Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Физиологические основы воли




I. ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ.

Воля как характерис­тика сознания и деятельности появилась вместе с возник­новением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно свя­занной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две ка­тегории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчет­ливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого пла­на. Примером непроизвольных действий могут служить по­ступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произ­водимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли че­ловека.

 

“Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков” (В. И. Селиванов).

 

Но “большая воля - это не только пожелать и добиться, но умение заставить себя отказаться от чего - то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ”. (А. С. Макаренко)

 

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Специфическая черта воли - способность целенаправленного планомерного воздействияна окружающую действительность и себя самого. Чтобы что-то выполнить, че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. СВЯЗЬ С МЫШЛЕНИЕМ. Сознательная постановка целей, планирование своих действий, преодоление препятствий на пути к их достижению. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Воля и психические процессы.

Воля - регулирующая сторона сознания, одна из его структурных единиц.

Мышление -целенаправленный, произвольный (наличие цели).

Внимание, память - установка, воображение (произвольность) - (наличие цели).

Воля и характер.

Слабоволие и слабохарактерность - тождественные понятия.

Воля, будучи тесно связана со всеми психическими процессами, организует психическую деятельность человека, направляет его действия.

II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ.

Работы Сеченова - Павлова. Произвольные движения имеют условно - рефлекторный характер.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целена­правленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немед­ленно включаются в уже выработанную программу действия. Если дей­ствия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких из­менений в течение действия не вносится. Если же поступают сведе­ния, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме­няется либо практическая деятельность, либо предварительная про­грамма.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существую­щий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресур­сами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая деятельность связана с определенной уравновешенностью процессов возбуждения-торможения.

Ослабление процесса возбуждения понижает волевую активность человека, приводит к апатии (меланхолии).

Ослабление процесса торможения понижает возможности саморегулирования, сдержанности (холерик) - аффективность в поведении.

В теменной части коры больших по­лушарий расположена область, управляющая двигательной активнос­тью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож­ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную об­ласть, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной ре­акции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - целая система различных участков коры. Работы Бернштейна, Орбели, Анохина, Лурия.

Нарушения при травме:

· человек не ощущает собственного движения;

· не чувствует разницу, когда берет в руки карандаш или иголку;

· ориентировка в пространстве (справа - слева).

· более сложное (разрушение условного рефлекса) - у машинистки, музыканта.

· нарушение почерка - двигательные персеверации (циклические повторения, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия).

ОСОБАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛОБНЫМ ДОЛЯМ.

Таким образом - ФО - различные участки коры больших полушарий, условно-рефлекторная дуга, лобные доли.

III. Теории воли.

Воля, как и вся психика, является функцией мозга, обусловлена закономерностями ВНД; строго детерминирована.

Существуют теории воли - из философии: индетерминизм, механический детерминизм, собственно детерминизм. Это философская концепция по вопросу о месте и роли причинности человеческого поведения - свобода воли.

 

а) ИНДЕТЕРМИНИЗМ - в природе и обществе нет объективных закономерностей, человек может произвольно изменять действительность. Воля как бы первична, не сводима ни к чему другому, она есть начало и конечный принцип существующего.

Теория “ свободы воли” - уходит корнями в древнее учение о душе.

Немецкий философ Шопенгауэр (1788 - 1860) в своем труде “Мир как воля и представление” писал: "Сущность мира - это воля: все существующее представляет собой продукт воли". Он сторонник врожденности воли.

Отсюда исходит бредовая идея “сверхчеловека” Ницше – лежала в основе идеологии фашизма.

б) МЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (безответственность поведения) - отрицает всякую свободу воли. Фатальная причинная обусловленность всякого поступка, действия человека (фатом - судьба, рок; фатальный - навсегда заданный, предопределенный роком, судьбой).

В историческом плане механический детерминизм был учением прогрессивным, т. к. направлен против идеализма.

Но - приходит к признанию первопричины: бога, высшего существа.

Корни этой теории - древняя мифология - представление о господстве рока над людьми, вера в свою судьбу, суеверия, предрассудки.

17 - 18 в. - развитие механики. Идеал для всякой научной схемы - наличие некого часового механизма. Но если есть часы, необходим и часовщик (первопричина, высшее существо, бог).

Человек - как безвольная игрушка природы (бога), однажды заведенная и не способная изменить предначертанный ход событий.

Сторонники данной теории утверждали, что НИКАКОЙ СВОБОДОЙ ВОЛИ человек не обладает, а значит он не отвечает за свое поведение => безответственность поведения.

в) СОБСТВЕННО ДЕТЕРМИНИЗМ. Теория Маркса - Энгельса - Ленина. Положения диалектического материализма о свободе и необходимости, о детерминированности воли и, вместе с тем, ее свободе.

Свобода воли - по Энгельсу - это “не что иное как способность принимать решения со знанием дела, как основанное на познании необходимости господства над нами самими и над внешней природой”, воля является необходимым продуктом исторического развития.

УРОВНИ СВОБОДЫ:

1) Свобода “от”. 2) Свобода “для”. 3) Свобода “во имя”.

 

1) Свобода “от” – примитивное, упрощенное понимание свободы от всевозможных обязанностей, деятельности и т.п. Таким образом человек делает все, что ему хочется, не взирая на социальные и общечеловеческие законы и правила.

2) Свобода “для” – общения,самосовершенствования, творчества.

3) Свобода “во имя” – блага всего человечества, высших идеалов: мир на земле, ликвидация голода, защита детей и стариков, защита животного мира.

 

Но рассмотрим само понятие свобода.

1) СВОБОДА - ЭТО НАЛИЧИЕ ВЫБОРА.

Многие боятся свободы, те, кто привыкли жить в условиях несвободы.

2) СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За свободу платим ответственностью. Свободный выбор - ответ за последствия.

Но в реальности у многих существует и СТРАХ СВОБОДЫ. В условиях свободы нужны соответствующие психологические качества.

ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ - умение вести дискуссию (а не спорить), т.е. УМЕНИЕ УБЕДИТЬ. Как только человек ощущает себя бессильным (доказать, убедить...) - он становится агрессивным.

Неумение сделать выбор - топтание на месте - приводит к неврозу.

СТИМУЛ ЛИЧНОЙ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ - если не я, то кто же.

Чувство ЗАВИСТИ – тоже несвобода от своих меркантильных желаний и интересов. Здесь срабатывает "закон бумеранга" – желая плохого другому - человек “съедает” собственное здоровье.

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Но - принцип детерминизма не означает признания неизбежности любого действия, любого поступка. (“Так получилось” - классическое выражение).

Личность действует по принципу не свобода “ОТ”, а свобода “ДЛЯ”, "ВО ИМЯ".

СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ “НЕОБХОДИМОСТЬ”. СВОБОДЕН тот, кто поступает на основании всестороннего учета обстановки, под влиянием нравственных мотивов поведения, но ОТВЕТСТВЕНЕН за свои поступки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.