, 338), что более холодный климат требует, чтобы одежда ближе прилегала к телу. Действительно, существуют свидетельства, что еще с эпохи бронзы в Северной Европе использовали более узкие одеяния, чем широкая "крестовидная" рубаха.

Рубаха из Торсберга - хорошо сохранившаяся верхняя рубаха, найденная в Шлезвиг-Голштейне в Торсбергском торфянике (Thorsbjerg), на датской территории эпохи викингов. Она датируется временем, предшествовавшим эпохе викингов, и приведена в качестве примера раннего покроя рубахи. Рубаха сшита из четырех кусков: передная и спинная части, сшитые в плечах и два рукава. Вырез на вороте отсутствует: просто оставлено отверстие для головы. На задней стороне каждого рукава, 7 см от плечевого шва, располагались складки, для большего прилегания в районе сшивания рукава и основной части рубахи. Каждый рукав сужался по направлению к кисти, но не из-за покроя рукава, но более узкого сшивания конца рукава. Рукав с узким манжетом был довольно длинным; визуальный эффект подобного рукава можно видеть на миниатюрах в манускриптах: небольшие складки, окружающие туго завязанное запястье. Согласно измерениям (Hald (1980, 339)), рубаха доходила до середины бедра человеку приблизительно 172-173 см ростом, а край отверстия ворота доходил до ключиц. Манжеты и подол рубахи были украшены тесьмой. Хотя это не упоминается в статьях, тесьма могла располагаться и по вырезу ворота.

Одежды ярла из погребения V века в Эвбю (Evebø) в Норвегии слишком фрагментарны, чтобы определить способ их изготовления. Эти остатки могут быть использованы, чтобы определить длину верхней рубахи, ее орнаментацию и комплекс костюма. In situ было найдено два шерстяных одеяния, одетых одно поверх другого. Красная нижняя рубаха была украшена богатой тесьмой на вороте, манжетах и подолу, причем рукава были с бронзовыми застежками. Длина рубахи доходила до колена. Верхняя рубаха была украшена иной тесьмой на вороте и серебряными застежками в неопределенном расположении (Magnus 1982, 68-69). Наличие серебряных застежек и богатая орнаментация нижней рубахи позволяют предположить, что верхняя одежда была неким подобием пальто, предназначенного для чисто декоративных целей; застежки могли скреплять его на груди.

Среди материалов раскопок в Бирке (9-10 вв.), нет одежд, сохранившихся полностью. Однако, фрагменты дают информацию о различных видах одежды, включая нижние и верхние рубахи и пальто. Найдено большое количество фрагментов полотняных нижних и шерстяных верхних рубах, шерстяных и полотняных пальто, а также одна, вероятно византийская полотняная длинная рубаха.

Конструктивные детали, общие для всех, включают переднюю и спинную части, вырезанные из одного куска материи, с круглым или круглым с разрезом отверстием ворота. Треугольные клинья добавлены для расширения подола во многих одеяниях. Уникальной находкой является женская плиссированная сорочка 10 в.; подобный вариант одежды не требовал клиньев для расширения. Также уникальной для Бирки является находка мужского "пальто для верховой езды", застегиваемого на груди несколькими литыми бронзовыми пуговицами от ворота до пояса; предполагается, что подобный стиль возник под влиянием ближневосточных одежд для верховой езды, при посредстве Византии и Руси.

Некоторые женские погребения содержат аналогичную верхнюю одежду, однако вместо бронзовых пуговиц она скреплялась фибулой, продетой через маленькие петли, пришитые к обеим сторонам в середине груди. Длина подобного женского одеяния неизвестна, однако, поскольку это теплая верхняя одежда, то она должна быть довольно длинной, и тогда требует более, чем одну застежку спереди.

Здесь приведены возможные варианты раскроя верхней рубахи и пальто. Следует обратить внимание на линию перегиба ткани (пунктир) и разные варианты оформления отверстия ворота.

Находки 10 века из гавани Хедебю представляют довольно резкий контраст с материалами Бирки. Здесь найдены шерстяные фрагменты, которые демонстрируют криволинейные швы на соединении рукавов с основной частью рубахи, которая сшита из двух деталей со швами на плечах, а также овальные вырез ворота (Hagg 1984, 171). Существуют свидетельства узких рубах с разрезами по бокам, более удобных для нижней одежды, и более широких с клиньями, более удобных для верхних одеяний.

В Хедебю найдены также фрагменты короткой запашной 'куртки', датируемой рубежом 10-11 вв. Подобный фасон известен из более ранних погребений континентальных саксов и, как предполагается, имел военное или ритуальное значение (Owen-Crocker 1986, 114-115). Аналогичные одежды изображены на пластинах шлема из Саттон-Ху. Остатки подобной куртки из Хедебю сохранили окантовку, сделанную из "мохнатой ткани", окрашенной мареной. Подобная ткань изготавливалась путем вплетения нечесаной шерсти в ткань в процессе ее создания.

В Йорвике (совр.Йорк) было найдено несколько фрагментов, которые, как предполагается, принадлежали детской нижней рубахе/сорочке. Обнаружено два рукава, боковая деталь и фрагменты ластовицы (Walton 1989, 348).

Последняя в списке рубах эпохи викингов - полотняная нижняя рубаха, датируемая 11 в., найдена в Виборге (Viborg Søndersø, Дания). Несмотря на то, что часть фрагментов утеряна, фасон рубахи может быть реконструирован. Эта рубаха была с разрезами по бокам, которые обычно интерпретируются как показатель принадлежности к нижней одежде (Hägg 1984, 177). Необычным является наличие поясного шва на передней и спинной частях. Задняя часть подола этой рубахи слегка оборачивается непосредственно под поясом вокруг передней части подола. Каждый из рукавов выкроен из двух кусков и включает квадратные ластовицы.

Реконструкция рубахи представляет первый четко идентифицируемый вариант затяжного ворота с квадратным вырезом на эпоху викингов. Рубаха была двуслойной: передняя и спинная части были простеганы.

Приведенная деталь рубахи показывает способ простегивания и метод функционирования затяжного ворота. На внешней части рубахи был разрез с правой стороны выреза ворота, где слои ткани запахивались. Именно эта секция обеспечивала застегивание. Квадратный вырез ворота был сделан в передней части рубахи и обрамлен полосой ткани, которая становилась шнурком при затягивании ворота.

Выбор ткани.

Некоторые одеяния шились из льняного полотна, конопляного или крапивного полотна: нижние рубахи шились, в основном, из этих видов ткани, хотя есть и находки пальто. Большинство находок сделаны из ткани с полотняным переплетением (tabby weave), хотя в эпоху викингов использовались и иные варианты переплетения нитей. Ткани такого переплетения несложно найти и использовать для шитья нижних рубах или сорочек, платьев и легких пальто.

Шерстяные платья, верхние рубахи, "куртки", пальто и нижние рубахи непривилегированных классов (тех, кто не мог себе позволить льняных тканей) ткались чаще всего саржевым переплетением 2/2 (слева), хотя существуют несколько примеров ткани с саржевым переплетением "в елочку" (справа), с репсовым и полотняным переплетениями. В позднюю эпоху викингов (10-11 вв.) были широко распространены саржевые переплетения 2/1.

Шелковые ткани, использовавшиеся в эпоху викингов были, грубо говоря, двух типов: полотняного и шелкового (или самит) переплетения.

Без сомнения существовало значительное число рецептов красителей, которые ныне неизвестны. Однако, в эпоху викингов использовались следующие красители для ткани: красный из марены (или кермеса на импортных шелках), желтый из ракитника (или резеды), лиловый из лишайников (Rocella tinctoris), коричневый из ореховой скорлупы и даже черный, полученный, вероятно из смешения ореховой скорлупы и железа (Hägg 1984, 289). Передержка в красителе приводила к получению зеленого цвета, а также широкому выбору лиловых и фиолетовых. Существует определенная зависимость между использованием определенных цветов в различных регионах: красные чаще всего находят в "области датского права", лиловые - в Ирландии, а синие и зеленые - в собственно Скандинавии (Walton 1988, 18). Возможно, это отражает предпочтения цветов на определенных территориях. Шерсть естественной окраски (белая, серая, коричневая, черная) также известна по археологическим данным. Существуют свидетельства окраски вайдой и мареной льняных тканей, хотя большинство находок не окрашены, и, вероятно, были выбелены на солнце [1].

Выбор выкройки.

Существует несколько причин, чтобы выбрать тот или иной вариант раскроя. Один человек может выбрать подобный своей предыдущей рубахе, другой - исходя из необходимой аутентичности, т.е. времени и региона, третий - исходя из особенностей собственной фигуры. Впрочем, здесь есть достаточное количество информации, необходимой для любого варианта выбора.

Далее приводятся элементы раскроя, которые представляются общими для большинства, если не всех, одеяний эпохи викингов:

  • детали вырезаются с учетом направления нити основы. Это распространяется, в том числе на ластовицы, клинья и обрамляющие полосы;
  • везде, гле сохранились рукава, они сужаются по направлению к манжету.

Далее приводятся элементы раскроя, которые можно выбрать из нескольких вариантов эпохи викингов:

  • вырез ворота: круглый с разрезом (известен по материалам 9-10 вв из Швеции); круглый без выреза (известен по материалам 10-11 вв. из Дании); "овальный" (известен по материалам Дании эпохи переселения народов). Круглый с разрезом ворот бельше подходит для нижних рубах, поскольку позволяет застегнуть ворот близко к шее, в то время как круглый или "овальный" вырез лучше использовать на верхних рубахах.
  • боковые швы: прямые c разрезом, особенно на мужских нижних рубахах (известны из материалов Дании 10-11 вв.); прямые (известны из материалов Дании эпохи переселения народов); прямые с клиньями (известны по материалам Швеции 9-10 вв. и Дании 10-11 вв.). Женские сорочки и платья требуют клиньев для удобства при ходьбе. Мужские верхние рубахи могли шиться с клиньями для большего простора при верховой езде, а нижние рубахи могли иметь боковые разрезы для удобства передвижения.
  • рукав/пройма: прямой шов (известен по материалам Дании эпохи переселения народов); прямой или трапециевидный шов с ластовицей (известен по материалам "области датского права" 10 в. и Дании 11 в.); криволинейная (округлая) пройма с рукавом (известны по материалам Дании 10-11 в.). Люди с большим объемом груди (женщины или бойцы) обнаружат, что прямой шов неудобен, поскольку не обеспечивает достаточного простора.
  • конструкция плеч: передняя и спинная части соединены швами (известны по материалам Дании эпохи переселения народов, 10 и 11 вв.); передняя и спинная части выкраиваются из одного куска ткани (известны по материалам Швеции 9-10 вв.).

Некоторые советы.

Определитесь с конструкцией каждого элемента рубахи до того, как вырезать их. Если необходимо, сделайте выкройки из бумаги и помотрите как это будет выглядеть. Если делаются бумажные выкройки, то имеет смысл пометить каждую деталь и поставить дату: тогда будет можно в любой момент повторить, если получится удачно, или изменить, если готовое изделие плохо сидит.

Передняя и спинная части рубахи обычно удачны, если их ширина не меньше ширины плеч плюс допуски на швы. Клинья могут быть любой ширины, однако, если они слишком широки, то будут болтаться глубокими складками вместо того, чтобы лежать красиво.

Практически невозможно реконструировать длину рукава на основании имеющихся фрагментов. Однако, исходя из того, что рукава должны были туго облегать, наиболее вероятной представляется их длина до запястья. Иконографические материалы показывают, что верхние рубахи достигали середины бедра или, реже, колена. "Куртки" были, вероятно, длиной до талии, хотя "пальто" из Бирки предполагают значительную длину, вероятно, до икры или лодыжки. Женские платья могли доходить до лодыжки или, исходя из "фигурок валькирий" опускаться до земли. the train effect is very attractive in a Court setting.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

789 - | 787 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.