Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобализация человеческого общества




В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове­ние соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест­ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове­ние культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В копне XIX — первой половине XX в. земной шар представлял собой территории не­скольких развитых государств, взаимодействие которых не ограничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно­го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса ин­тенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств прак­тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле­зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра­нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо­мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив­ное воздействие на мировую экономическую систему.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо­знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи­ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро­вого терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отста­лости, нищеты и голода, зашита прав человека — решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу­ществования государств. Для этого требуется объединение уси­лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима­ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож­но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи­кациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со­общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще­ственного развития. Тенденции мирового исторического процес­са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче­ски и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на­родов — в частности.

Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на­ходятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однопо­люсного мира, рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь других государств приводило в последнее время ко множеству ло­кальных военных конфликтов.

Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процес­сов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи­зация и т.д.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолиро­ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превы­шает суммы бюджета многих государств, Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со­бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир, В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру — музыка, кино и т.д. Все это унифици­рует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же вре­мя создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, ко­торые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась та­кая мировая капиталистическая система, в которой развитые стра­ны — ядро — строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран — периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилени­ем влияния стран ядра на страны периферии.

Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее харак­терные черты глобализации':

1) формирование единого мирового экономического простран­ства;

2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связан­ных с соблюдением прав и свобод человека;

3) создание всемирного информационного пространства (ра­дио, телевидение, Интернет);

4) принятие единого языка (английского) как средства обще­ния разных народов;

5) унификация культуры;

6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;

7) реализация совместных научных программ, в том числе вобласти исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по­следствий глобализации.

Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю­щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде­ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи­более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за­трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за­висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.

Глобальными проблемами признаются:

- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ­ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус­ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета­ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове­ческой солидарности;

- преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче­ского и культурного развития между развитыми индустриаль­ными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко­номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмотности;

- истощение природных ресурсов и необходимость обеспече­ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ­ники энергии;

- преодоление экологического кризиса, связанного с загряз­
нением окружающей природной среды отходами промышленного
и сельскохозяйственного производства;

- прекращение стремительного роста населения в развиваю­щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес­кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения вних рождаемости, что ведет к старению нации;

- рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и своевременное предвидение и предотвращение ее различных от­рицательных последствий;

- распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);

- борьба с международным терроризмом;

- сохранение культурного наследия человечества.

Перечень приведенных глобальных проблем не является исчер­пывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабиль­ности в этом регионе.

Возникновение глобальных проблем связано не только с ко­лоссально возросшими техническими средствами воздействия общества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные пробле­мы порождены также стихийностью и неравномерностью обще­ственного развития, неравноправными экономическими отноше­ниями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.

Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают чело­вечество в целом. Однако не следует понимать современные гло­бальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных мас­штабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они результат предшествовавшего общественного раз­вития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейше­го - экономического развития человеческого общества природны­ми ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастаю­щего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных мас­штабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справед­ливо называют экологическими и даже с определенным основа­нием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно ре­шить, плодотворно используя потенциал научно-технической ре­волюции, одновременно предотвращая ее отрицательные послед­ствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента — в 5 раз, при переработке нефти — в 9 раз, в производстве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что го­ворит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их рас­ходованием.

Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отста­лостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некото­рых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обуслов­лен все еще сохраняющейся экономической, социальной и куль­турной отсталостью.

Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь­ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и ины­ми последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает са­мому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Зем­ле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет эколо­гическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».

Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных перего­ворных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного воору­жения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно — возможность использова­ния ядерного оружия агентами международного терроризма, ко­торых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество.

Но, несмотря на сложность глобальных проблем современно­сти, ученые убеждены в том, что человечество обладает необхо­димым интеллектуальным потенциалом и материальными ресур­сами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент -правильное определение приоритетов в решении глобальных про­блем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно-следственные связи, которые диктуют определенную последова­тельность практического решения каждой проблемы. И самое глав­ное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и пер­вую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах должны сыграть ведущие в экономическом и политическом отноше­нии страны, возложив на себя миссию оградить человечество от катастрофы.

Вопросы и задания

1. Как развивались отношения между народами в истории человече­ства?

2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

3. Объясните понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Ка­кой из них более отвечает принципам равенства и справедливости?

4. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели? Какие акции проводили антиглобалисты в последнее время (восполь­зуйтесь материалами периодической печати).

5. Охарактеризуйте концепцию глобализации Валлерстайна. Соответ­ствует ли она развитию современного мира? Свой ответ обоснуйте.

6. Назовите характерные черты глобализации.

7. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

8. В чем состоят причины глобальных проблем современности?

9. Какие действия необходимы для решения глобальных проблем со­временности?

10.В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекраще­нии экономического роста и роста населения. Такой подход к глобаль­ным проблемам сопровождался различными пессимистическими про­гнозами будущего человечества. В 1970— 1980-е гг. на Западе было опуб­ликовано немало мрачных пророчеств, основанных на убежденности в неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор од­ного из них, американский социолог Р.Л.Хейлбронер, предрекая впа­дение человечества в новое варварство на опустошенной планете, пессимистически заявлял: «И если под вопросом "Есть ли надежда у чело­века?" мы подразумеваем возможность справиться с вызовами, которые бросает нам будущее, без чудовищной расплаты, то напрашивается от­вет "Такой надежды нет!"». Выскажите свое отношение к словам Р.Л.Хейлбронера. На чем, по-вашему, основано его заявление? Могут ли оправдаться его пессимистические прогнозы?

 

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Общество — явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация — это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами — государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество — это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

Типы обществ Характерные черты
Доиндустриальное  
Индустриальное  
Постиндустриальное  

 

 

ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2304 - | 2035 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.