ИГРАЕМ В КУКЛЫ
Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек – кукол, медвежат, зайчиков.
— Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки. Вы наблюдали за детьми и видели, на чем основана вера ребенка в подлинность происходящего с ним и с куклой. Ребенок всегда относится к кукле, как если бы она была живым существом. Он только отмечает – да, у Тани целлулоидное лицо, да, у нее не открывается ротик, да, ее ручки на резинках, да, она такая, но она все видит, слышит и понимает, она – совсем живая! Ребенок верит в это, пока он играет. После игры он может отшвырнуть Таню ногой – она уже просто кукла, а не живая. Но во время игры – пусть попробует кто-нибудь из взрослых нечаянно наступить на Таню ногой, какая будет трагедия!
— Передавайте игрушки и относитесь к ним, как если бы они были живыми существами. Не подставляйте на их место воображаемых людей и медведей. Оправдывайте и матерчатые пальцы, и бусинки вместо глаз – так уж они устроены, эти милые живые существа! Играйте с ними и передавайте соседу. Действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали.
ИГРАЕМ В "КОШКИ-МЫШКИ"
— Сыграйте в массовые детские игры так, как если бы вы были детьми. Во что будете играть? В "кошки-мышки"? Рассчитывайтесь:
"Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился паук. Фук!"
— Кошка есть. Рассчитывайтесь еще:
"Стакан,
Лимон,
Выйди вон!"
— И мышка есть. Все помнят условия игры? Становитесь в кружок, беритесь за руки. Помните, что вам всего пять лет. Отдавайтесь игре с тем всепоглощающим увлечением, какое свойственно этому возрасту. Кошка – страшный и коварный зверь, нельзя подпустить ее к мышке!
— Девушки, сыграйте в "большую скакалку", а мужчины – в лошадки!
— Сыграем в жмурки!
— В пятнашки! ИСПОРЧЕННЫЕ ИГРУШКИ
— А если бы вы были испорченными игрушками?
У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить "ма-ма", – глаза неисправны. То оба закрываются и открываются, то один откроется, а другой застревает в глазнице. Не правда ли, мучительное самочувствие? К тому же что-то происходит с голосом – иногда он противно скрипит.
У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке (растянулся-таки на полу). Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.
У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет – руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.
У плюшевого тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся. Вот и попробуй вести себя сдержанно при тигрином темпераменте!
У надувного зайца все бы ничего, да вот измазали его чернилами, а он – чистюля! Как отмыться, оттереться? Да и за пробкой надо все время следить, она последнее время непрочно держится!
У заводной лягушки повреждена лапа. Поэтому беднягу все время заносит в сторону. Нужны героические усилия, чтобы выпрямлять свой путь.
У Буратино нос раскололся на две части, вдоль. Какой-то раздвоенный хобот получился, он торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.
У пьющего аиста – трещина на стеклянной спине. Если она увеличится – аист лопнет.
— Ищите верное самочувствие живой игрушки – в действии.
Я – ЭТО ОН!
Продолжая работать над развитием артистической смелости, над умением оправдывать любые необычные обстоятельства, сделаем упражнение, которое покажет, умеют ли ученики реализовать в действии свою наблюдательность, а также – кто из них склонен к острой характерности.
Разделим учеников на пары.
— Вспомните все о своем партнере: как он сидит, стоит, ходит, смотрит, слушает, разговаривает; его излюбленные словечки, его неискоренимую привычку почесывать подбородок, его странную особенность – мгновенно переходить от хохота к убийственной скуке; уловите своеобразие его "способа думать", догадайтесь о его самочувствии при общении с вами – именно с вами, а не с кем-нибудь другим; то есть поймите его отношение к вам.
— Нам нужно заказать новое оборудование аудитории – ширмы, кубы, скамейки. Отправляйтесь на площадку со своими партнерами и решите сообща, как по-новому оборудовать и обставить аудиторию. Можете даже поспорить. А я буду хлопать в ладоши.
Один удар – это вы. Два удара – это не вы, а ваш партнер. После двух ударов вы продолжаете действовать, но уже превратившись в своего партнера, а он – в вас.
— Не имитируйте только внешние особенности поведения партнера. Уловите своеобразие его индивидуальных, личностных качеств.
Я – КТО УГОДНО!
— Каждый юноша – моряк, красивый сам собою. Каждая девушка – морячка, еще красивее. Освойтесь со своей новой профессией...
— Драйте палубу! Отлично! Сейчас пробьют склянки – и вы уже не моряки, а летчики и стюардессы...
— Вы – шоферы. Сами уж придумайте, на каких машинах сидите, на такси или на тяжелогрузных... Действуйте!..
— Переключаемся. Один хлопок – моряки, два – летчики, три – шоферы. Всякий раз возвращайтесь к прежним занятиям: если хлопок остановил вас на том, что вы шваброй драили уголок возле капитанской рубки, значит, при следующем возвращении на палубу продолжайте свое дело и свои профессиональные мысли.
— Кто же вы такие? Везде одинаковые? Поговорим о том, как профессия изменяет поведение человека...
БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ
Из большого количества "чудесных" упражнений можно использовать и такое:
— А если бы вы были человекоподобными жителями одной из обитаемых планет созвездия Кассиопеи, нашими братьями по разуму?.. Совершенно не обязательно, чтобы эти братья походили внешне на нас. А вдруг у них не две руки, а четыре! И три глаза, выдвигающиеся из орбит, как подзорные трубы! И одна универсальная рука, способная улавливать даже телепатические воздействия!..
— Придумайте – каждый своего брата или сестру по разуму и попробуйте:
- пообедать в кругу семьи,
- сыграть в любимую кассиопейскую игру,
- поссориться с приятелем,
- спеть модную кассиопейскую песню перед ареопагом супергалактического жюри.
ЖИВОТНЫЕ
— Вы уже побывали людьми со звериным характером, а теперь и на самом деле превратитесь в какое-нибудь животное: в зверя, птицу, рыбу, насекомое.
Вот вам на выбор – медведь, кенгуру, белка, лисица, тюлень, слон, мартышка, верблюд, жеребенок, черепаха, крокодил, змея, дятел, цапля, курица, гусь, страус, павлин, галка, акула, золотая рыбка, стрекоза, таракан, божья коровка, паук, муха...
Мало? Превратитесь в любую бактерию, инфузорию, в вирус, во что угодно, лишь бы превратиться!
— Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них: "Что бы я делал, если бы у меня были крылья? Если бы я был покрыт блестящими красивыми перышками? Если бы мой рот был длинным клювом?" и т. д. Действуя, вы незаметно придете к правильному самочувствию вашего животного. Помогайте себе мысленной речью. Размышляя вслух или про себя, ищите существенные стороны характера вашего животного.
— Я дятел. Вот я, цепко держась когтями за дерево, долблю кору. Там, под ней, – вкусные жучки. Трудно долбить, даже клюв заныл. Трудно, но я привык. Я – труженик!
— Я верблюд. Вокруг меня суетится мелюзга, какие-то малорослые кошки и собачки, а я – большой, красивый, сильный, выносливый, удивительно спокойный. Ничему не удивляюсь и не терплю суматохи!
— Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что – голову и лапы в панцирь, и – достань-ка меня! Множество непонятных опасностей вокруг!
— Я цапля. Какие у меня стройные и красивые ножки! Никто не умеет так стоять на одной ноге, как я!
Конечно, превращаясь в животное, куклу, игрушку, растение, ученик наделяет их многими чертами своего характера. Он не уподобляется другому существу или вещи, а как бы находит в себе сходные качества, выделяет их. Отыскивая логику и последовательность своих действий в вымышленных обстоятельствах жизни, он ориентирует свое тело и свою мысль в непривычных для себя условиях и приспосабливается, пристраивается к этим условиям. Если же он не ставит перед собой этих задач и ограничивается только имитацией внешнего поведения животного – упражнения теряют учебную ценность.
ЗАЛ ЖИВОПИСИ ДА!!..ИНТЕРЕСНО ОЧЕНЬ)))
Вот картина Жана Шардена "Прачки".
— Куда смотрит эта женщина? Чего-то боится или кого-то жалеет?.. А парнишку ничто не волнует, ему важно выдуть мыльный пузырь!
— А если бы вдруг в картине странно изменилось все? Женщина бы расхохоталась и усердно принялась полоскать белье, а парнишка вдруг заревел, потому что мыло попало в глаз!
— Товарищ экскурсовод, разъясните эту фантасмагорию!
ОТВИНЧЕННАЯ ГОЛОВА
В пьесе-сказке Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" веселый и добрый волшебник совершает чудеса удивительно просто: "Шел, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь, подросток еще. Голова лобастая, глаза умные. Разговорились мы, слово за слово, понравился он мне. Сорвал я ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку – раз, два, три..." И что же он сделал? Самую малость – превратил медведя в человека!
— Давайте совершать обыкновенные чудеса! Ну, скажем, – подшутите над товарищем: пока он спит, отвинтите у него голову и спрячьте ее в комнате. Пусть поищет, когда проснется!
Два ученика выходят на площадку. Один ложится на скамейку и засыпает. Другой начинает "отвинчивать" у него голову.
— Осторожнее крутите, а то он проснется. Что, туго поддается, заржавела резьба? Следите, покойно ли дыхание, не дрожат ли его веки.
Наконец голова отвинчена, и ученик несет воображаемую голову в угол комнаты, прячет ее. Потом будит товарища: "Вставай, пора на занятия!"
— Что же происходит, когда вы просыпаетесь? Видите что-нибудь? Ничего! Правда, и голова проснулась вместе с вами, но она лежит в такой темноте, что ей ничего не видно. Ощупывайте руками плечи, шею... а головы-то и нет! Конечно, это шутки вашего приятеля. Вечно он шутит... Но он убежал. Придется вслепую разыскивать голову по всей комнате. Ищите!
Приятель неслышно крадется в угол, берет голову и подсовывает ее хозяину.
— Она или нет? Проверьте, может быть, – чужая? Ощупайте воображаемую голову. Узнаете свой нос, свою шевелюру? Все в порядке, привинчивайте ее на место!
Отрабатывая с учениками упражнения на чудеса, нужно и в них стремиться отыскать логику и последовательность чудесных действий.
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА
Когда фантазия учеников разбужена – упражнения на чудеса сыплются сами, как из волшебного ведра. Пусть каждый из учеников сделает не менее десятка чудес, чтобы утвердиться в ощущении своего могущества. Все чудеса должны быть придуманы самими учениками, отработаны самостоятельно и лишь затем продемонстрированы на общем занятии.
Разделим все чудеса на два основных раздела:
1. Чудо, которое неожиданно произошло со мной, самым обыкновенным человеком. К примеру:
o проснулся, а глаза – на затылке; приходится учиться ходить и жить по-новому;
o пью чай и вдруг превращаюсь в маленькую птичку; домашние меня гонят прочь, кошка хочет съесть;
o иду на свидание, и вдруг у меня вырастают огромный нос и уши с кисточками;
o иду на занятия, а на меня набрасываются невидимки, бьют, пинают, издеваются, а я никого не вижу;
o вдруг вырастает хвост, как у коровы.
2. Чудо, которое я, волшебник, совершаю. Например:
o меняюсь с товарищем руками, ногами (отвинчивая их), краду его красивый нос, а ему подсовываю свой, курносый;
o вколачиваю себе молоточком новые великолепные зубы, один за другим;
o хожу и навожу на всех трепет своими руками – у меня вместо рук две змеи;
o прикосновением большого пальца превращаю всех во что угодно;
o накачиваю себя насосом и становлюсь огромным и могучим; сам превращаюсь, в кого захочу.
Работу над чудесами можно завершить таким же массовым упражнением, как и после цирковых номеров. Может состояться даже концерт в "Доме отдыха обыкновенных волшебников".