Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Перешагивая через стандарты




Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физи­ческой культуры в Москве (ныне — Российская государственная академия физической культуры) появилась группа молодых артис­ток цирка, приглашенная для участия в исследовании особенностей механического равновесия у спортсменов. Надо было видеть, с какой простотой и легкостью девушки работали на свободной проволоке и туго натянутом тросе, на различных специальных подставках, стой­ках. Стандартное бревно было для них как бы просторной площад­кой, где можно было позволить себе почти все, что угодно! Одна из цирковых гимнасток взобралась на брусья разной высоты и стала за­думчиво бродить туда и обратно по верхней жерди...

Артистки цирка были превосходными практиками, но на вопро­сы о методике подготовки не могли ответить достаточно вразуми­тельно. «Как научились? Да как... Работали, много трудились и по­стоянно трудимся! Стараемся тренировать себя и так вот и этак, что­бы потруднее было, и чтобы не бояться ничего...».

Но постепенно, по ходу исследований все же стала проясняться картина, позволившая сформулировать ряд важных положений, ко­торые должны лежать в основе специальной равновесной подготов­ки спортсмена46. Не претендуя в этом кратком сюжете на детальное изложение столь сложной проблемы, остановимся здесь на одном важнейшем принципе совершенствования гимнастов и гимнасток (относящемся, разумеется, не только к бревну, но в применении к бревну особенно показательном). Мы условно назовем его «принци­пом перешагивания через стандарты».

О чем идет речь?

Банально, но факт: трудность упражнений на бревне определяет­ся тем, что площадь опоры ограничена, а сама опора поднята над по­лом; любое послабление в соответствующих параметрах снаряда сра­зу упрощает дело: расширение опоры резко снижает требования к точности действий, уменьшает риск ошибок; увеличение длины снаряда позволило бы эффективнее нарастить скорость передвиже­ний вдоль бревна, поднять мощность прыжков; наконец, уменьше­ние высоты опоры сразу снимает психическую напряженность, дает

Исследования И. И. Розена.


               
   
 
     
 
 
   
 

 

БРЕВНО ___________________________________________________________

гимнастке уверенность в работе и т. д. Все это известно, и все это, так или иначе, используется на практике. Любой знает, что все, что нуж­но освоить на бревне, сначала разучивают на полу, на бревне без но­жек, на бревне, укрытом матом и т. д. То есть используется классичес­кий принцип доступности обучения с его правилами «от легкого ктрудному», «отпростогоксложному», «от доступного к менее доступ­ному».

Все так. Но до какого уровня тренированности подниматься по этой лестнице трудности? Достаточно ли добраться до освоения глав­ного, целевого, упражнения и удовлетвориться этим?

Казалось бы—да, чего же еще?

Однако, и жизнь в спорте, и исследования говорят, что даже самое уверенное, пусть даже блестящее владение соревновательным уп­ражнением недостаточно надежно, если в навыке нет определенного запаса прочности. Впрочем, и это давно известно в спорте, теорети­чески обосновано и постоянно используется в тренировочной прак­тике: круги на коне «на количество» — до изнеможения; «крест» на кольцах — 4,6,10 секунд вместо положенных двух; комбинация на вольных упражнениях — дважды, а то и трижды подряд, хотя бл>г вчерне... Трудно в учении — легко в бою!

Это — в соревновательной подготовке, при тренировке на тур­нирную выносливость, когда всё, в основном, уже разучено и готово к демонстрации на соревнованиях. А как тот же подход применить в обучении?

В принципе — точно так же, но в случае с бревном он высвечи­вается особенно ярко.

Парис. 156—159 схематически развернуты возможности посте­пенного наращивания трудности учебных и тренировочных упраж­нений по принципу «отклонения от стандарта». Так, если менять лишь высоту снаряда (рис. 156), то надо начинать, как водится, с ра­боты на полу (а), затем постепенно наращивать высоту до нормы, стандарта (б-г), но, не останавли­ваясь на этом, предлагать гимнас­тке делать хотя бы отдельные, пусть не самые рискованные (но постепенно все более сложные)


элементы на высоте, большей, чем стандартная (д), включая макси­мальную (е), под которой можно понимать высоту снаряда, техни­чески и психологически предельную для гимнастки на данном этапе подготовки и мастерства.

Меняя по тому же принципу ширину снаряда (рис. 157), следовало бы начинать с работы на возвышенном, но широком «подиуме» (а), а затем, постепенно достигнув нормы (б-в), не останавливаться на этом и — что очень важно! — пытаться работать на все более узкой опоре, вплоть до опоры типа туго натянутого троса или тонкой доски, по­ставленной на ребро (г, д).

Изменение рабочей длины снаряда (рис. 158) не очень существен­но, если гимнастки тренировались бы на «растянутом» бревне (г), но становится все более ощутимым по мере ее уменьшения (б-в). Наибо­лее красноречив вариант тренировки равновесия на штыре, опорная площадь которого сокращена до размеров 1 ОХ 10 см (а).


                 
   
     
     
 
 
 
 
 
   

БРЕВНО ___________________________________________________________

Приведенные способы отклонения от стандартов умозрительны, но полезны в плане систематизации представлений о стратегии про-грессирования при обучении и совершенствовании на бревне. Услов­но можно принять, что все учебные задания в этих случаях это то, что используется в процессе приближения к норме, а более трудные зада­ния, выполняемые на еще более высоком, узком и коротком бревне, это уже специальная тренировка.

Что касается реальности, то весьма полезны были бы вспомога­тельные снаряды, в которых одновременно, так или иначе, варьиру­ются все параметры бревна или того, что его заменяет {рис. 159). Та­ких варьируемых приспособлений может быть множество, поэтому упомянем для примера лишь наиболее характерные сочетания. Ниж­няя граница трудности — просто пол (а). Предельная трудность для балансирования «на месте» — высокий шест с точечной опорой, по площади меньше квадратного дециметра (г). Характерные сочетания максимально и минимально выраженных признаков: большая пло­щадь, но на большой высоте (б) или—трос, натянутый на минималь­ной высоте (в). Все подобные, очень потенциально разнообразные, снаряды для тренировки навыков сохранения устойчивости на ус­ложненной (но жесткой) опоре могут быть чрезвычайно полезными в подготовке гимнасток и непременно должны применяться.

Внимательный читатель поймает автора на упоминании об имен­но жесткой опоре и спросит: а разве не следует в этом случае трениро­ваться еще и на какой-нибудь свободной опоре? Вопрос уместный, но об этом — в другом сюжете.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.