Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник»,
«Левша», «Прекрасная Аза»)
I. Художественные поиски «праведника» в творчестве Лескова 1870–1890-х гг.
1. Многообразие жанровых форм и традиций в творчестве Лескова:
а) Жанровые традиции романа воспитания в повести «Очарованный странник» (обратите внимание на первоначальный вариант названия – «Черноземный Телемак»; как бы вы объяснили его?).
б) Поэтическое развертывание прибаутки в сказе о Левше (см.: Лесков Н.С. О русском Левше).
в) Жанр «житийной» легенды в творчестве Лескова (переложения проложных легенд).
2. Особенности слова в произведениях Лескова.
а) Проблема сказа в научной литературе: как решается она в работах Б.М. Эйхенбаума и М.М. Бахтина?
б) Имитация непосредственного выражения народного сознания в «баснословии» о Левше (подтвердите примерами). Справедливо ли мнение о «чрезмерности» лесковского словотворчества?
в) Нарративная форма «Очарованного странника». Как можно объяснить причины самоустранение» автора? Понятна ли его позиция?
г) «Объективность» авторского слова в «проложных» легендах.
II. «Без трех праведников несть граду стояния»: «положительный тип русского человека» в произведениях Лескова.
1. Традиционный смысл понятия «праведник». «Праведничество» в лесковском истолковании (см.: Предисловие к циклу «Праведники»).
2. «Запутанность русского человека» в представлении Лескова: художественные принципы изображения человека в повести «Очарованный странник»:
а) Выдержана ли в повести следующая эстетическая установка: «Жизнь человека <…> как развивающаяся со скалки хартия…»? Определите значение хронотопа дороги. Каковы этапы духовной эволюции героя? Можно ли рассматривать жизнь Флягина как путь к людям?
б) Человек и обстоятельства в изображении Лескова: верен ли писатель принципу социального детерминизма? Как следует понимать жизненную установку Флягина – «толцытеся»? (найдите, в каком контексте возникает, и покажите, как развивается это понятие).
в) Фольклорные истоки образа Флягина. Можно ли говорить об этом герое как носителе народного мироощущения? Является ли Флягин героем с наивным сознанием?
г) Объясните смысл названия повести.
3. Сказочный герой и реальные обстоятельства в сказе о Левше. Покажите, что структура образа Левши отвечает фольклорной поэтике. Можно ли говорить о сатирическом изображении российского «градоначальничества» в «Левше»? Особенности выражения национального самосознания: как соотносятся позиции автора, рассказчика и героя?
4. «Пролог» как источник произведений русской литературы 1880–1890-х гг. (какие произведения Толстого, Гаршина, Короленко написаны по мотивам проложных легенд?). Цикл «византийских» легенд в творчестве Лескова 1880–1890-х гг. Как объяснял сам Лесков свой интерес к легенде о египтянке Азе? (см. ниже фрагменты из авторского послесловия к первой публикации). Можно ли говорить об антицерковном пафосе лесковской легенды? Покажите, что героиня легенды, подобно другим лесковским праведникам, является носителем человеколюбивого действия. Сравните лесковскую Азу с героиней стихотворения Я.П. Полонского «Грешница».
Литература
Обязательная
1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989. Т. 2 (цикл «Праведники»); Т. 10 («Прекрасная Аза»). Примечания к текстам см. по изданию: Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956–1958. Т. 4 – «Очарованный странник»; Т. 7 – «Левша»; Т. 8 – «Прекрасная Аза».
2. Лесков Н.С. О русском Левше (Литературное объяснение) // Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т.11.
3. Горький М. Н.С. Лесков // Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1953. Т.24.
4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 5. Разд.1).
5. Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
Дополнительная
1. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.
2. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.
3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. Л., 1988 (Ч. II. Гл. 3, 4).
Литература по творчеству Н.С. Лескова
1. Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л., 1986.
2. Лесков и русская литература. М., 1988 (Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова; Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова).
3. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983.
4. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.
5. Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988 (Ч. III).
6. Лесков Андрей. Жизнь Николая Лескова: В 2 т. М., 1984.
№ 9. «Война и мир» как роман «большого дыхания»
I. Из истории создания романа.
1. От «Декабристов» к «Войне и миру»: как объяснял сам Толстой эволюцию замысла?
2. Как и почему Толстой пытался «перекроить» написанный роман? Статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» как авторский метатекст (отнеситесь внимательно ко всем пунктам объяснения Толстого с читателями).
II. Особенности построения повествования: автор как демиург.
1. Всеведение автора о событиях, их тайных мотивах и явных причинах:
а) Покажите, что компетенция автора распространяется на все события жизни персонажей (продемонстрируйте это на конкретных примерах).
б) Особенности изображения исторических событий, выявление их подоплеки. Какие сражения показаны в романе? «Скрытый (latent) патриотизм» как основная причина победы русских в 1812 году. Приведите эпизоды, которые наиболее ярко свидетельствуют об этом. Проанализируйте, как показано поведение на войне отдельных героев и разных групп персонажей. Можно ли сказать, что в изображении военных событий проявляется «мысль народная»?
2. Всеведение автора о персонажах: изображение человека в форме «он»:
а) Дифференцированность приемов изображения главных и второстепенных героев. Второстепенные персонажи как социальные типы (аргументируйте).
б) Прием «овеществления» в показе отрицательных персонажей (проанализируйте несколько примеров). Сатирическая функция детали в создании отрицательных персонажей (приведите примеры).
в) Главные герои романа как личности. Покажите, что при создании образов главных героев Толстой использует разные формы психологического анализа, в том числе психологическую деталь и прием, обозначаемый как «диалектика души» (Чернышевский). Оппозиция «делать»/«жить» как доминантная в структуре образов персонажей:
– «желание славы» князем Андреем и этапы его преодоления. Почему кумирами Болконского становятся такие исторические личности, как Наполеон и Сперанский? Какие черты свойственны Болконскому как герою своего времени? Что означает его мысль: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю»? (найдите этот фрагмент). В чем состояло предсмертное прозрение героя?
– категории «делать» и «жить» в эволюции Пьера Безухова. Можно ли считать его антиподом князя Андрея? Так ли существенная роль Платона Каратаева в нравственных исканиях Пьера, как об этом принято говорить? Объясните отношение автора к Пьеру в эпилоге;
– почему Наташа Ростова так явно предпочтена автором Соне и княжне Марье? (покажите это на конкретных примерах). Проанализируйте особенности изображения Наташи и Сони в сценах домашней жизни (какие эпизоды наиболее интересны в этом смысле?). Применимо ли, с вашей точки зрения, к характеру и поведению Наташи понятие «естественного эгоизма»? Чем похожи и чем отличаются друг от друга Наташа и княжна Марья? Есть ли в романе эпизоды, в которых княжна Марья своим поведением напоминает Наташу? Кого из героинь романа можно характеризовать с помощью категорий «делать» и «жить»? Что такое «настоящая женщина» в понимании Толстого?
– к какой категории персонажей (положительным или отрицательным) следует, на ваш взгляд, отнести Николая Ростова и Долохова? (аргументируйте).
3. Историософская концепция романа как объяснение глобальных закономерностей человеческого бытия:
а) Каково толстовское отношение к вопросу о соотношении в истории «свободы» и «необходимости»? Можно ли считать, что в структуре романа эти категории коррелятивны понятиям «делать» («свобода») и «жить» («необходимость»)? – аргументируйте.
б) Как решается Толстым вопрос о роли личности в истории? Можно ли сказать, что в образах исторических деятелей реализуется принцип: «все люди – люди, а не герои»? В чем Толстой видел разницу между историком и художником в трактовке исторических персонажей? Можно ли говорить о последовательном воплощении декларированных эстетических принципов в романе?
в) Трактовка Толстым причины и цели в истории. Какое из двух утверждений представляется вам более справедливым:
– в своем понимании истории Толстой был фаталистом;
– Толстой не фаталист, он толкует историю с позиций закона «ретроспективной целесообразности» (объясните свою позицию).
III. «Сопряжение» как основной композиционный принцип.
1. Проанализируйте контекст, в котором возникает понятие «сопрягать». Найдите в тексте романа синонимичные ему понятия.
2. Принцип «сопряжения» в движении сюжета. Почему Толстой считал «узлом романа» увлечение Наташи Анатолием Курагиным?
3. Принцип «сопряжения» в обрисовке персонажей. «Дворянские гнезда» в романе Толстого: герои как носители родовых начал:
а) Кто из персонажей и в каких ситуациях дает следующие определения: «дурацкая ваша порода ростовская»; «подлая, бессердечная порода» курагинская?
б) Какова определяющая черта породы Болконских? Можно ли сказать, что сын князя Андрея повторяет его путь?
4. Принцип «сопряжения» в построении историософской концепции (см.: пункт II, 3).
5. Принцип «сопряжения» в архитектонике романа:
а) «Панорамность» охвата изображаемых событий.
б) Соединение сюжетных глав и историософских глав (отступлений). Какова закономерность распределения в тексте историософских отступлений? Нужны ли они в таком обилии, с вашей точки зрения?
IV. Проблема жанра «Войны и мира».
1. Трактовка жанра «Войны и мира» в критике и литературоведении. Как появилось определение «роман-эпопея»? (см.: Н.Н. Страхов, А.В. Чичерин).
2. Проблема жанра в творческом сознании Толстого («Несколько слов по поводу книги «Война и мир»). Что означает толстовское определение жанра: «книга»?
Литература
Обязательная
1. Толстой Л.Н. Война и мир (примечания к тексту см. по изданию: Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1979–1981. Тт. IV–VII).
2. Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги «Война и мир» // Там же. Т. VII.
3. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1949.
4. Бочаров С. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.
5. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
Дополнительная
1. Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы V и VI // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.
2. Эйхенбаум Б.М. Пушкин и Толстой // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
3. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.
4. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975 (Предисловие; Гл. 4).
5. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
№ 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
I. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги эпохи «великих реформ». Пушкинские прозаические наброски в истории создания толстовского романа.
II. «Запах и звук» эпохи 1870-х гг. в романе Толстого («все <…> переворотилось»).
1. Герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии, разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства.
2. Отголоски в романе культурной и умственной жизни 1870-х гг. (приведите соответствующие примеры).
III. «Мысль семейная» в «Анне Карениной» («все смешалось»).
1. Роль экспозиции в архитектонике романа. Герои романа как носители «мысли семейной». Есть ли в романе «счастливые» семьи? (аргументируйте). «Несчастливые» семьи в романе: причины и следствия семейных драм. Следует ли Толстой принципу социального детерминизма в изображении героев?
2. Особенности архитектоники романа. Что означают слова Толстого: «Своды сведены так, что замкá не увидишь»? Покажите, что сюжетные линии в романе взаимодополняемы, найдите соответствия между сюжетными линиями Анны и Левина, покажите их параллелизм. Можно ли говорить о психологической соотнесенности персонажей?
3. Справедливо ли утверждение Д.С. Мережковского, что Толстой – «тайновидец плоти»? Покажите, что «живая жизнь» – главная стихия толстовского романа. Будни и праздники «средне-высшего культурного слоя» (Достоевский) в изображении Толстого. Рождение и смерть как высшие проявления «живой жизни».
IV. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий («винт свинтился»).
1. «Каренина, или Похождения заблудшей овечки…» (А. Фет):
а) Композиционная роль символов в романе. Судьба Анны Карениной как исполнение намеченного пророчества.
б) Героиня Толстого в свете традиций английского семейного и французского «адюльтерного» романов (соотнесите с известными вам литературными образцами). Обратите внимание на круг чтения героев, в особенности на те книги, которые читают Анна и Вронский. Неосуществленность семейной идиллии Анны в браке с Карениным и в отношениях с Вронским;
в) Любовь-страсть как разрушительная стихия. Характерологическая и символическая функция «физиологических» деталей в портретах Анны и Вронского (приведите примеры). «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе Толстого. «Поток сознания» как художественное открытие Толстого. Есть ли в этом романе изображение «диалектики души»?
г) Анна среди других женских персонажей романа. Как сюжетно и идеологически соотносится эта героиня с женщинами из семьи Щербацких?
д) Смысл эпиграфа и его художественная реализация в сюжете: покажите, что мотив «суда» (осуждения) постоянно присутствует в речах персонажей и их поведении (приведите примеры).
2. «…Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет):
а) Левин в ряду «автопсихологических» героев Толстого (восстановите этот ряд). Поиски «общего смысла жизни» как основная структурная особенность «автопсихологического» героя. Оппозиция «думать» / «жить» в духовных исканиях Левина. Крестьянская жизнь и крестьянские типы в романе; их значение в жизни Левина. Трагическое переживание героем религиозного кризиса.
б) Персонажи романа в кругозоре Левина. Каково восприятие Левиным Анны? Совпадает ли он в этом отношении с Толстым?
в) Как вы считаете, не логичнее было бы назвать роман «Константин Левин»?
Литература
Обязательная
1. Толстой Л.Н. Анна Каренина.
2. Леонтьев К. Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1988. № 12; 1989. № 1.
3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974 (Ч. III).
4. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
Дополнительная
1. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.
2. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963 (Гл. 4).
№ 11. Роман ответов «Воскресение»
I. История создания романа. «Кневская повесть» как ядро замысла. В каком направлении происходило расширение первоначальной задачи?
II. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого.
1. Антитеза как основной композиционный прием (приведите примеры). Как контрастное изображение жизни способствует выявлению авторской интенции?
2. Человек в изображении позднего Толстого (борьба «духовного» и «животного» начал). Особенности толстовского понимания связи героя со средой: социальная детерминированность «животного» человека и ее преодоление «духовным» человеком:
а) Параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» в духовности. «Очень обычная история» падения героев. «Вера себе» как основа «духовной» жизни.
б) «Автопсихологический» герой Толстого в позднем варианте: сходство его с предшествующими героями и отличие от них.
в) Особенности психологизма позднего Толстого: преобладание констатации психологического состояния над изображением процессов внутренней жизни героев (приведите примеры и объясните).
г) «Животность» «праздного, роскошного мира» Корчагиных и им подобных.
д) Оппозиция «духовный» / «животный» в изображении революционеров и трактовке побудительных мотивов их деятельности.
3. Комментарий как средство непосредственного выражения авторской позиции. Дидактический, учительный тон повествования.
III. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.
1. Анархизм Толстого: отрицание всякой социальной условности (см.: М.М. Бахтин):
а) Прием «остранения» как средство разоблачения всех социальных институтов – собственности, семьи, государства (суд, сенат, синод) и церкви.
б) Своеобразная реализация формулы «среда заела» в трактовке причин преступления (преступность как следствие неправильного жизнеустройства): «людоедство начинается <…> в министерствах и департаментах…».
в) «Нет в мире виноватых»: народ «за решеткой» (ср. с «Записками из Мертвого дома» Достоевского).
г) Значение образа «свободного старика» (анархическая модель жизнеустройства).
2. «Антиисторизм» Толстого (Б.М. Эйхенбаум) и его руссоистские истоки:
а) «Интродукция» романа; покажите, как ее мотивы впоследствии разрабатываются в тексте.
б) Крестьянство в романе: «народ вымирает» (сцены посещения Нехлюдовым своих имений). Можно ли назвать образ ребенка «в скуфеечке» символическим?
в) Противоестественность жизни города: Москва и Петербург как «искусственные отражения жизни».
3. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого:
а) Идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и в организации сюжета.
б) Преломление основных мотивов эпиграфа в духовных исканиях главного героя и в сюжетных линиях других персонажей.
в) Соотнесите эпиграф с финалом романа: последователен ли Толстой в выражении своих идей?
Литература
Обязательная
1. Толстой Л.Н. Воскресение.
2. Бахтин М.М. Предисловие («Воскресение Л.Н. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
3. Кузина Л.Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991.
Дополнительная
1. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1991. Август.
2. Маймин Е.А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение» // Творчество Л.Н. Толстого. М., 1959.
Литература по творчеству Л.Н. Толстого
1. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828–1890. М., 1958; Он же. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1890–1910. М., 1910.
2. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. Кн. 2.
3. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
4. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой //Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.
5. Бахтин М.М. Предисловие (Драматические произведения Л. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
6. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л., 1971; Он же. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
7. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981.
8. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988.
9. Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX – начала ХХ века. М., 1993.
10. Горная В.З. Книга Дж. Г. Пэрриса «Толстой великий мужик» и ленинские статьи о Толстом в смене эпох // О литературе, писателях и читателях. Тверь, 1994.
11. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1963 (Серия «Жизнь замечательных людей»).
12. Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.
13. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.
14. Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978.
15. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне: Воспоминания. М., 1986.