Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постмодернистское общество




Известный больше как исследователь органи­заций, А. Этциони (A. Etzioni) представил в своей работе «The Active Society» (активный социум) в 1968 году теорию об изменении общества и о по­следствиях этого изменения. По его мнению, «ак­тивный социум» образует идеальное общество, которое управляет самим собой, т.е.— самоуправ­ляемое общество. Такое общество — целеустремлен­ное, уверенное в себе, оно сознает свои ограничения, но знает также и возможности своей эволю­ции и свою силу. А. Этциони дал модель идеаль­ного общества, которого в реальности еще не мог­ло быть в момент создания этой теории.

«Активный социум» — это постмодернистское общество в том отношении, что он отличается от модерного и превосходит его несколькими важ­нейшими параметрами: большая политическая ак­тивность и большие инвестиции в политическую деятельность; приоритет знаний, образования и на­учных исследований. В принятии решений, в управ­лении и в осуществлении контроля над деятель­ностью общества все большее значение приобретают информационные системы. В этом отношении по­нятие «постмодернистское общество» сближается с понятием «информационное общество». При этом в информационном обществе на первом плане об­работка и передача знаний, а в постмодернист­ском обществе акцентируются применение и толко­вание знаний. Необходимо подчеркнуть, что речь идет об одном и том же обществе, в котором акцен­тируются разные стороны и аспекты. Это наше со­временное общество, то общество, в котором жи­вет цивилизованный мир конца XX века.

Понятие «постмодернистское общество» исполь­зовалось в социологии как синоним постиндустри­ального общества. Обычно под этим последним подразумевают общество, которое состоит из раз­личных частных, меняющихся культур, т. е. у любых меньшинств, у молодежи, даже у разных жи­лых районов города может быть своя субкультура. Поэтому постиндустриальное общество трудно пред­ставить как единое, стабильное общество. Речь идет об обществе нового типа, которое смело принима­ет новые решения, подвергает критике все старое и дает возможность реализоваться различным ро­лям.

Постмодернистские общества все больше исполь­зуют знание, вычислительную технику и банки дан­ных для поддержания взаимных отношений и по­лучают через информационные системы данные для тестирования и интерпретации действительности. С помощью этой информации они также контроли­руют свои собственные изменения. А. Этциони от­мечает, что важны не только сами инновации, но и способ и доходчивость их интерпретаций. Фак­ты без толкований по своей социальной или поли­тической пользе ограничены. Например, новая эффективная технология вызывает только незна­чительный интерес или даже неприятие, если она противоречит религии или какой-либо другой ценности общества. От тех, кто внедряет новую технологию, требуются оценка и разъяснение ее преимуществ. На темпы и результаты научно-ис­следовательских работ оказывает влияние прагма­тика: в первую очередь поддерживается то, что дает практический результат, отвечая потребностям об­щества.

Принято считать, что качество информации за­висит от того, до какой степени отделены друг от друга общественные услуги тестирования действи­тельности (например, научно-исследовательские институты и статистические учреждения, которые собирают объективную информацию по разным отраслям) и институты интерпретации знаний (сред­ства массовой информации, политические партии и др.). Это существовало не всегда, так, например, в первобытном обществе эти функции были связа­ны друг с другом: глава племени давал информа­цию и толковал ее (часто весьма произвольно). Более «свежий» пример: понятие «продажная прес­са» указывает как раз на то, что такая пресса не отделена и зависима от тех инстанций и институ­тов, которые могут оказывать на нее давление. Специализация, проникшая во все сферы общества, привела к выделению профессиональных полити­ков, принимающих решения, но взаимодействие их со специалистами остается необходимым для «гра­мотности» политических решений. В целом инфор­мация, полученная в научно-исследовательских институтах, будет иметь все большее и большее значение. Одна из важнейших предпосылок функ­ционирования активного общества — это плюра­лизм в производстве информации. Информация вос­принимается как любой предмет потребления, использование и контролирование которого преро­гатива общества в целом. Например, обширные файлы компьютеров различных организаций со­держат стратегически важную информацию, и общество так или иначе вынуждено осуществлять кон­троль над ними.

Как уже ясно из всего сказанного выше, обра­зование имеет особое место в постмодернистском обществе. Многосторонность и сложность обще­ства и социальных отношений, новые требования трудовой жизни и управление новой технологи­ей — это факторы, которые требуют повышения уровня образования. Значение высшего образова­ния и профессионального специализированного образования растет параллельно с процессом мо­дернизации общества. Одновременно образование считается все более существенным фактором при определении статуса индивида. Многие говорят даже об «обществе умения». Это понятие подчер­кивает значение специализации и профессионализ­ма в современном обществе. Обычно повышение образовательного уровня приносит и повышение социального статуса, хотя это не всегда отражает­ся на размере заработной платы. Не только моло­дежь и трудоспособное население, но и пенсионе­ры стали все в большей мере обучаться, пополнять свои знания по различным предметам. В Финлян­дии, например, используется такой термин, как «университет третьего возраста». Недавно нача­ли отмечать международный «год "всежизненного" обучения».

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Понятием «дуалистическое общество» именуют­ся, как правило, негативные последствия победно­го шествия новой технологии. Общество разделя­ется на выигравших и проигравших. Основные секторы экономики процветают, но одновременно их «окраина», крайние социальные поля, страда­ют. Жилые районы обеспеченных жителей резко отличаются от жилых районов малоимущих, и во­обще социальное разделение проявляется во мно­гих формах. Каждый исследователь подчеркивает это дуалистическое положение, исходя из своей точки зрения, поэтому существует множество тол­кований современной стадии общества, и эти опре­деления, безусловно, несут на себе отпечаток свое­го времени.

Герберт Маркузе (Herbert Marcuse) (1969) счи­тает технологию, с одной стороны, политической силой и источником изобилия, а с другой — «созда­телем» и причиной «неправильных» потребностей. Он называет современное технологическое обще­ство «одномерным». Возможность удовлетворения сверхпотребностей подавляет потенциальные про­тесты против социальной системы. Следователь­но, мышление и деятельность индивида — односторонни, и он остается «одномерным» из-за давления отчуждающего общества, наделяющего его «неправильным сознанием».

Точка зрения Г. Маркузе во многом противоре­чит изложенному выше понятию «постмодернист­ское общество», по которому общество стало более комплексным и одновременно многоценностным. Однако концепция Г. Маркузе не единственная, по которой общество технологического прогресса при­знается односторонним или же каким-то образом ограниченным.

Иоахим Хирш (Joachim Hirsch) (1981) исполь­зует термин «защищенное государство» примерно в таком же значении, как Г. Маркузе — «одно­мерное». Он имеет в виду всестороннюю национа­лизацию, которая проявляется в том, что государ­ственный аппарат вторгается во все сферы общества расширенной сетью регулирования и контроля и как бы защищает своих членов. Общество, образован­ное по свободной воле людей, превратилось в «за­щищенное государство», контролируемое государ­ственными органами.

Мишель Фуко (Michel Foucault) (1980) делает более резкий вывод, считая, что общественные ин­ституты — это сеть принудительных учреждений. Поэтому он называет объект своих исследований «дисциплинарным обществом». «Власть имущие» поддерживают дисциплину и осуществляют конт­роль с помощью институтов и разных обществен­ных систем. Следовательно, общество становится «холодным» и отчуждающим. Управление, конт­рольные системы и технология дают хорошую основу для такого надзора, поэтому развитие об­щества в этом случае ограничивает возможности индивида, а вовсе не способствует их развитию.

Примерно такое же, правда, не столь радикаль­ное направление представлено понятием «общест­во рисков» Ульриха Бека (Ulrich Beck) (1986). Такому обществу особенно свойственны развитое производство, технологический прогресс, экономи­ческий рост и эффективность. Экономический рост и эффективность имеют двоякое содержание: с од­ной стороны — это прогресс и благосостояние, с другой стороны — сокращение рабочих мест и за­грязнение окружающей среды. По мнению У. Бека, общество, не учитывающее это, становится безза­щитным перед природными катастрофами и соци­альными проблемами. Например, риски, связанные с производством, торговлей и движением, очевид­ны. Их можно детально прогнозировать, рассчи­тать и страховаться от них. Так, в противовес об­ществу рисков рождается «общество страхования»: можно жить как жили, не обращая внимания на растущие проблемы окружающей среды, без необ­ходимости пересмотра ценностей (У. Бек, 1990).

С другой стороны, современные общества созда­ют такие новые риски, что застраховаться от них чрезвычайно трудно. Такие риски, как ядерная энергия, производство различных химикатов, ген­ная технология и экономические катастрофы, вы­бросы и отходы производства новой технологии, не могут быть ограничены каким-то временем и ка­ким-то регионом, и к тому же они не компенсируе­мы деньгами (В. Заф, 1992) (W. Zaph).

Несмотря на эту гарантируемую надежность, «об­щество страхования» также не свободно от соци­альных конфликтов: опасение роста новых угроз и рисков вызывает, по мнению У. Бека, недоверие людей к действиям властей и правовых институтов. Это даже порождает новые социальные движения, которые стимулируются социальным и региональ­ным неравенством. То есть риски окружающей сре­ды современного общества порождают социальную силу, противостоящую им. Ситуацию, в которой перемена включает противостоящую ей самой силу, можно назвать «отражающей переменой».

Представленные выше дуалистические модели: одномерное общество, защищенное общество, общест­во дисциплины и общество рисков — могут иллюст­рировать идею о том, что развитие техники иногда влечет за собой последствия, к которым не стреми­лись и которых не ожидали. В принципе техника вполне способна контролировать собственные нега­тивные последствия, если только общество готово вложить капиталы в решение этой проблемы.

Приведенные модели различных обществ проти­воположны тем утопическим построениям, по ко­торым результат структурной перемены общества — свобода личности, справедливость и доверие к тех­нике. Речь, в конце концов, идет о тех ценностях, ориентируясь на которые люди живут и действуют. Хотя, конечно, эти ценности остаются идеальными целями, к которым стремились и стремятся люди.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕНЫ

Социальная перемена какой-либо конкретной системы зависит в первую очередь, конечно, от соб­ственного социума. Одновременно эта социальная перемена может быть частью всемирного процесса и в этом случае определяется его течением. Напри­мер, экономическое и социальное развитие малень­кого общества типа Финляндии частично самосто­ятельно и самобытно, но во многом определяется общемировой ситуацией и происходящими в ней переменами. Развитие социальной системы — мно­гостороннее явление, на которое одновременно вли­яют многочисленные факторы и в котором развитие какой-то одной части влечет за собой перемены в другой.

Социальная система вынуждена реагировать на разные факторы, поэтому трудно предсказать, ка­кой она станет в результате. Интересно, что одна и та же «ценность» может быть по-разному «учте­на» в ходе процесса перемен, например, природа, окружающая среда. Так, экономика, «стремящая­ся к экономическому росту и благосостоянию», пытается овладеть природой и использовать ее, «подчинить и поставить на службу» как раз для быстрейшего повышения «благосостояния». Парал­лельно усиливается противоположная тенденция — максимальной защиты природы, вплоть до край­них выступлений «зеленых».

Прожекты, касающиеся следующего тысячеле­тия, содержат много неопределенных факторов, но, с другой стороны, есть и такие черты развития, ко­торые все-таки можно оценивать с довольно точ­ной вероятностью, например демографические из­менения и структура населения. Однако перемены, касающиеся политики или экономики, предвидеть весьма трудно, можно лишь высказывать какие-то суммарные общие прогнозы в отношении направ­ления перемен, и то в маленьком масштабе.

Демографическое развитие. Динамика возраст­ной структуры определяется на основе возрастной структуры данного момента; сложившаяся к данно­му моменту возрастная структура определяет по­следующую возрастную структуру. После второй мировой войны в Финляндии появились так назы­ваемые «большие возрастные группы», т. е. дети, родившиеся в 1945-1954 годах, и только в 60-х го­дах рождаемость явно стало снижаться. Эти измене­ния скажутся в будущей возрастной структуре. При­рост населения в Финляндии замедляется и пойдет на снижение на рубеже тысячелетия. Большие воз­растные группы стареют, а маленькие возрастные группы так и остаются маленькими. Эти процессы имеют значительное влияние на социальные, экокомические и политические акцентуации, а также на вопросы власти.

Демографическое развитие регулируется различ­ными демографически-политическими мерами, но их результаты видны только через длительный пе­риод. Демографическая политика должна постоянно идти в ногу со временем, реагируя на социальные изменения для достижения своей цели. Например, в густонаселенных странах типа Китая, перенасе­ленность достигла такого масштаба, что государ­ство вынуждено прибегать к различным мерам, со­кращающим рождаемость, таким как штраф за детей, подрыв производственной карьеры много­детных родителей и всевозможная пропаганда мало-детной семьи. И наоборот, в Финляндии прирост населения упал настолько, что сегодня исследо­ватели рекомендуют государству развивать соци­альные привилегии и льготы для поддержки моло­дых семей, такие как «lapsilisa» (месячное пособие за каждого ребенка до 17 лет — за первого ребен­ка меньше, за следующих больше), «asumistuki» (пособие на жилье, сумма которого зависит от зар­платы, количества детей и площади квартиры), «aitiyspaivaraha» (пособие по материнству в тече­ние примерно одного года после родов, размер по­собия зависит от зарплаты).

Промысловая структура. Изменения промысло­вой структуры, как правило, удачно прогнозирова­лись в Финляндии потому, что она довольно точно следовала изменениям промысловой структуры остальной Скандинавии, правда, с промедлением на несколько лет, по сравнению, например, со Шве­цией.

Еще после второй мировой войны Финляндия была аграрным обществом, но вскоре пережила кар­динальные структурные изменения. На постиндуст­риальную фазу страна вышла примерно к 1980 году. Эти позитивные перемены, однако, принесли и но­вые проблемы. Например, переезжая из деревни в город, люди попадали в круг других профессий, которые требовалось осваивать заново. В 1960-е го­ды был значительный отток населения в Швецию, поскольку собственная страна не была готова к та­кой интенсивной и экстенсивной внутренней миг­рации.

Но в настоящее время, как свидетельствует ста­тистика, дистанция между Финляндией и Швеци­ей сократилась во всех секторах промысловой жиз­ни, кроме сельского и лесного хозяйства и сферы услуг. В начале нового тысячелетия ожидается уменьшение различия и в этих секторах.

Последствия новой технологии. Переход на фазу постиндустриального, сервисного или инфор­мационного общества требует от людей адаптации к новой ситуации. Автоматизация и информацион­ная техника открывают такие возможности, овла­дение которыми предполагает наличие нового мыш­ления, способностей нового типа. Даже понимание предлагаемых возможностей требует от людей ново­го мышления. В результате происходит стремитель­ная поляризация общества на тех, кто удержался и закрепился на социальной вершине, и на тех, кто оказался внизу.

Последствия экономического спада. Упомяну­тая выше поляризация и экономический спад 90-х го­дов дают основание говорить о начале «съезжа-ния вниз» или «подталкивания вниз» достигнутого в 80-х годах «общества благополучия». Поэтому в се­годняшнем финском обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», по­явившиеся в результате непредвиденной потери ра­боты, неспособности справиться с квартирными дол­гами и т. п. «Рекордная» безработица — тяжелое бремя для финской национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или кос­венно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и по­вседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым тре­бованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Эконо­мическая реальность требует целенаправлен­ных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Решение первостепенной важности — это вступ­ление в Европейское сообщество, что, по мнению многих, стимулирует созидательную деятельность и дает новый толчок развитию «общества благо­получия».

Направленность к окружающей среде. Внима­ние к окружающей среде, значительно усиливше­еся в 1970-е годы, занимает все более видное место в официальной политике и в общественном мнении. Например, ранее, в условиях стремительного про­цесса урбанизации, люди были вынуждены доволь­ствоваться хоть каким-либо жилищем, не обращая внимания на качество окружающей их природы и региональное расположение жилья. Со време­нем, однако, возникают определенные требования относительно окружающей среды. И к большим городам, и к маленьким сельским населенным пунк­там предъявляются требования уютности и ком­фортности, наличия как живого природного ланд­шафта, так и необходимых для нормального образа жизни коммунальных услуг. Это входит в понятия «качество жизни», «образ жизни» и «благополу­чие». Под качеством жизни подразумевается при­мат качественных показателей уровня жизни над количественными. Внимание к качеству жизни ста­ло возможным на фоне общего повышения благо­получия, преумножения экономических ресурсов, повышения образовательного и культурного уров­ня людей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня — чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т. е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой техно­логии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, вза­имосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, ког­да твердая технология стабилизируется, становят­ся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

Факторы перемен экономической жизни. Глубо­кие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе ми­ровой экономики. На положение Финляндии, се­годня и в будущем, оказывают влияние различные факторы и обязательства, к которым следовало бы готовиться заранее. Например, следующие факторы очевидны уже сейчас:

— увеличится зависимость от внешних обстоя­тельств (вне страны);

— станет более разнообразной промышленная структура;

— увеличится значение ЕС (Европейского со­общества);

— усилится разделение труда и специализация;

— так называемые «мягкие» ценности и пози­ции приобретут большее значение;

— усилится значение качества окружающей среды;

— по мере повышения образования людей будет возрастать их социальная и политическая актив­ность, стремление участвовать в принятии реше­ний; формы этого участия станут более разнооб­разными;

— возрастет техническая вооруженность, а зна­чит, люди станут еще более зависимыми от техно­логического уровня их повседневной жизни;

— усилится значение средств массовой инфор­мации;

— изменится структура населения и рабочей силы;

— увеличится гибкость рабочего времени;

— возрастут требования к качеству;

— продолжится безработица и, казалось бы, вза­имоисключающее явление — нехватка рабочей силы (работников высокой квалификации, дефицитных профессии);

— все большее значение будут приобретать пе­реквалификация и дополнительное образование;

— возрастет удельный вес энергетических ре­шений;

— еще более повысится роль научных иссле­дований;

— возрастут требования к качеству производи­мой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

— некоторые новые отрасли вытеснят устарев­шие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют мно­госторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях финского общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и пере­квалификация. Гибкость и адаптация требуют со­циальных знаний и даже социальной квалифика­ции — это новая черта времени. Возможно, что владение социальной квалификацией, highsos, ста­нет в будущем даже важнее, чём владение техни­кой, hightech.

ЛИТЕРАТУРА

Alasoini Tuomo. Tuotannolliset rationalisoinnit ja teollisuuden tyovoiman kayttotapojen muutos. Tyomi-nisterio, Helsinki, 1990.

Asp Erkki & Vaartola Ari (hrsg.). Neue Tecb-nologien und die Arbeit. Perspektiven und Folgen. Turku, 1988.

Beck Ulrich. Risikogesellschaft. Frankfurt, 1986.

Beck Ulrich. Riskiyhteiskunnan vastamyrkyt. Vas-tapaino, Tampere, 1990.

Etzioni Amitai. The Active Society. New York, 1968.

Foucault Michel. Tarkkailla ja rangaista. Otava, Keuruu, 1980.

Hassard John (ed.). The Sociology of Time. Mac-millan, London, 1990.

Hemanus Pertti. Informaatioyhteiskuntaa on turha kuvitella tietoyhteiskunnaksi // Helsingin Sanomat, 26.7.1984.

Hirsch Joachim. Marxilaisen valtioteorian tilasta ja kehitysperspektiiveista // Tiede ja Edistys, 1, 1981.

Hofstdtter Peter R. Einfiihrung in die Sozial-psychologie. Stuttgart, 1959.

Malaska Pentti & Mika Mannermaa. Tulevai-suuden tutkimus Suomessa. Juva, 1988.

Маркузе Герберт. Одномерный человек. М., 1994.

Masuda Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society. World Future Society. Washing­ton, D. C., 1983.

Niiniluoto Ilkka. Tieto on valtaa — onko todel-la? // Parnasso, 4/1984.

Ogburn William F. On Culture and Social Change. Chicago, 1964.

Ross Dorothy. The Origins of American Social Science. Cambridge University Press, New York, 1991.

Suhonen Pertti (toim.). Suomi muutosten yhteis-kunta. WSOY, Juva, 1989.

Uegusa Masu. Industrial Organizations. Tokyo, 1984.

Yearbook of Nordic Statistics 1993/Nordisk Statistisk Arsbok 1993. Nord 1993:1. Vol. 31. Nordic Statistical Secretariat (ed.). Aka-Print A/S, Arhus, 1993.

Zapf Wolfgang. Entwicklung und Zukunft mo-derner Gesellschaften seit den 70er Jahren. In: Korte Hermann & Schafers Bernhard (Hrsg.). Einfuhrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 837 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.