Наиболее известным сочинением св. Григория является краткий Символ веры («Изложение веры»), сохранившийся во многих греческих, латинских и сирийских рукописях. По свидетельству св. Григория Нисского, Символ этот был сообщен Чудотворцу ап. Иоанном Богословом по повелению Богоматери, когда он пред принятием рукоположения во епископа в пустынном уединении ночью размышлял о тайне Святой Троицы. В этом Символе именно и изложено православное учение о Святой Троице. Содержание Символа таково:
«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.
Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Бессмертный Бессмертного, и Вечный Вечного.
И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся (людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святой), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все.
Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.
Посему нет в Троице ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица» (Символ учить наизусть). (Перевод Н. Сагарды, с. 57).
Важно отметить, что такое точное изложение учения о Святой Троице было связано с богословствованием представителя Александрийской школы.
Другое, несомненно подлинное произведение св. Григория, — это «Благодарственная речь Оригену». Произнесена она была в большом собрании в присутствии Оригена. По содержанию речь представляет правдивую, подробную оценку ученой деятельности Оригена со стороны искренне привязанного к нему ученика. Речь наполнена живым, горячим чувством глубочайшей благодарности к Оригену, искренним одушевлением научными занятиями и сожалением о предстоящей разлуке. Исторически она очень ценна, т.к. в ней дается описание ученых занятий в школе Оригена.
Для знакомства с покаянной дисциплиной Древней Церкви важно «Каноническое послание» св. Григория к епископу Понта — «священнейшему папе», касающееся применения церковной дисциплины к христианам, впадшим в разного рода грехи и преступления (см. Книгу Правил, с. 295–300). В частности, здесь говорится, что у женщины, подвергшейся поруганию «по насилию и принуждению», если она до этого времени жила в совершенном целомудрии и чистоте, нет греха. Ей «ничтоже сотворите: несть бо деве грехи смертнаго» (пр. 2). Любостяжательный «подлежит отчуждению от Церкви Божией» (пр. 3). Изменников, — «которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении… убивали единоплеменных своих», — должно удалить — «преградити вход даже в чин слушающих, доколе что‑либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый» (пр. 8). (Всего в Послании 12 правил).
К подлинным творениям св. Григория относятся еще диалог «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога» и сжатый пересказ Екклесиаста («Переложение Екклесиаста»).
Кроме того, с именем св. Григория известно несколько замечательных, глубоких по содержанию слов (на Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, «на всех святых» и др.). Например, в слове на Богоявление читаем: «Иисус… сказал Иоанну: Научись желать того, чего желаю Я… Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания уязвленных. Мне должно положить конец Ветхому Завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моею Кровью и запечатлеть Моим Духом. …Мне должно привести к Отцу царствующего во Мне Адама. Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы» (См. «Хр. Чт.», 1838, ч. I; 1837, ч. I; 1840, ч. I).
Относительно слова «на Рождество Христово» следует сказать, что еще в начале текущего века считали греческий текст его утерянным. И только проф. Николаю Сагарде «удалось установить, что он издавна печатается (с незначительными уклонениями) среди сомнительных творений св. Иоанна Златоуста) (см. св. И. Златоуст. Творения. Т. 6. СПб., 1900, с. 692–699 и св. Григорий Чудотворец. Творения. Пер. проф. Н. Сагарды. Пг., 1916, с. 159–171). (См. в пер. Н. Сагарды. с. V).
СВ. МЕФОДИЙ ПАТАРСКИЙ
Несмотря на то, что св. Мефодий не был учеником Оригена и один из первых подверг критике отдельные стороны его системы, все же принадлежность св. Мефодия к Александрийскому богословию не вызывает сомнения, как и влияние на него Оригена.
Сведения о его жизни не сохранились. Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом Олимпским в Ликии, Патарским, даже Тирским. Позднейший, почти нашего времени, исследователь его сочинений архиеп. Михаил (Чуб) полагал, что св. Мефодий был епископом в г. Филиппах в Македонии.
Несмотря на отдельные противоречивые известия, следует считать, что наиболее надежно засвидетельствованной датой его мученической кончины является 312‑ый год.
Церковное воспоминание — 20‑го июня.