Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткая предыстория индийского киноискусства




Краткая предыстория индийской культуры

Когда-то, в эпоху Древности, Индия являлась «великой отличительной культурой» - цивилизацией, одной из немногих величайших культур всех времён и народов. И это была культура Восточная. Но времена изменились. И сегодня Индия – всего лишь «развивающаяся» страна, вставшая на путь модернизации, или же, упрощённо, вестернизации. Индия, равно как и Восток в целом, к середине XX века поняла: догнать Запад можно только при условии, если самой стать Западом. В результате, спустя полвека, Индия, как и многие иные бывшие страны Востока, стали странами псевдо-Запада (развивающимися), или же странами Запада: странами развитыми, такими как, к примеру, Япония. Западные тезисы: «Жизнь – это гонка», «Время – это деньги» и прочие «экономически эффективные», но психопатологические, внеприродные идеи стали укрепляться на прежней природной Восточной почве. Сегодня Индия – уже давно не «великая отличительная культура», она давно мертва. Сегодня Индия - уже не Мать Востока, которая в дохристианское «осевое» время открывала миру истинный Путь Человека. Сегодня Индия – это дитя Запада, главная цель которого: занять достойное место в гонке за мифическим «Золотым Тельцом».

 

Краткая предыстория индийского киноискусства

 

Что представляет собой современное индийское киноискусство? После получения Индией независимости от Британии (1947) и усиления процесса мутации: «внутренней модернизации-вестернизации», киноискусство превратилось в одну из рентабельных отраслей экономики, увеличился массовый выпуск кинопродукции развлекательного характера, лишь условно связанного с социальной действительностью. Прогрессивные кинорежиссёры прошлого (включая «великого» Раджа Капура), подлинно отражавшие реалии жизни индийского общества, перерождались в бизнесменов, специализирующихся на тривиальных музыкальных мелодрамах и боевиках. Главным стало не качество продукции, а её количество. К началу 1970 гг. по количеству выпускаемых кинофильмов Индия вышла на первое место в мире, которое она удерживает уже 40 лет.

В конце 1960 гг. в знак протеста против коммерциализации и вестернизации индийского кинематографа возникло новое направление «параллельного индийского киноискусства». «Манифест нового кино» (1968), сформулированный режиссёрами М. Сеном и А. Каулом, провозгласил отказ от компромисса с традиционным кино, сближение искусства с реальной жизнью. Фильмы представителей «нового кино» никогда не демонстрировались ни в Советском Союзе, ни в современной России: ни по телевидению, ни в кинотеатрах. Они стали доступны истинных ценителям кино сравнительно недавно. В фильмах Мринала Сена, Сатьянжита Рэя и других авторов можно увидеть подлинное, «некарнавальное» киноискусство; подлинную, качественную игру актёров (здесь никто не кривляется); подлинную, неприукрашенную жизнь. Эти фильмы не заполнены множеством эстрадных песен, но в них есть необходимый музыкальный фон из индийской классической и традиционной музыки. Эти драматические фильмы можно отнести к элитарному и, следовательно, подлинному искусству; в то время как всё остальное индийское кино: тысячи музыкальных боевиков, комедий и мелодрам – к так называемой «массовой культуре», не имеющей отношения к подлинному, высокому искусству.

Фильмы «протестного» индийского кино не идут нигде, хотя заслуживают канала «Культура» и небольших элитных кинозалов. Все остальные индийские фильмы идут везде и всюду, потому что ещё в XIX веке стало побеждать «восстание масс» и родилась (во имя демократии!) «массовая культура». Сегодня мы видим полную социально-политическую победу «восстания масс» над аристократией и интеллигенцией, и, в связи с этим, - полное вытеснение низовой «массовой культурой» культуры высокой, подлинной, культуры элиты общества: аристократии и интеллигенции. В мире современного кино мы всё чаще видим фильмы, где уже нет ни режиссёра, ни актёров, ни оператора, ни композитора… Вместо них в современном «как бы киноискусстве» мы видим: «как бы режиссёра», «как бы актёров» и прочих «как бы операторов»…

 

Идиоты» Раджкумара Хирани

Среди бесконечного числа современных индийских кинолент, принадлежащих к явлениям низовой «массовой культуры», можно выделить фильм Раджкумара Хирани «Три идиота», снятого в жанре трагикомедии (точнее: в жанре музыкальной вульгарно-шутовской комедии). Фильм, снятый в таком ключе, с элементами пошлости (пошлость – как прикосновение к красоте грязными руками), обычно приносит хороший доход. К сожалению, вульгарность, шутовство и пошлостьв современном мире победившего «восстания масс» пробивают себе дорогу повсюду. Как плюс: позитивные авторские идеи, вложенные в содержание внешне тривиального фильма, могут дойти до значительной части кинолюбителей: фильм такого рода посмотрит множество людей. Кто-то из интеллигентов, заключив, из названия, что это, возможно, версия «Идиота» Достоевского, будет разочарован, и покинет зал вскоре после начала фильма.

Содержание фильма-притчи Раджкумара Хирани – как отголоски Востока, всё ещё проявляющиеся вопреки всему в современном искусстве Индии словно реликтовое излучение её великого прошлого. Форма фильма-комедии, посредством которой транслируется содержание, – как оценка нынешнего плачевного прозападного состояния индийского общества, живущего по древнеримскому плебейскому принципу: «Хлеба и зрелищ!» И если бы основу сюжета фильма можно было передать для съёмок мастеру «нового кино», он мог бы создать посредством иной художественной формы абсолютный киношедевр!

Действие фильма-трагикомедии Р. Хирани происходит в наши дни: в начале нового тысячелетия, в начале «тотальной эры машин», в которой господствуют вышеупомянутые идеи: «Жизнь – это гонка», «Время – это деньги» и т.д. В бешеном ритме жизни такого общества человек постепенно «расчеловечивается», «дегуманизируется», трансформируясь в «человека-машину»: ещё не машину, но уже не человека. Мы видим перед собой уже не живого человека, а «человека-автомобиля», «человека-компьютера», «человека-телефона», «человека-интернета»… Некоторые из современных «людей-машин» существуют одновременно во всех этих четырёх состояниях-измерениях.

Мы видим в фильме современное общество прозападного типа, в котором его главный антигерой и главный идиот назван Вирусом (Вирус - на языке сообщества машин - это «программа разрушения и убийства», что переводится на религиозный греческий язык как «Дьявол»). Вирус уже довольно стар, у него множество подопытных «роботов-последователей», из чего следует, что данная общественно-образовательная система, данная разрушительная программа задействована давно и пустила глубокие корни. Вирус не может породить ничего, кроме «вирусов», в его «гнезде» – только «вирусы»: подопытные «кролики» и, вероятно, такие же олигофрены-идиоты, как и он сам.

Олигофрения, что переводится с греческого как «недостаток ума», это врождённое или приобретённое в раннем детстве психическое недоразвитие (слабоумие). При этом идиотия (с греческого: невежество) – это наряду с дебильностью и имбецильностью третья и наиболее тяжёлая форма олигофрении. Феномен современного развития мирового сообщества таков, что об олигофрении можно говорить не только на уровне каких-либо конкретных людей с таким диагнозом и соответствующих лечебных учреждений, но и на более широком уровне. В последнее время речь идёт и об олигофренизации власти, и об олигофренизации общества в целом. Термин «идиот» можно рассматривать и не в чисто медицинском значении. Идиот (с греческого: тот, кто не учился; тот, кто не знает) – это всего лишь недалёкий, глупый человек. Можно сыронизировать: Что тут плохого? Сейчас ведь это модно! Когда-то люди соревновались в знаниях, а сегодня они соревнуются в незнании!

Как создаются «вирусы» в Системе Вируса? Они создаются на основе системы образования, в основе которой лежит тотальная зубрёжка: запоминание фактов и цифр без осмысления. Сам главный идиот - Вирус, словно машина-компьютер, читает год за годом одни и те же речи, ибо он не художник, он – трафаретный ремесленник. И все его коллеги - преподаватели-вирусы - это ремесленники, действующие по шаблону, по указке сверху: они не открывают новые пути; они, в лучшем случае, – не более чем интерпретаторы уже открытых путей. Они загружают мозг своих учеников, но не развивают его; они надрессированы, словно животные, но они не образованны и, следовательно, не могут вырастить образованных людей. Мы видим не живое образовательное учреждение, а конвейерное механическое производство. Роботы-студенты не учатся в колледже по-настоящему: во имя Знания, во имя Понимания, во имя обретения высокого Пути... Они учатся в нём формально, они «как бы» учатся: ради оценок, ради диплома, ради карьеры, ради поездки в США… Всех их сюда направили «заботливые» родители, зачастую вопреки их воле и призванию.

В руководстве такой системы образования, в её преподавательской среде нет и не может быть ничего чужеродного, она работает как монолит, как хорошо отлаженная машина-компьютер, машина-убийца «Вирус». Мы видели, как она убила один талант, как должен был погибнуть ещё один… Она, в лице самого Вируса, убила и собственного сына, не подчинившегося воле отца. Машина-убийца требует повиновения и соблюдения принципа: «Побеждай или умрёшь!» На каждого вошедшего в Систему машина-убийца ставит позорное клеймо раба. Появление в такой системе чужеродного элемента среди студентов является редкостью, исключением из правил. Любой росток будущего таланта, будущего Мастера в Системе формально либерально-демократической, а в действительности - авторитарно-тоталитарной - уничтожается в зародыше: в раннем детстве. Мы видим в кинокартине, как один такой росток на удивление выдержал давление аморальной Системы (общества), не был деформирован в детстве и явился нам в качестве начинающего светлого Мастера.

Сегодня Мастера встретить трудно и почти невозможно. Его не встретишь даже в его колыбели: на Востоке, которого уже практически нет. Мастер – это Учитель, Мудрец, Мессия, открывающий для мира, для людей новые, истинные Пути. Мастер воскрешает человека к жизни, к подлинной Жизни. Он открывает человеку самого себя, создавая из него Человека. Мастер создаёт новую, более гуманную мораль. Новую мораль, созданную тем ли иным Мастером прошлого, иногда называют религией. В консервативном, агрессивном «вирусном» мире Мастер может появиться только извне: из оазиса жизни.

И Он пришёл: молодой, начинающий Мастер, главный герой фильма, поначалу единственный позитивный персонаж. Уже с первого входа в Систему, Он не подчинился ей: Он не был клеймён «сержантами Системы» как «солдат Системы» и стал единственной свободной птицей в гнезде Вируса. Он встал на путь противостояния аморальному обществу и его порочной системе образования: вместо тупикового пути зубрёжки Он предложил Путь Понимания; вместо того чтобы сломя голову лететь к ложной цели Он предложил вдумчиво искать истину. Он предложил человеку искать, выбирать и находить своё подлинное призвание в жизн и, которое позволило бы ему максимально реализовать свой внутренний потенциал и дарило бы радость творческого созидания!

Мастер поставил основной вопрос: Что превыше - видящий художник или слепой ремесленник? Он показал себя тем, кто знает: знает подлинный Ответ, знает иной Путь, знает новую Мораль. Он сотворил в гнезде Вируса двух своих учеников: Раджу и Фархана, ставших Учениками Мастера. За годы учёбы у Мастера они обрели Путь, обрели Мораль, обрели Знание. Они стали, как их Мастер, изменять окружающий мир к лучшему. Они перестали быть трафаретными и пошлыми, они стали просто красивы: красивы душой и телом. Они поклонились Мастеру (как принято на Востоке), который создал их. Мастер создал и третьего своего Ученика: это Пия, ученица из семейного гнезда Вируса. Далеко не сразу, но и она, с помощью Мастера и его Учеников, тоже открыла глаза и обрела Путь: Путь истинной Любви и подлинной Морали.

Сила Учеников Мастера стала такова, что они стали «вносить изменения в программы» даже тех, кто старше их: своих родителей или же строгих работодателей. Один из Учеников - Раджу - словно Христос, выбрал смерть, но не спасение путём предательства своего Друга и Учителя! И это – чудо, и это – красота! Сила же самого Мастера оказалась такова, что он сумел «внести изменения в программу» могущественного Вируса: архитектора системы лицемерия, лжи и насилия. В финале противостояния, передавая подарок светлому Мастеру, теневой лжемастер Вирус тем самым передал ему пальму первенства, признавая своё, быть может, не полное, но поражение. Мастер «пролечил» Вирус, и теперь тот, вероятно, уже не сможет быть всецело таким, как прежде.

Автор фильма, быть может, незаметно для зрителей поставил свой главный, в духе Востока, вопрос: Каким должен быть Путь Человека? Путь ума и силы, приводящего к безумию? Или Путь Разума и Души, приводящего к благоразумию? Первый путь – это то, что всегда есть, то, что проще, то, что легко. И это - широкий путь вниз, путь без духовного саморазвития, смысл которого: быть, как все. Второй Путь – это то, чего ещё нет, то, что сложнее, то, что трудно. И это - узкий Путь вверх, по пути бесконечного самосовершенствования, смысл которого: стать Человеком: с большой буквы. И, по возможности, даже больше: стать Мастером. На нашем языке - Учителем: с большой буквы. Учиться можно всегда. Учиться можно везде. И учиться можно у всего и у всех. И сама жизнь человека - она и есть его Учитель.

В фильме-притче Раджкумара Хирани мы увидели Главное: как люди становились Людьми. Они становились Людьми с большой буквы благодаря Мастеру и вопреки Системе. Однако ни Мастер, ни его Ученики - не могут радикально изменить Систему: ни систему образования, ни государство, ни мир в целом. Но это не значит, что нужно молча смотреть на безумный мир людей-машин, летящий на бешеной скорости в бездонную пропасть. И наш Мастер отправился в маленькую школу. Учить маленьких детей. Чтобы открывать в них великие таланты, создавать с их помощью «программы созидания», противостоящую вирусам: программам разрушения мира людей и мира природы.

Наш герой не назван в фильме Мастером. Он - всего лишь студент, у которого после окончания колледжа не будет даже диплома! Однако подлинный Мастер не нуждается в дипломе! Ибо все видят и знают: это Мастер, которому не требуются бумажно-документальные свидетельства его мастерства.

Авторская притча: когда-то Каифа предложил Христу защищать докторскую диссертацию по богословию. Христос вежливо отказался. Он не нуждался в бумажном подтверждении того, что Он, будучи Сыном Бога, разбирается в богословии. Точно так же ни одна женщина не нуждается в документально-бумажном подтверждении и защите того факта, что она умеет рожать детей. Она – изначально, по природе своей, Мастер в этом деле. Ей не требуется проходить «переаттестацию» на подтверждение того факта, что она умеет рожать детей. А вот различные учреждения и его работники проходят переаттестацию на подтверждение своего статуса и квалификации. Истинная квалификация вечна и безупречна, мнимая квалификация – временна и сомнительна. Мужчинам, в отличие от женщин, свою значимость приходится доказывать всю жизнь. И редко кто из них становится подлинным и бесспорным Мастером.

Молодой Мастер Раджкумара Хирани, возможно, пробуждён с детства. Он идёт по миру с открытыми глазами, открывая глаза другим людям. Мастер в начале своего Пути - как Ученик Востока, несущий Мудрость и Мораль- уже знает, что никого и ничего сравнивать нельзя. Этому Он учит старого непросветлённого Вируса, который, будучи учеником Запада, несущего метод и науку, сравнивает всё подряд, не зная, что делать этого нельзя. На Земле люди всё делают, пишут и говорят неправильно. Но на всякое правило есть приятные исключения. Одно из таких исключений - наш Мастер, - тот, что может, в отличие от всех остальных, сделать, написать и сказать то, что правильно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.