Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 9. Следует ли приобщаться беззаконным или бесплодным делам тьмы (Еф. 5:11), хотя бы кто-то и не верил, что они таковы?




 

1. Беззаконник есть тот, кто весь Закон целиком не хранит или хотя бы одну заповедь преступил. Ибо в опущении и чего-то одного малого кроется опасность и для всего остального — так, будто из-за этого одного ничего другого вообще не было. Так же, как тот, кто немного умер, не умер, но жив; и так же, как тот, кто немного жив, не жив, но мертв; и так же, как тот, кто немного вошел, — не вошел вовсе, как пять дев (Мф. 25:1–13), — так и тот, кто в немногом закон не сохранил, — не сохранил его [вовсе], но суть беззаконник. Посему необходимо в отношении беззаконных, хотя бы они и близкими казались, убеждаться словами апостола, сказавшего некогда: если кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5:11).

Cледует здесь понимать, что не только совершающего все это [апостол] удалил от общей [христианской] трапезы, но и того, кто что-нибудь одно из этого [сделал], ведь [апостол] не сказал: «с этим», но с таким, а в другом месте: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет; и более общим образом говорит: на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их (Еф. 5:6–7). И опять же: Завещеваем же вам, братия… удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3:6), и в других местах так же.

2. Чтобы нам понятным стало выражение не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5:11), прежде выясним какие дела именуются бесплодными — порицаемые ли только или и [хотя и] похвальные, но совершаемые не из здравого внутреннего расположения? В Ветхом Завете пророк [Давид] в [псаломской] притче о древе сказал: еже плод свой даст во время свое (Пс. 1:3); эта притча говорит о святых. Соломон же говорит: Дела преподобных живот творят, плодове же нечестивых грехи (Притч. 10:16). Осия говорит: Сейте себе правду, соберите плод живота (Ос. 10:12). И Михей: И будет земля в пагубу со живущими на ней, от плодов начинаний их (Мих. 7:13), и другие пророки другое, еще больше: они [сами] светят, словно светильник (1 Пет. 1:19), Свет истинный (Ин. 1:9) же — Солнце правды (Мал. 4:2). Господь наш Иисус Христос более ясно передает это, говоря: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18), и в других местах подобное этому.

Теперь, уразумев, что именуется плодами, перейдем подобным же образом к тому, что имеет противоположное значение, и далее научимся, что такое бесплодные деревья и что апостол называет бесплодными делами. О бесплодных деревьях говорит нам Иоанн Креститель; он сказал удостоенным крещения во оставление грехов и очистившимся от всякой скверны: сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:8) и не много спустя добавил: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10). Блистательнее о том же научает нас Господь, говоря о стоящих одесную: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34); относительно же стоящих слева услышим дальнейшие слова Господа, когда Он, посылая [их] в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41), не за дела беззакония так определяет, но за отсутствие добрых плодов: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф. 25:42) и последующее. То есть неделание [праведных] деяний соделало их грешниками, каковые Господом называются ангелами диавола[52].

3. Выяснив различие между противоположными друг другу «плодоносящим» и «бесплодным», в остальном увидим, что в особенности апостол именует бесплодными делами (Еф. 5:11). Я же, размышляя, не нахожу ничего общего между творящим заповедь законно и благоугодно Богу, творящим зло и не творящим ни того ни другого[53], кроме как не благоугождая Богу в соответствии с ответом на вопрос: благоприемлемо ли дело заповеди, не по заповеди совершаемое? О чем и Сам Господь говорит: они уже получают награду свою (Мф. 6:5). И как пять дев были неразумны, и Сам Господь свидетельствует, что они украсили и зажгли лампады, то есть поступили подобно разумным, но когда вышли навстречу Господу, то хотя и показали во всем подобное разумным [девам] усердие, однако по причине одного лишь только недостатка в сосудах елея потерпели неудачу, и вход им на брачный пир оказался закрыт (Мф. 25:1–13). И из [повествования Господа] об оставленных [по одному] из двух мелющих и двух возлежащих на ложе (Лк. 17:34–35), о причине чего умолчал Господь, следует нам постигать во всяком деле в случающемся малом упущении должного, и особенно в [отношении] непорочной любви, как учил апостол (1 Кор. 13:1–13), что означает такое бесплодие дел, чтобы мы сохраняли во всем законный подвиг в состязании благоугождения Богу (2 Тим. 2:5) и во всем предстали бы как служители Божии (2 Кор. 6:4). И не только запрещение сообщаться с таковыми во Христе глаголющий Павел определенно [о них нам] преподает, говоря: не участвуйте в бесплодных делах тьмы, прибавлением же: но и обличайте (Еф. 5:11) он в то же время и о способе такого неучастия научает.

4. Теперь же научимся тому, что такое соучаствовать и сколькими способами это совершается. Вспомним Притчи: иди с нами, приобщися крове (Притч. 1:11) и сказанное апостолом: вас всех, как соучастников моих в благодати (Флп. 1:7); приняв участие в моей скорби (Флп. 4:14); наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6:6), и: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси (Пс. 49:18); обличением да обличиши ближняго твоего: и не приимеши ради его греха (Лев. 19:17); сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49:21). Из [этих и] подобных сему слов, полагаю, соучастие в отношении дела бывает, когда [в содействии] друг с другом происходит осуществление одного замысла, а в отношении произволения — когда соглашается кто-либо по внутреннему расположению с делающим и соуслаждается.

Другой вид соучастия, многими скрываемый, проявляется в точных словах Богодухновенного Писания, когда не соглашающийся ни действием, ни внутренним расположением, познавая порочность воли, по которой он совершает [нечто греховное], умолкает и не обнаруживает этого по написанному свыше и сказанному апостолом коринфянам: лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5:2) и добавленному далее: малая закваска квасит все
тесто (1 Кор. 5:6). Посему убоимся сего и воспримем сказанное [апостолом]: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом (1 Кор. 5:7).

Содействующий же кому-либо в добре благой волей, не ведая о порочности его внутреннего расположения и намерения, не получит по причине такого содействия упрек за соучастие, так как он отделен от чуждого расположения того, сохраняя же себя в правиле любви к Богу, получает свою награду за свой труд, как тот, что на ложе, и та, что мелет (Лк. 17:34–35), как и было явлено нам Самим Господом нашим Иисусом Христом.

Различие же между верующими и неверующими состоит в заботе о необходимом, а не в соучастии в прегрешениях. Ибо мы должны заботиться преимущественно только об уверовавших, а соучастие в зле или в бесплодных делах во всяком случае совершенно запрещается.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2299 - | 2050 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.