Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение о « естественном» состоянии человечества в 17-18 вв.(от Гуго Гроция, Спиназа, Гоббс, Руссо, до Георга Гегеля)




Гроций

Государство по Г., есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется им как «естественное состояние».В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой» простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести более изысканный образ жизни, появились и развились человеческие пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях между людьми ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением, или выраженным явно, как путем раздела. Или молчаливо предполагаемым, как путем завладения, т.е предполагалось, что все согласились получить в собственность то, что чем каждый успел завладеть». Государство является чисто человеческим установлением.

Спиноза

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все люди равны в том смысле, что они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). В этой постоянной борьбе сил срабатывает инстинкт самосохранения. В естественном состоянии, где отсутствует какое- либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспеченны. Однако сама природа подсказывает людям как выйти из этого состояния – надо заключить договор, посредством которого люди перейдут в гражданское состояние. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти – суверенитета государства. Важная особенность спинозовской договорной теории состоит в том, что “ естественное право каждого… в гражданском состоянии не прекращается ”, поскольку как в естественном так и в гражданском состояниях человек действует по законам природы, сообразуясь со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главные различия между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорно установленное высшеее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все бояться одного и того же – верховной – суверенной власти, которая является духом государства.

Гоббс(1588-1679).

В основу своей теории государства и права Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Но так как человеку присущи: жадность страхи т.п., то отсюда можно сделать вывод, что человека окружают враги. («Война всех против всех»). Иметь право на все в условиях такой войны – значит не иметь никакого права ни на что. Это положение в обществе Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого.

В природе людей, по Гоббсу, заложены не только силы, которые приводят к войне всех против всех. Эти силы способны побуждать человека находить выход из этого состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум т.е. способность рассуждать. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а разум подсказывает людям, на каких условиях можно осуществить данный процесс.

Руссо(1712-1778).

Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Суждение о вечном мире». Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство частной собственности и политическое неравенство, согласно Руссо, привело, к абсолютному неравенству при деспотизме. В противовес этому Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Должна быть создана такая ассоциация, которая бы защитила личность и имущество каждого гражданина, а гражданин остался бы свободным как прежде. Каждый вступающий в эту ассоциацию становится ее нераздельной частью. Это лицо, которое образовалось, ранее именовалось Гражданской общиной, сейчас называется Республикой или Политическим организмом. Он будет Государством – когда пассивен, и Сувереном – когда активен. Члены этой ассоциации именуются народом. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может объяснить переход от естественного состояния в гражданское.

В трактовке Руссо современный ему феодальный строй держится не на праве, а на силе. Руссо говорит, что когда народ подчиняется, то он поступает хорошо, но если у него появляется возможность освободиться от подчинения, он поступает еще лучше, потому что он возвращает себе свободу. Но сила, согласно Руссо, не создает права – ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения.

Гегель(1770-1831).

Гегель говорил, что государство – это высший общественный союз. Оно первично по отношению к обществу. Государство предшествует индивиду как целое части. Государство как завершение и высшее совершенство по природе объекта первично по сравнению с такими формами как семья и селение. Оно абсолютно. По Гегелю, абсолютная идея является причиной и источником всего, что существует в мире, весь мир – это результат саморазвития абсолютной идеи (логика, природа, дух).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 921 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.