Посланники — люди благородного происхождения. Все посланники после Нуха — потомки Нуха, а все посланники после Ибрахима — потомки Ибрахима.
Всевышний сказал:
Мы уже отправили Нуха и Ибрахима и установили пророчество и Писание в их потомстве.
Сура 57 «Железо», аят 26
Всевышний Аллах избирал в качестве посланников людей самого благородного происхождения из тех народов, к которым Он направлял этих посланников. Посланник сказал: «Я был направлен в качестве посланника в лучший из всех следовавших друг за другом веков, когда только жили люди, и появился в тот век, в котором живу» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 566].
Посланник также сказал: «Я — Мухаммад ибн 'Абд-аль-Мутталиб. Поистине, Всевышний Аллах сотворил Свои творения и причислил меня к лучшим из них. Потом Он разделил их на две группы и сделал так, чтобы я оказался в лучшей из них. Потом Он разделил их на племена и сделал так, чтобы я оказался в лучшем племени. Затем разделил Он их на семейства, и сделал так, чтобы я оказался в лучшем семействе. И я лучше вас семейством, и лучше вас душою своей» [Ахмад; Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 22].
А в другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах избрал Кинану из детей Исма'иля, и избрал Курайша из [потомков] Кинаны, и избрал бану Хашим из [потомков] Курайша» [Муслим; Насаи].
Все посланники были свободными
К признакам совершенства посланников относится и то, что среди них не было рабов. Ас-Сафарини говорит: «Рабство — недоста-
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 88
ток, который не приличествует иметь пророку. Ведь пророк день и ночь призывает людей к религии Всевышнего, а у невольника нет такой возможности. Кроме того, люди считают рабство изъяном и обычно не желают следовать за рабом и внимать его призыву и не признают его в качестве предводителя и примера для себя. Оно — последствие неверия и не приличествует пророкам» [Ливами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 265]27.
Способности и дарования
Всевышний наделил пророков блестящим умом, проницательностью, красноречием, сообразительностью и так далее. Иначе говоря, Он даровал им все способности и качества, необходимые для того, чтобы они могли стать носителями Послания, а потом донести его до людей и направлять и воспитывать тех, кто последует за ними, и руководить ими.
Например, Посланник хранил в своей памяти всё ниспосланное ему Откровение, не забыв ни слова из него:
Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего.
Сура 87 «Всевышний», аят 6
Они разъясняли религию тем, кто отказывался принимать её, вступали в дискуссии с такими людьми, приводили различные доводы и доказательства. Например, Ибрахим привёл такие доводы, что заставил своего оппонента замолчать: «И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (сура 2 «Корова», аят 258).
А Всевышний Аллах сказал, комментируя дискуссию Ибрахима с его народом: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем» (сура 6 «Скот», аят 83).
27 Некоторые могут возразить, сказав, что посланника Аллаха Юсуфа люди, вытащившие его из колодца, продали в рабство. На это возражение можно ответить так: это рабство было испытанием, однако на самом деле он был свободным человеком, с которым поступили несправедливо. К тому же это рабство не продлилось долго: вскоре после этого Аллах возвысил его и сделал правителем.
Глава 5. Качества посланников 89
А Муса так отвечал фараону, что в итоге тот, не зная, что возразить ему, был вынужден перейти к угрозам:
Фараон сказал: «А что такое Господь миров?»
Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убеждённостью».
[Фараон] сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?»
[Муса] сказал: «Ваш Господь и Господь ваших отцов».
[Фараон] сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник — одержимый».
[Муса] сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете».
[Фараон] сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключёнными».
Сура 26 «Поэты», аяты 23-29