Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Деятельность как способ существования общества 4 страница




В современной науке уже давно идет спор: движется мир к еди­ной цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится либо даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет пред­ставлять собой совокупность самостоятельно развивающихся ци­вилизаций.

Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого жизнеспособного организ­ма (в том числе сообщества людей) лежит разнообразие. Распро­странение же единых, общих для всех народов ценностей, куль­турных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого общества.

Весомые аргументы есть и у другой стороны: утверждается и подкрепляется конкретными фактами общественно-историческо­го развития, что некоторые важнейшие, выработанные опреде­ленной цивилизацией формы и достижения получат всеобщее признание и распространение. Так, к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечелове­ческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений это до­стигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рын­ка. Опыт, накопленный человечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого иного механизма, который позволял бы более рационально соизмерять производство с потреблением

В политической сфере в обшецивилизанионную базу входит пра­вовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общее достояние всех народов составляют великие достижения науки, искусства, культуры многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности.

Главным фактором развития современной мировой цивилиза­ции становится стремление к единообразию. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидетелями событий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к различным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обыденным явлением стало перемещение людей на большие рас­стояния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о гло­бализации мирового сообщества. Под этим термином понимается процесс сближения народов, между которыми стираются куль­турные различия, и движение человечества к единой социаль­ной общности.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение понятию «культура».

2. Что такое цивилизация? Как объяснялось это понятие философами прошлого?

3. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации?

4. В чем состоит сущность цивилизанионного полхода к истории?

5. В чем особенности марксистского понимания цивилизации?

6. В чем состоя г особенности современной цивилизации? Какие проблемы стоят перед современной цивилизацией?

7. Какие цивилизации существовали в истории человечества? Назовите их отличительные черты.

8. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой общечеловеческой цивилизации в современном мире?

9. Что такое глобализация? Каковы ее основные черты?

10.Напишите сочинение на тему «Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций?»

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Дву­мя противоположными по своим характеристикам, разнона­правленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенден­циями развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции исто­рии, перспективы будущего общественного развития.

Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливо­сти, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные мо­менты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным.Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структу­ры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также рас­ширяются функции, выполняемые этими элементами и подсис­темами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохран­ность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате процесса развития уменьшается объем полез­ных для системы функции, распадаются существовавшие ранее струк­туры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечи­вающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрес­сивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы вклю­чает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество. Долгое время развитие, как отмечаюсь, приравнивалось к про­грессу. В реальных процессах развития природы и общества прояв­ляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправлен­ном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса слож­ным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конк­ретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому су­дить о тенденциях изменения по отдельным изолированным по­казателям практически невозможно. Нарастание, усложнение од­них функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, сред­ствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стра­тегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная тех­нология, политика, печать и т.п.

К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостат­ков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается уст­ранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждеб­ности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие твор­ческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания про­грессивных социальных изменений. В историческом масштабе об­щая совокупность социальных изменений от первобытного обще­ства к современному может быть охарактеризована как прогрессив­ное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс не­применим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подверже­но изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эво­люции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об опре­деленном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некото­рых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских систе­мах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь не­применимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеали­зированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие само­сознания человечества как единого целого. Восприятие планета Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судь­бы, будущего, перспектив социального и экономического разви­тия становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о се поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низ­шего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность че­ловеческого труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, тех­нический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разру­шительные силы. Особенно это касается военной техники, ору­жия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение те­леэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гума­низма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в исто­рии человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низ­ших рас». На рубеже XX—XXI столетий мир потрясают акты тер­роризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступ­ность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными про­явлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность яв­лений сложно еще и потому, что разные люди по-разному пони­мают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает про­грессом, для других -- проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правитель­ство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объектив­ным показателем прогресса является уровень развития орудий тру­да, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и фео­дализм прогрессивнее первобытнообщинного строя, а капита­лизм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития че­ловечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким образом, высшим и всеобщим объективным критерием общественно­го прогресса служит развитие производительных сил (орудий тру­да), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до со­временности включает в себя прошлое и настоящее, которые орга­нически связаны между собой. Настоящее — это итог всей пред­шествовавшей всемирной истории и в то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее, можно лишь используя то, что уже со­здано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повто­рением прошлого. Этот процесс означает становление совершен­но нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократи­ческого общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сде­лать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масш­табе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные за­стойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерно­сти и противоречивости процесса развития происходило неуклон­ное восхождение человечества от низших форм социальной орга­низации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход стол­кновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрессивных сил - временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса — возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека.

В древности такого количества людей, как сейчас, просто не су­ществовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн. человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн. и 1 млрд. — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд. человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к уве­личению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объектив­ных факторов. В первую очередь — это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост тех­нического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результа­тами своей деятельности, интернационализация социально-эко­номических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все боль­ше новых открытий и изобретений, которые человечество исполь­зует в повседневной жизни. Основную часть времени своего суще­ствования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали ис­пользовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестрое­ние стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевиде­ние стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологичес­кими нововведениями, по интенсивности международного сотруд­ничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в Средневековье и в античности, к тысячелетию — в глубокой древ­ности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставле­нии с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возраста­ние темпов социального прогресса в ходе поступательного разви­тия цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению соци­ального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов рос­та» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биоло­гических организмов, то не был бы возможен и естественный от­бор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более вы­сокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в оке­ане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес­сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен­ных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объек­тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби­рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задер­жался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к ис­пользованию минерального топлива, затруднило бы распростра­нение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще­ствовало определенных пределов человеческой памяти и физи­ческих ограничений в устном общении между людьми, то это. по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой комму­никации. Проблема ограниченных возможностей человека произ­водить математические операции в уме и на бумаге привела к со­зданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности пока­зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоро­стью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытнообщинного строя. В истории неоднократно происходило вза­имодействие народов, находящихся на разных ступенях обществен­ного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее раз­витый. При этом менее развитый народ заимствует не только по­ложительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение ев­ропейской культуры в иных странах приводило к деградации ко­ренного населения, распространению среди аборигенов алкого­лизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее, нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество спо­собно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин­формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па­мять способна содержать до 10 млрд. бит информации. Это означа­ет, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может об­ладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков эн­циклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступа­тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво­люции конкретных народов, в истории которых встречаются не­равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее, нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества, как в историческом прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля­ется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре­ния прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.

8. Какую роль и развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют па процесс их развития?

10.Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз­витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1885 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.