ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО ТвГУ)
УТВЕРЖДАЮ
Декан филологического факультета
________________М.Л. Логунов
_________________________2013г.
Рабочая программа
По дисциплине
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО XIX ВЕКА
для студентов 3 курса очной формы обучения
специальность – 031001, филология
Обсуждено на заседании кафедры Составители
________ Протокол № ____ __________ С.А.Васильева
Е.Н. Строганова
И.о. зав. кафедрой
______________ О.С. Карандашова
Тверь, 2013
Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
I. История создания и публикации романа. Первый роман Достоевского в восприятии современников. В чем вы видите сходство и различие оценок? (статьи В.Г. Белинского и В.Н. Майкова).
II. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) молодого Достоевского.
1. Сентименталистские традиции в романе:
а) Образ «девушки бедной и погубленной»: судьба Вареньки Доброселовой. «Двойники» Вареньки в романе (как соотносятся с образом главной героини образы матери Покровского и Саши?).
б) Жанровые особенности произведения: эпистолярная форма, элементы исповеди. Сюжетные реминисценции сентиментального «мещанского» романа в структуре «Бедных людей».
2. «Бедные люди» и поэтика «натуральной школы». Традиции «физиологического» очерка в романе:
а) «Натурализм» и детализация бытописания («страсть к подробностям»). Образ Петербурга и его связь с судьбами «бедных людей» (обратите внимание на сюжетные линии Горшковых и Покровских).
б) Герой-чиновник как социальный тип. Социальный статус героя, среда его обитания. Синтез «натуральных» и «сентиментальных» черт в структуре образа Девушкина. Имя героя и его характер.
3. Усложнение «сентиментальной» линии «натуральной» поэтикой: «физиология» городской жизни; соотнесенность образа героини с образами «маленьких людей».
III. «Титулярное сердце, честное и чистое» – художественное открытие Достоевского.
1. Рефлексия «маленького человека»: «амбиция» и самоуничижение как выражение самосознания героя. Функция в романе сквозного образа «ветошки» (проанализируйте соответствующие фрагменты). Бунт Девушкина против судьбы.
2. Любовь «маленького человека»: хронотопическое несовпадение героев. Значима ли, на наш взгляд, хронологическая конкретика в романе? Обратите внимание на возраст героев и на соотнесенность каждого из них с определенным временем года («осень» Вареньки и «весна» Девушкина).
3. Литературные вкусы Девушкина и его «слог». Почему Достоевский заставляет своего героя так много внимания уделять «слогу»? Характерологическая и сюжетообразующая функция чтения в романе: «рецензии» Девушкина на повести Пушкина и Гоголя. Можно ли считать Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина литературными прототипами Девушкина? В чем суть полемики Достоевского с Гоголем?
1. Новаторство Достоевского в изображении слова героя (М.М. Бахтин).
Литература
Обязательная
1. Достоевский Ф.М. Бедные люди. Примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972. Т.1.
2. Белинский В.Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955. Т.IX.
3. Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1985.
4. Виноградов В.В. Школа сентиментального натурализма («Бедные люди». Сюжет и архитектоника) // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 2; гл 5, разд. 2).
6. Ветловская В. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Л., 1988.
Дополнительная
1. Аксаков К.С. Три критические статьи г-на Имрек (Петербургский сборник, изданный Некрасовым) // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М., 1995. С. 136-144.
2. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (К теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
3. Бем А.Л. Первые шаги Достоевского (генезис романа «Беднфые люди») // Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001.
4. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.
5. Бочаров С. Холод, стыд и свобода (История литературы sub specie Священной истории) // Вопросы литературы. 1995. № 5. С. 126–157.