Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Приблизился Час, и раскололась луна




 

Когда они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Преходящее колдовство!»

Сура 54 «Луна», аяты 1-2

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 140


Ибн Касир передаёт, что мусульмане согласны в том, что это знамение действительно было. Он также упоминает о том, чтораскалывание луны упоминается в хадисах, передаваемых разными людьми и относящихся к категории мутаватир, и они дают достоверное знание [Ибн Касир. Бидайа].

Это чудо видели люди в разных уголках Аравийского полуострова. Однако жители Мекки не поверили и сказали: «Мухаммад околдовал нас». А потом они сказали: «Давайте спросим путников о том, что они видели. Ведь Мухаммад не может околдовать всех людей!» На следующий день они спросили людей, прибывших из далёких мест и находившихся до этого за пределами Мекки, и они сообщили им о том, что они тоже видели чудесное знамение.

Раскалывание луны видели даже люди, жившие за пределами Аравийского полуострова. Ибн Касир говорит: «Раскалывание луны видели во многих уголках земли, и говорят, что в Индии это событие записали вместе с другими историческими событиями. В эту ночь было возведено строение, а сама ночь была названа ночью раскалывания луны» [Ибн Касир. Бидайа].

Раскалывание луны не является чем-то невозможным и невероятным: в 1846 году раскололась надвое комета Биэлы, а в 1889 году распалась комета Брукса. Об этих двух событиях упоминает астроном Спенсер Джонс в главе о кометах в книге «Бесконечные миры».

Однако здесь стоит отметить, что между раскалыванием этих комет и раскалыванием луны достаточно большая разница, потому что они после раскалывания больше уже не соединились, а луна обрела после раскалывания свой первоначальный вид. Это позволяет нам отличить естественное астрономическое явление от чуда, явленного Посланником . Чудо — явление временное, оно исчезает, как только будет достигнута цель. А если бы оно не исчезало, оно со временем перестало бы быть чудом и пополнило бы собой ряд обычных природных явлений.

Увеличение количества еды. Пророк являл это чудо не раз. Например, Анас передаёт: «Однажды Абу Тальха сказал Умм Суляйм: "Я услышал, что голос Посланника Аллаха слаб, и понял, что он голодает! Нет ли у тебя чего-нибудь?" Она сказала: "Есть" и достала ячменные лепёшки, а потом взяла своё покрывало, завернула в часть его хлеб и засунула его мне за пазуху, а другой частью повязала меня в качестве чалмы и отправила меня к Посланнику Аллаха . Я понёс этот хлеб и нашёл Послан-
Глава 7. Признаки пророчества 141


ника Аллаха ,с которым находились и другие люди, сидящим в мечети, Я подошёл к ним, и Посланник Аллаха спросил: "Тебя послал Абу Тальха?" Я ответил: "Да". Он снова спросил: "С едой?" Я ответил: "Да". Тогда Посланник Аллаха велел людям: "Вставайте!" И они двинулись к выходу из мечети, а я побежал вперёд, пришёл к Абу Тальхе и обо всем рассказал ему. Абу Тальха сказал: "О Умм Суляйм, пришёл Посланник Аллаха с людьми, а у нас нечем накормить их!" Она ответила: "Аллах и Его Посланник знают об этом лучше!" Тогда Абу Тальха пошёл встречать Посланника Аллаха ,который вошёл в дом вместе с ним и сказал: "Подавай, что у тебя есть, о Умм Суляйм!" И она принесла этот хлеб, раскрошив его по велению Посланника Аллаха . А потом Умм Суляйм выдавила на хлеб масло из кожаного мешка, приправив его. После этого Посланник Аллаха произнёс над ним то, что было угодно Аллаху, а затем велел: "Впусти десять человек". И Абу Тальха впустил десять человек, которые ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он снова сказал: "Впусти десять" И он впустил их, и они ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он снова сказал: "Впусти десять",и это продолжалось до тех пор, пока не поели и не насытились все, а было их семьдесят или восемьдесят человек!» [Бухари; Муслим].

Джабир ибн 'Абдаллах передаёт: «Я пришёл к своей жене и спросил её: "Есть ли у тебя что-нибудь? Поистине, я вижу, что Посланник Аллаха мучается от голода!" И она достала мешок, в котором было около одного са' ячменя, а кроме того у нас была ручная козочка. И я зарезал её, а моя жена смолола ячмень. Мы сложили мясо в котёл, а потом я вернулся к Посланнику Аллаха и сказал ему так, чтобы никто не слышал: "О Посланник Аллаха, мы закололи нашего козлёнка, и я смолол один са' ячменя, возьми же с собой несколько человек и приходи к нам!" Однако, услышав это, Пророк громко воззвал: "О копавшие ров, Джабир приготовил угощение, поспешите же!" А мне он велел: "Ни в коем случае не снимай котёл с огня и не начинай печь хлеб, пока я не приду!" И я вернулся домой, а потом пришёл Пророк ,за которым шли люди. И после этого жена достала наше тесто, что же касается Пророка ,то он поплевал на него и призвал на это тесто благословение, потом подошёл к котлу с мясом и снова поплевал и призвал, а потом он сказал моей жене: "Позови какую-нибудь женщину, чтобы она пекла хлеб вместе с тобой, и вынимай мясо из вашего горшка, но только не снимайте его с огня!" Пришедших
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 142


с Пророком было около тысячи человек, но, клянусь Аллахом, все они поели, а потом оставили еду и ушли, после чего наш котёл продолжал издавать всё те же звуки, а количество теста не уменьшилось» [Мишкат аль-масабих].

Увеличение воды и биение её между пальцев Пророка . Это чудо Посланник также являл не раз. Упомянем несколько таких случаев. Джабир ибн 'Абдаллах передаёт: «В день Худайбии людей стала мучить жажда, а перед Посланником Аллаха стоял сосуд с водой, и он совершил омовение из него. А потом люди обступили его и сказали: "У нас нет воды, чтобы совершить омовение и напиться, кроме той воды, которая осталась в этом твоём сосуде" Тогда Пророк опустил руку в сосуд, и вода забила между его пальцами, словно несколько источников, и мы напились и совершили омовение». Джабира спросили: «А сколько вас было?» Он ответил: «Если бы нас было сто тысяч, нам и тогда хватило бы... А нас было пятнадцать сотен» [Бухари; Муслим].

Кроме того, он сделал так, что в колодце Худайбии в этот день стало много воды. Аль-Бара' ибн 'Азиб передаёт: «Нас было с Пророком четырнадцать сотен человек в день Худайбии, а Худайбия — это колодец, воду которого мы вычерпали, не оставив там ни единой капли. Когда об этом стало известно Пророку ,он пришёл к этому колодцу и сел на его край. Потом он велел принести себе сосуд с водой и совершил омовение, потом прополоскал рот и обратился с мольбой к Аллаху, а потом вылил остатки воды в этот колодец и сказал: "Оставьте его на какое-то время''. А потом этот колодец дал столько воды, что люди напились сами и напоили своих верховых животных, после чего двинулись в путь» [Бухари].

А 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт: «Мы считали знамения благодатью, а вы их пугаетесь. Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха находились в пути и вода у нас стала подходить к концу, он сказал: "Соберите оставшуюся воду". Ему принесли сосуд, в котором было немного воды. После этого он опустил руку в этот сосуд и сказал: "Поспешите к благодатной воде, а благодатьот Аллаха!" И я увидел, как вода бьёт ключом меж пальцев Посланника Аллаха . И мы не раз слышали, как еда, которую ел Пророк ,прославляет Аллаха» [Бухари].

Обращение его врагов вспять. Одним из чудес, явленных Пророком ,стала мольба, с которой он обратился к Всевышнему, когда во время переселения его нагнал Сурака ибн Малик: Аллах внял мольбе Своего Пророка ,и лошадь, на которой ехал Сурака, увязла

 

Глава 7. Признаки пророчества 143


в твёрдой земле по самое брюхо. Увидев это, Сурака сказал: «Я думаю, что вы обратились к Аллаху с мольбой против меня. Обратитесь же теперь к Аллаху с мольбой за меня, и, клянусь вам Аллахом, я перестану преследовать вас». Тогда Пророк обратился к Аллаху с мольбой за него, и он спасся. После этого Сурака, встречая кого-нибудь из тех, кто преследовал Пророка говорил им: «Не ищите здесь, здесь его нет» — так он заставил всех, кто встретился ему, повернуть назад [Бухари; Муслим].

А в битве при Хунайне, когда мусульмане терпели поражение и держался лишь Посланник с кучкой верующих, принёсших ему клятву под деревом, с началом настоящего боя Посланник Аллаха набрал пригоршню мелких камешков и бросил их в лица неверующих, а потом воскликнул: «Они разбиты, клянусь Господом Мухаммада!» Передатчик этого хадиса, аль-'Аббас, сказал: «Клянусь Аллахом, он всего лишь бросил в них этими камешками, но после этого они стали неуклонно терять силы и в конце концов обратились в бегство!» [Муслим].

А вот что сказано в версии Салямы ибн аль-Аква': «Мы участвовали вместе с Посланником Аллаха в битве при Хунайне, и сподвижники Посланника Аллаха обратились вспять. Когда они оказались возле Посланника Аллаха ,он спустился со своей мулицы, затем взял горсть земли и бросил её в лица неверующим со словами: "Да будут обезображены лица!" И Аллах наполнил этой землёй глаза каждого из них, они обратились в бегство и потерпели поражение, а Посланник разделил захваченные у них трофеи между мусульманами» [Муслим].

Однажды Абу Джахль поклялся Аль-Лят и Аль-'Уззой, что, если он застанет Посланника ,молящимся в мечети Аль-Харам в том месте, где обычно собирались курайшиты, он непременно наступит ногой на его шею и заставит его уткнуться лицом в землю. И, когда он увидел Посланника ,совершающего земной поклон, он собрался сделать то, что обещал в клятве, однако, приблизившись к нему, он вдруг попятился назад и вытянул вперёд руки, словно защищаясь. Его спросили: «Что с тобой?» Он ответил: «Поистине, между ним и мною — ров с пламенем, ужас и крылья!» Посланник Аллаха сказал: «Если бы он подошёл ко мне ближе, ангелы разорвали бы его на части» [Муслим].

Ответ Всевышнего на егомольбу 41. Вот какприняла ислам мать Абу Хурайры. Абу Хурайра передаёт: «Я призывал свою мать

 

41 По: [Хайруддин Ванили. Му'джизат аль-Мустафа, с. 61].

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 144


к исламу, когда она была язычницей, и однажды, когда я вновь обратился к ней с призывом, она сказала о Посланнике Аллаха то, чтомне неприятно было слышать. И я пришёл к Посланнику Аллаха плача, и сказал: "О Посланник Аллаха! Обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он вывелна истинный путь мать Абу Хурайры.'" Тогда он сказал: Аллах! Выведи на истинный путь мать Абу Хурайры". И я вышел от него, радуясь, что Пророк обратился к Аллаху с этой мольбой. Подойдя к двери, я увидел, что она заперта. Моя мать услышала звук моих шагов и сказала: "Оставайся на своём месте, о Абу Хурайра" — и я услышал плеск воды. Она вымылась, надела свою одежду и, слишком торопясь, чтобы надевать ещё и покрывало, открыла дверь и сказала: "О Абу Хурайра, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник!" Тогда я вернулся к Посланнику Аллаха ,плача от радости, и он восхвалил Аллаха и сказал благие слова» [Муслим].

А один человек стал благодаря мольбе Пророка Ш искусным наездником.

Джарир ибн 'Абдаллах передаёт: «Посланник Аллаха сказал мне: "Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Хальсы 42 ?" Я ответил: "Конечно" А я плохо держался на лошади. Я сказал об этом Пророку ,и он ударил меня по груди так, что я увидел след от его руки на своей груди, а затем сказал: "О Аллах! Укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по верному пути" — и после этого я ни разу не падал со своей лошади». И он отправился в сопровождении ста пятидесяти отличных всадников из числа ахмаситов43, предал её огню и разрушил её [Бухари; Муслим].

А Анас передаёт: «Однажды при жизни Посланника Аллаха людей поразила засуха. Как-то раз, когда Пророк произносил пятничную проповедь, со своего места поднялся один бедуин и сказал: "О Посланник Аллаха! Наше имущество пропало, а семьи голодают, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас!" Тогда Пророк воздел руки к небу. В это время на небе не было ни одного облачка, но, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не успел ещё он опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел капли дождя, катившиеся по его

 

 
 


42 Так называлось находившееся в Йемене капище идолов племён Хас'ам и Баджиля — «кааба Йемамы».

43 Группа отважных людей из числа курайшитов.

Глава 7. Признаки пророчества 145


бороде. И дождь шёл весь этот день, и на следующий день, и на третий день, и на четвёртый день, и во все остальные дни вплоть до следующей пятницы. А когда настала пятница, со своего места поднялся тот же бедуин или другой человек и сказал: "О Посланник Аллаха! Наши дома разрушились, а имущество оказалось под водой, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас! " И тогда Пророк воздел руки к небу и сказал: "О Аллах, вокруг нас, а не на нас!" И после этого, куда бы он ни указал своей рукой, тучи там расходились, и очистившееся небо над Мединой уподобилось дыре среди окружавших город туч. Что же касается долины Канат, то вода в ней после этого текла ещё целый месяц, и впоследствии каждый человек, откуда бы он ни приезжал [в Медину], обязательно рассказывал об этом сильнейшем дожде».

А в другой версии говорится: «.."О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, возвышенности, в долины и на те места, где растут деревья!*'» Анас сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце» [Бухари; Муслим].

А однажды Всевышний наказал одного высокомерного человека после мольбы Пророка .

Саляма ибн аль-Аква' передаёт, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии Посланника Аллаха и тот сказал ему: «Ешь правой!» Он ответил: «Я не могу», и тогда Пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему 44, кроме гордости!» — и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку [Муслим].

А в другой раз благословение Пророка распространилось на верблюда Джабира.

Джабир передаёт: «Однажды я выступил в поход вместе с Посланником Аллаха . Я ехал на изнурённом верблюде, который обычно использовался для орошения, и он еле шёл. Меня догнал Пророк ,который спросил: "Что случилось с твоим верблюдом?" Яответил: "Он изнурён". Тогда Посланник Аллаха прикрикнул на него и призвал на него благословение, и он пошёл так резво, что обошёл всех остальных верблюдов и пошёл впереди них. Тогда Пророк сказал мне: "Как ты теперь находишь своего верблюда?" Ясказал: "Теперь с ним всё в порядке. На него распространилось твоё благословение" Тогда он спросил: "Согласишься ли


44То есть: ничто не мешает ему следовать моей Сунне, в соответствии с которой во время еды следует пользоваться правой рукой.

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 146


ты продать мне его за окию?" И я продал его ему с тем условием, что я доеду на нём до Медины. А когда Посланник Аллаха прибыл в Медину, я привёл к нему верблюда, и он отдал мне его цену, а потом вернул его мне» [Бухари; Муслим].

Исцеление больных 45. Однажды Пророк исцелил человека, который сломал ногу.

Аль-Бара' передаёт, что Пророк послал нескольких человек к Абу Рафи'46. 'Абдаллах ибн 'Атик проник в его дом ночью, когда он спал, и убил его. 'Абдаллах ибн 'Атик говорит: «Я приложил кончик меча к его животу, надавил на него так, что меч вышел у него из спины, и только после этого убедился, что убил его. А потом я начал открывать одну дверь за другой, дошёл до его лестницы и, сделав шаг вперёд, упал и сломал себе ногу, несмотря на то что ночь была лунной. Я перевязал ногу чалмой, а потом добрался до моих товарищей. Потом я пришёл к Пророку и рассказал ему обо всём. Он сказал: "Вытяни ногу". Я вытянул её, и он провёл по ней рукой, после чего боль прошла, будто её и не было» [Бухари].

А в другой раз Пророк вылечил глаза 'Али ибн Абу Талиба.

Сахль ибн Са'д передаёт, что в день Хайбара он слышал, как Пророк сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует нам победу. Он любит Аллаха и Его Посланника, и его любит Аллах и Его Посланник». Услышав это, люди поднялись со своих мест и подошли к Посланнику Аллаха ,и каждый надеялся на то, что знамя вручат ему, однако он спросил: «Где 'Али ибн Абу Талиб?» Ему ответили: «О Посланник Аллаха, у него болят глаза». Пророк сказал: «Пошлите за ним». Когда он пришёл, Пророк поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было, и Пророк вручил ему знамя, после чего 'Али спросил: «Следует ли нам сражаться с ними до тех пор, пока они не станут такими же, как мы?» Тогда Пророк сказал: «Не спеши, пока не встретишься с ними, а потом призови их к исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным и какие права имеет на них Аллах. И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами» [Бухари; Муслим].

 
 


45 По: [Хайруддин Ванили. Му'джизат аль-мустафа].

46 Иудей, один из злейших врагов Посланника Аллаха ,который нарушил договор, насмехался над Посланником и поносил его.

 

Глава 7. Признаки пророчества 147


Пророк также вылечил Саляму ибн аль-Аква'.

Язид ибн Абу 'Убайд передаёт: «Однажды я увидел шрам на голени Салямы ибн аль-Аква' и спросил его: "О Абу Муслим, что это за шрам?" Он сказал: "Этот удар я получил в день Хайбара. Тогда люди сказали: <Саляма ранен!> — а я пошёл к Пророку ,и он трижды подул и поплевал мне на рану, которая не даёт о себе знать с тех пор и до сегодняшнего дня"» [Бухари].

А однажды Пророк изгнал джинна из одержимого.

Я'ля ибн Мурра ас-Сакафи передаёт: «Мы шли вместе с Посланником Аллаха ,и, когда мы проходили мимо источника, к нему подошла женщина со своим сыном, который был одержим джинном. Пророк положил руку на его нос и сказал: "Выйди! Поистине, я — Мухаммад, Посланник Аллаха". Потом мы пошли дальше, ана обратном пути, проходя мимо этого источника, спросили о состоянии мальчика, и женщина сказала: "Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, после твоего ухода с ним не происходило ничего подозрительного"» [Ахмад; Мишкат аль-масабих. Хадис с безупречным иснадом].

Пророк сообщает о сокровенном. К чудесам, явленным нашим Пророком ,относится и то, что он сообщил нам о Всевышнем Аллахе, Его именах, качествах и действиях, а также об ангелах иих свойствах, о мире джиннов, о Рае и Аде и о событиях, имевших место в далёком прошлом, — например, истории Адама, Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима, Мусы, 'Исы и других пророков и посланников и рассказ о том, что произошло между ними и их народами. Причём рассказ этот достаточно подробный, а обо всём этом не может знать неграмотный человек, не умеющий ни читать, ни писать, и никогда не общавшийся с теми, кто изучал историю народов и много знает о них. К тому же он сообщал о том, о чём не было известно всем этим историкам, а также о том, что скрывали от других люди Писания: он оценивал и исправлял многое из имеющегося у них знания. А всё это указывает на то, что сведения эти он получил от Знающего, Ведающего: «Всё этоповествования о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в Откровении. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде» (сура 11 «Худ», аят 49).

В нескольких аятах Корана содержится указание на это доказательство. Например, Всевышний сказал, повествуя нам историю Марьям: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям. Ты не был с ними, когда они препирались» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 44).

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 148


А повествуя историю Мусы, Всевышний сказал: «Тебя не было на склоне горы, когда Мы воззвали, но это было милостью твоего Господа, чтобы ты предостерёг народ, к которому до тебя не приходил предостерегающий увещеватель. Быть может, они помянут назидание» (сура 28 «Рассказ», аят 46).

Кроме того, Всевышний Аллах сообщал Своему Посланнику о некоторых событиях в тот момент, когда они происходили. Например, Он сообщил ему о гибели троих предводителей мусульман в битве при Му'те и о том, как после них знамя взял Халид ибн аль-Валид, — Посланник узнал об этом в тот же день. Хадис, в котором упоминается об этом, приводит аль-Бухари [Мишкат аль-масабих].

Кроме того, Аллах сообщил Пророку о смерти правителя Эфиопии и хосроя в день их смерти.

Посланник Аллаха сообщал людям о некоторых грядущих событиях: что-то из предсказанного им сбывалось сразу же, а что-то — спустя некоторое время.

Например, он указал место гибели каждого из предводителей неверующих в битве при Бадре ещё до того, как состоялось само сражение. Анас передаёт: «Посланник Аллаха собрал людей, и они отправились в путь, остановившись у Бадра. Тогда Посланник Аллаха сказал: "Это — место гибели такого-то". Так говорил он, касаясь рукой земли в определённых местах, и каждый из упомянутых им действительно погиб на месте, указанном Посланником Аллаха » [Муслим].

Он также сообщил о некоторых событиях, которые должны произойти после его кончины. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда умрёт хосрой, не будет другого хосроя после него, и когда умрёт кесарь, не будет другого кесаря 47 после него. И клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы будете расходовать их богатства на пути Аллаха!» [Бухари; Муслим; Тирмизи; Джами' аль-усуль, т. 12, с. 59]. И всё на самом деле произошло именно так, как сказал Пророк .

Посланник Аллаха предсказал многое из того, что должно произойти в будущем. Хузайфа ибн аль-Яман передаёт: «Однажды Посланник Аллаха обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всём, что случится вплоть до наступления Часа

 

47 То есть не будет иного византийского правителя в Шаме, равно как не будет иного персидского правителя в Ираке.

 

Глава 7. Признаки пророчества 149


этого, не упустив ничего, и некоторые из нас запомнили сказанное им, а некоторые забыли, и эти мои товарищи знают об этом. И мне случается видеть то из этого, о чём я забыл, и увидев, я узнавал эти события, как человек вспоминает лицо отсутствовавшего какое-то время, которого он увидел и узнал» [Бухари; Муслим; Абу Давуд; Джами' аль-усуль, т. 12, с. 63].

Сюда же относится всё, что сказал Пророк о грядущих испытаниях и смутах и о признаках приближения Судного дня, а также о многом другом, — обо всём этом упоминается в сборниках хадисов Посланника .

Стон пня. Аль-Бухари и другие приводят такую историю: «Сначала Посланник Аллаха становился для произнесения хутбы на пальмовый пень, а когда для него был установлен минбар, этот пень издал печальный стон, и Пророк подошёл к нему и возложил на него руку». А в другой версии, также приводимой аль-Бухари, говорится: «А когда для него был установлен минбар, мы услышали издаваемые этим пнём звуки, подобные звукам, издаваемым стельными верблюдицами, которые прекратились лишь тогда, когда Посланник Аллаха сошёл вниз и возложил на него руку» [Джами' аль-усуль].

Подчинение деревьев Пророку , их приветствие и беседа с ним 48 ". Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы шли вместе с Посланником Аллаха до тех пор, пока не спустились в широкую долину. Посланник Аллаха собрался справить нужду, однако не нашёл ничего такого, за чем можно было бы укрыться. И вдруг он увидел два дерева на краю долины. Посланник Аллаха подошёл к ним, взялся за ветку одного из них и сказал: "Подчинись мне с позволения Аллаха" И оно подчинилось ему и последовало за ним, словно верблюд с кольцом в носу, который подстраивается под того, кто ведёт его. Затем он подошёл ко второму дереву, взялся за его ветку и сказал ему: "Подчинись мне с позволения Аллаха". И оно также подчинилось ему, И когда он оказался между ними, он сказал им: "Соединитесь надо мной с позволения Аллаха" И они склонились над ним. Я же остался сидеть, разговаривая сам с собой, и когда я бросил взгляд в сторону, я увидел, что Посланник Аллаха уже идёт ко мне, а два дерева разъединились и вернулись в прежнее положение» [Муслим].

 

 
 


48 По: [Му'джизат аль-мустафа, с. 84).

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 150

 


А Я'ля ибн Мурра ас-Сакафи передаёт: «Мы шли вместе с Посланником Аллаха ,а когда остановились на привал, Пророк уснул, и вдруг пришло дерево, разверзая землю, склонилось над ним, укрыв его своими ветвями, а потом вернулось на своё место. Когда Посланник Аллаха проснулся, я рассказал ему о том, что произошло, и он сказал: "Это дерево попросило у своего Господа разрешения поприветствовать Посланника Аллаха, и ему было дано разрешение сделать это"» [Багави; Ахмад]49.

Анас ибн Малик передаёт: «Однажды, когда Пророк сидел опечаленный, после того как жители Мекки сделали ему зло, к нему пришёл Джибриль и сказал: "О Посланник Аллаха, желаешь ли ты, чтобы мы показали тебе знамение?" Тот ответил: "Да". Тогда он посмотрел на дерево позади него и сказал: "Позови его". Тот позвал его, и оно приблизилось и встало перед ним. Тогда Джибриль сказал: "А теперь вели ему вернуться назад" И тот велел дереву вернуться назад, и оно вернулось. Тогда Посланник Аллаха сказал: "Довольно, довольно.."» [Дарими; Мишкат аль-масабих. Хадис с безупречным иснадом].

А 'Абдаллах ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды к Посланнику Аллаха пришёл какой-то бедуин и спросил: "Как мне узнать, что ты — пророк?" Он сказал: "Если я позову эту гроздь фиников с этой пальмы, она засвидетельствует, что яПосланник Аллаха". И Посланник Аллаха позвал её, и она спустилась с пальмы, упав перед ним. А потом он сказал ей: "Вернись обратно" — и она вернулась обратно. Тогда этот бедуин принял ислам» [достоверный хадис. Тирмизи].

Хакк ибн 'Абд-ар-Рахман передаёт, что его отец сказал: «Я спросил Масрука: "Кто сообщил Пророку о джиннах в ту ночь, когда они слушали Коран?" Он ответил: "Твой отец ['Абдаллах ибн Мас'уд] сказал, что о них сообщило дерево"» [Бухари; Муслим].

А 'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы были с Пророком в пути, и навстречу нам шёл какой-то бедуин. Когда он приблизился, Посланник Аллаха спросил его: "Свидетельствуешь ли ты, что нет божества, кроме Аллаха,

 
 


49 Хадис со слабым иснадом, однако есть подкрепляющий его хадис с похожим смыслом — его приводит ад-Дарими со слов Джабира. Шейх аль-Албани сказал в своих комментариях к «Мишкат аль-масабих», что сама история достоверна.

 

Глава 7. Признаки пророчества 151


и что Мухаммад — Посланник Аллаха?" Он ответил: "А кто подтвердит то, что ты говоришь?" Он сказал: "Этот терновый куст". И он позвал этот куст, росший на краю долины, и тот приблизился к нему, разверзая землю, и Пророк , велел ему трижды произнести свидетельство, и он трижды произнёс свидетельство, после чего вернулся на то место, где он рос раньше» [Дарими; Мишкат аль-масабих. Хадис с безупречным иснадом].

Камень приветствует Пророка . Джабир ибн Самура передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я знаю а Мекке такой камень, который приветствовал меня ещё до того, как я стал Посланником, и я знаю его и сейчас» [Муслим; Тирмизи].

Верблюд жалуется Пророку . Я'ля ибн Мурра ас-Сакафи передаёт: «Однажды мы шли вместе с Посланником Аллаха . Мы проходили мимо верблюда, на котором возили воду, и он, увидев Пророка, протяжно заревел и опустил шею. Пророк остановился возле него и спросил: "Кто хозяин этого верблюда?" Тогда хозяин верблюда подошёл к нему и сказал: "Он перед тобой... Мы дарим его тебе. Поистине, он принадлежит семье, у которой нет другого источника пропитания, кроме него". Пророк сказал: "Конечно, ты сказал о нём то, что сказал... Однако он пожаловался на то, что работы очень много, а корма мало, заботьтесь же о нём"» [Багави; Ахмад]50.

'Абдаллах ибн Джа'фар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды Посланник Аллаха посадил меня в седло позади себя. Тогда он поведал мне о том, о чём я никогда никому не рассказывал. Посланник Аллаха собираясь справить нужду, больше всего любил укрываться за какой-нибудь возвышенностью или в пальмовой роще. И вот однажды он зашёл в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, а там был верблюд. Увидев Пророка , этот верблюд жалобно заревел, и в глазах его появились слёзы. Тогда Пророк подошёл к нему, погладил его по спине и затылку, и он успокоился, после чего Пророк спросил: "Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?" Тогда к нему подошёл юноша из числа ансаров и сказал: "Это мой

 

 
 


50 Хадис со слабым иснадом, однако есть подкрепляющий его хадис с похожим смыслом — его передает ад-Дарими со слов Джабира. Шейх аль-Албани сказал, что сама история достоверна [Мишкат аль-масабих, т. 3, с. 188].

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 152

 


верблюд, о Посланник Аллаха!" Пророк сказал ему; "Разве не боишься ты Аллаха в отношении этого бессловесного животного, которое Аллах дал тебе в пользование? Он пожаловался на то, что ты заставляешь его голодать и изнуряешь его работой"» [Абу Давуд; аль-Хаким; Ахмад; Ибн 'Асакир. Приведена версия Ибн'Асакира]51.

 

Чудеса, творимые не пророками

Чудеса праведников. Приверженцы Сунны верят в чудеса праведников (карамат)52, то есть в то, что иногда Аллах дарует им сверхъестественные способности или знание, которое недоступно другим людям [Маджму' аль-фагзва].

Однако некоторые группы мусульман отрицают чудеса праведников, например му'тазилиты.Адоказательство у них такое: если бы сверхъестественное могли совершать не только пророки, тогда мы не могли бы отличить праведника от пророка и чудеса немогли бы служить подтверждением правдивости пророков [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

Эти их слова неприемлемы, потому что о чудесах праведников упоминается в Коране, а также в достоверных хадисах, относящихся к тому же к категории мутаватир. Более того, люди во все времена и во всех местах наблюдают подобные чудеса и сверхъестественные явления.

Их довод был бы обоснованным, если бы праведники, творя чудеса,утверждали при этом, что они — пророки, а такого никогда не происходило и не происходит в наше время: если бы праведник утверждал, что он— пророк, он был бы не праведником, а лжецом и лжепророком [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. Имам Ахмад выска-

 

 
 


51 Хадис с безупречным иснадом, отвечающий условиям Муслима, который также приводит его, но без упоминания истории с верблюдом.

 

52 Учёные дают этим чудесам такое определение: «Это нечто сверхъестественное, совершаемое человеком, при этом сам человек не утверждает, что он пророк, и действие его не является предвестием пророчества, и, насколько можно судить по внешним признакам, человек этот праведен и следует за пророком, шариату которого он обязан подчиняться, имеет правильные убеждения и делает добрые дела, и неважно, знает об этом этот раб Всевышнего или нет» [Лявами' аль-анвар ал.ь-бах.иййа, т. 2, с. 393].

Глава 7. Признаки пророчества 153

 


зал. порицание тем, кто не верит в чудеса праведников, и назвал их заблудшими [Лявами' аль-аквар аль-бахиййа, т. 2, с. 393].

Зачем праведникам даруются эти чудесные способности? Всевышний Аллах наделяет некоторых из Своих рабов сверхъестественными способностями. Это — оказание им почёта за их праведность, благочестие и твёрдую веру. А в других случаях цель этого — удовлетворение их потребностей, например потребности в еде, питье или безопасности. А иногда Всевышний дарует им это для поддержки религии, возвышенияЕго Слова, утверждения истины и опровержения лжи53.

В качестве примера можно привести аяты Корана, в которыхрассказывается о Марьям: у неё появлялись зимние фрукты летом, а летние — зимой. Всевышний сказал: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у неё пропитание. Он сказал: "О Марьям! Откуда у тебя это?" Она ответила: "Это — от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счёта, кому пожелает"» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 37).

Сюда же относится история юношей, проспавших в пещере триста девять лет: Аллах сделал так, что всё это время их тела сохранялись в неизменном виде, — об этом рассказывается в суре «Аль-Кахф = Пещера».

Подобные случаи имели место и в жизни сподвижников Посланника Аллаха .

Свет на палке. Аль-Бухари приводит историю о том, как однажды Усайд ибн Худайр и 'Аббад ибн Бишр поговорили с Пророком о каком-то своём деле и вышли от него уже ночью. А ночьбыла очень тёмной, и, выйдя от Посланника Аллаха ,они отправились домой, спотыкаясь. А в руке у каждого из них была палка. И палка одного из них начала излучать свет, освещая им путь, и они продолжили свой путь, пользуясь её светом. А когда они разошлись, палка второго тоже начала излучать свет, и каждый из них шёл при свете своей палки до тех пор, пока не добрался до своей семьи [Мишкат аль-масабих].

Благословенная еда. Однажды Абу Бакр ас-Сыддик привёл домой трёх человек из числа живущих под навесом, поскольку Посланник велел мусульманам приглашать этих людей в гости и оказывать им гостеприимство. Абу Бакр оставил их в своём доме,

 

53 Многие философы-догматики считают, что способность творить чудеса может быть дарована только пророкам.

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 154


чтобы его семья накормила их, а сам отправился к Посланнику и вернулся домой уже поздней ночью. Его жена спросила его: «Что помешало тебе прийти к твоим гостям?» Он спросил: «Разве ты не накормила их ужином?» Она сказала: «Они отказались есть, пока ты не придёшь». Тогда Абу Бакр разгневался и сказал: «Я никогда не стану есть этого!» Его жена также поклялась в этом, и гости поклялись, что они не будут есть этого. И тогда Абу Бакр воскликнул: «Это — от шайтана!» — после чего велел подать себе еду и поел,и поели все остальные, и какой бы кусок они ни брали, снизу появлялось ещё больше. Абу Бакр спросил свою жену: «О сестра бану Фирас, что же это?!» Она воскликнула: «Какая радость! Сейчас еды в три раза больше, чем было!»И они поели, а потом отослали эту еду Пророку и он тоже ел её [Мишкат аль-масабих].

Так Аллах почтил Абу Бакра за его заслуги и достоинства, а также за то, что он не пошёл на поводу у своего гнева и сначала поклялся, что не станет есть эту еду, а потом отказался от своего решения, поняв, что это шайтан подталкивает его к этому, и не пожелал подчиняться ему. И Аллах почтил его за это.

Судно и лев. Однажды судно с вольноотпущенником Посланника Аллаха заблудилось во владениях византийцев в поисках войск мусульман или попало в плен. Освободившись, этот вольноотпущенник отправился на поиски мусульман и увидел льва. Он сказал ему: «О Абу аль-Харис54! Я — вольноотпущенник Посланника Аллаха ,и со мной случилось то-то и то-то». Тогда лев подошёл к нему, махая хвостом, и встал рядом с ним. Каждый раз, услышав какой-нибудь звук, он бросался в ту сторону. А потом он пошёл рядом с ним, а когдаони добрались до войска, лев вернулся назад [Мишкат аль-масабих]55.

Крик, изданный в Медине и услышанный в Шаме. Однажды 'Умар ибн аль-Хаттаб послал войско, назначив командующим человека по имени Сария. А во время своей хутбы 'Умарвдруг закричал: «О Сария! Гора!» А потом прибыл гонец от войска, который рассказал: «О повелитель верующих, мы встретились с врагом, и он нанёс нам поражение, и вдруг мы услышали крик: "О Сария! Гора!" Тогда мы приблизились к горе, встав спиной к ней, и Всевышний Аллах послал им поражение» [Байхаки. Даляиль ан-нубувва; Ибн 'Асакир: хадис с хорошим иснадом].

 
 


54 Прозвище льва.

55 Аль-Хаким: достоверный хадис, отвечающий условиям Муслима. Аз-Захаби согласился с ним.

Глава 7. Признаки пророчества 155


Некоторые чудеса праведных людей

Ибн Таймийя упоминает и о других чудесах праведников. Некоторые из них мы приведём здесь [Маджму' аль-фатава].

Например, когда Хубайб ибн 'Ади был пленником у язычников в досточтимой Мекке, у него появлялся виноград и он ел его, а в то время во всей Мекке не было ни одной виноградины.

А когда Умм Айман переселялась, у неё не было ни еды, ни воды, и она готова была умереть от жажды. И вот, когда настало время разговения — а она в это время соблюдала пост, — она услышала какой-то звук над своей головой. Она подняла голову и увидела висящее над ней ведро. Она напилась из него, и не испытывала жажды до конца своей жизни.

А когда аль-Бара' ибн Малик заклинал ВсевышнегоАллаха, Тот непременно исполнял то, чего он желал. И в разгар сражения мусульмане просили: «О Бара'! Закляни своего Господа!» Тогда он говорил: «Господи! Заклинаю тебя, позволь нам одержать верх над ними!» — и враг терпел поражение. А в день битвы при Кадисийи он сказал: «Господи, заклинаю тебя, помоги нам одержать верх над ними и сделай меня первым мучеником!» — и враг был разгромлен, а аль-Бара' стал мучеником.

А Халид ибн аль-Валид однажды осадил неприступную крепость, и находившиеся там люди сказали: «Мы не сдадимся, пока ты не выпьешь яд!» Тогда он выпил яд, однако он не повредил ему.

А когда аз-Зубайру стали пытать из-за её ислама, она не захотела отрекаться от своей религии, и в конце концов она лишилась зрения. Увидев это, язычники сказали: «Её лишили зрения Аль-Лят и Аль-'Узза». Тогда она воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом!» — и Аллах вернул ей зрение.

Однажды аль-Хасан аль-Басри укрылся от аль-Хаджжаджа, и за ним приходили шесть раз, однако он обращался к Всевышнему Аллаху с мольбой, и приходившие не видели его. А в другой раз он обратился к Аллаху с мольбой против одного хариджита, который делал ему зло и наносил ему обиды, и тот упал замертво. А когда скончался Увайс аль-Карни, среди его одежды нашли саваны, которых там раньше не было. Кроме того, нашли вырытую для него могилу с нишей в скале. Его завернули в эти саваны и положили в эту могилу.

 

Следование путём истины — самый ценный дар

Чудесные способности, которые Всевышний дарует некоторым праведным людям, вовсе не указывают на то, что эти люди лучше и выше

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 156


по своему положению, чем те, кому Он таких способностей не даровал. Как раз наоборот — иногда Всевышний Аллах наделяет человека чудесными способностями как раз для того, чтобы укрепить его слабую веру. А иногда цель состоит в удовлетворении одной из потребностей человека. И. вполне может статься, что человек, никогда не являвший никаких чудес, лучше тех, кто совершал чудеса, а вера его совершеннее, и он не нуждается в том, что даруется им. Именно поэтому в поколении, заставшем сподвижников, было намного больше людей, творивших чудеса, чем в поколении самих сподвижников. Поэтому человек не должен уделять этим чудесам слишком много внимания и жаждать, чтобы однажды подобные сверхъестественные способности были дарованы и ему, и он не должен огорчаться и печалиться, если Всевышний не дарует ему ничего такого. Истину сказал Абу 'Али аль-Джузджани: «Стремись к тому, чтобы следовать прямым путём, а не к сверхъестественным способностям, ибо, поистине, душа твоя по природе своей всегда тянется к чуду и стремится к нему, а Твой Господь требует от тебя следования прямым путём». И один из тех, кто понял его слова,сказал: «Это великая основа в данной области и секрет беспечности и легкомыслия многих идущих и стремящихся» [Маджму' аль-фатава].

 

Сверхъестественные явления и проделки шайтана

Многие люди заблуждаются, считая каждого, кто делает нечто сверхъестественное, благочестивым праведником и приближённым Всевышнего (вали). Некоторые люди парят в воздухе, ходят по воде или делают нечто подобное, притом что они — самые нечестивые, порочные и грешные из всех творений Аллаха. Более того, некоторые из таких людей даже утверждают, что они являются пророками! Например, аль-Харис ад-Димашки, который появился в Шаме во времена 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и заявил, что он — пророк. При этом он творил чудеса, на его ноги надевали оковы, а он чудесным образом освобождался от них, или ему наносили удары каким-нибудь оружием, а оно не причиняло ему вреда и не оставляло на его теле никаких следов. И люди слышали восхваления и прославления мрамора, когда он проводил по нему рукой, и он показывал им людей и всадников, парящих в воздухе, и говорил, что это — ангелы. Все эти и им подобные «чудеса» — проделки шайтана. Поэтому, когда некоторые праведники видели подобные деяния шайтана, они упоминали Имя Аллаха, читали аят «Аль-Курси» или другой отрывок из Корана,

 

Глава 7. Признаки пророчества 157


и всё это мигом исчезало и рассеивалось. То же самое имело место и в случае с аль-Харисом ад-Димашки: когда мусульмане схватили его, чтобы убить, один из них попытался пронзить его своим копьём, но оно не вошло в его тело, и 'Абд-аль-Малик сказал ему: «Ты не помянул Имя Аллаха» — тогда он произнёс имя Аллаха, затем пронзил его копьём и убил [Маджму' аль-фатава].

И Масих Даджжаль будет творить чудеса, которые будут изумлять и ошеломлять всякого, кто увидит их, однако при этом он будет утверждать, что он — Бог.

Творимые чудеса и сверхъестественные способности не указывают на то, что данный человек — праведник и приближённый Всевышнего Аллаха (вали). Причины чуда праведников — вера, богобоязненность, следование прямому пути и покорность Всевышнему. Если же в основе чуда лежат неверие, придавание Аллаху сотоварищей, несправедливость, нечестие и порок, то это — деяния шайтана, а не чудеса, даруемые праведным людям Милостивым.

 

Упоминания о Пророке вПисаниях общин, живших до нас

 

Всевышний Аллах сказал:

 
 


Разве для них не является знамением то, что учёные сынов Исраиля знают его?

Сура 26 «Поэты», аят 197

 

В этом аяте разъясняется, что к ясным знамениям, указывающим на правдивость Посланника относится и то, что сыны Израилевы знали о его грядущем пришествии, и знание это сохранено и зафиксировано в их книгах. Всевышний Аллах сказал: «...и упоминается он в Писаниях древних народов» (сура 26 «Поэты», аят 196).

 

Упомянутые в Коране предсказания предыдущих пророков относительно пришествия нашего Пророка Мухаммада

Коран, ниспосланный нам от нашего Господа, Знающего и Ведающего, сообщает нам о том, что упоминания о Мухаммеде и его общине содержатся в Писаниях, ниспосланных ранее, а также о том, что предыдущие пророки предсказывали его пришествие.

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 158


Всевышний сказал:

Вот Аллах взял завет с пророков: «Я одарю вас из Писания и мудрости. Если же после этого к вам придёт Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет?» Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами».

Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 81

 

Из этого аята большинство толкователей Корана поняли, что Аллах взял с каждого пророка завет о том, что если Мухаммад будет послан при его жизни, он обязательно уверует в него и оставит свой шариат ради его Шариата. А это в свою очередь, указывает на то, что упоминание о нём имеется у каждого из предыдущих пророков.

Мольба Ибрахима. Аль-'Ирбад ибн Сария передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «У Аллаха было записано, что япечать пророков, ещё тогда, когда Адам был глиной, и я расскажу вам о том, с чего началось моё дело. Это мольба Ибрахима, предсказание 'Исы и сон, который видела моя мать после того, как родила меня: свет, осветивший даже дворцы Шама» [Мишкат аль-масабих]56.

Всевышний Аллах сообщил нам о том, что халиль Милостивого Ибрахим и его сын Исма'иль строили Каабу и взывали к Аллаху, и одно из их обращений к Всевышнему с мольбой зафиксировано в Коране в суре «Аль-Бакара = Корова»:

 

Вот Ибрахим и Исма'иль подняли основание Дома [Каабы]: «Господь наш! Прими от нас!

 

 
 


56 Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным.

Глава 7. Признаки пророчества 159


Воистину, Ты — Слышащий, Знающий.

 

Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный.

Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.