Для упражнений на действие в необыкновенных обстоятельствах нужно прежде всего воспитать навык готовности к любой неожиданности.
— Схватите себя за нос!.. Спрашивается, зачем серьезному человеку хвататься за нос? А если бы в комнату ворвался сумасшедший? А если бы он бежал на вас с криком: "Нос отрежу!"? Вы бы инстинктивно защитили нос? Нужно научиться кидаться в любое действие и уметь мгновенно оправдывать самые необычные и нелепые обстоятельства!
— Держите себя за ухо, да покрепче!
— Проскачите на одной ноге до двери!
— Вцепитесь соседу в волосы!
— Крикните тоненьким голоском: "Хо! хо! хо!"
Педагог ставит учеников в явно нелепые положения и требует при этом соблюдения строжайшей серьезности. Среди учеников всегда находятся люди, отличающиеся особой застенчивостью, скованностью, преувеличенной боязнью показаться смешным и неловким. Их необходимо "развязать" в первую очередь:
— Ходите перед нами с гордо поднятой головой! Вы – царь Соломон!
— Высуньте язык! Он у вас очаровательный!
— Напугайте соседку! Смелей!
Главное – все должны при любом задании вести себя так, как если бы выполняли очень важное и ответственное дело. Должна быть атмосфера работы, а не розыгрыша, потому что розыгрыш способен лишь упрочить застенчивость.
ГОТОВНОСТЬ
Для упражнений на действие в необыкновенных обстоятельствах нужно прежде всего воспитать навык готовности к любой неожиданности.
— Схватите себя за нос!.. Спрашивается, зачем серьезному человеку хвататься за нос? А если бы в комнату ворвался сумасшедший? А если бы он бежал на вас с криком: "Нос отрежу!"? Вы бы инстинктивно защитили нос? Нужно научиться кидаться в любое действие и уметь мгновенно оправдывать самые необычные и нелепые обстоятельства!
— Держите себя за ухо, да покрепче!
— Проскачите на одной ноге до двери!
— Вцепитесь соседу в волосы!
— Крикните тоненьким голоском: "Хо! хо! хо!"
Педагог ставит учеников в явно нелепые положения и требует при этом соблюдения строжайшей серьезности. Среди учеников всегда находятся люди, отличающиеся особой застенчивостью, скованностью, преувеличенной боязнью показаться смешным и неловким. Их необходимо "развязать" в первую очередь:
— Ходите перед нами с гордо поднятой головой! Вы – царь Соломон!
— Высуньте язык! Он у вас очаровательный!
— Напугайте соседку! Смелей!
Главное – все должны при любом задании вести себя так, как если бы выполняли очень важное и ответственное дело. Должна быть атмосфера работы, а не розыгрыша, потому что розыгрыш способен лишь упрочить застенчивость.
А ПРИ ЧЕМ ТУТ ДОН КИХОТ?
Есть в записках Станиславского упражнения на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Развивается воображение ученика, который вынужден "отвечать на мои вопросы". Например:
"А при чем тут Дон Кихот?" (Он ни при чем и приходится сочинять). Или: "А почему все это происходит на крыше дома в Питере?"
При этой игре – не сметь ответить "не знаю".
Неожиданные вопросы задаются, к примеру, в то время, когда ученик описывает свои внутренние видения, вспоминая прошедший день или совершая мысленные путешествия по улице. Вопрос ломает привычную логику и последовательность видений, заставляет оправдывать вымыслом их новую логику, принуждает к большой активности видений, поскольку приходится включать в них внезапные препятствия.
Или такой неожиданный вопрос:
— Как здоровье Алексея Леонидовича?
Ученик понятия не имеет, кто такой Алексей Леонидович, но он обязан немедленно отозваться и придумать ответ:
— Поправляется. Температура уже нормальная.
— А вы откуда это знаете? – сбивает его педагог. Ученик не сдается:
— К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.
— Люда? – поддерживает игру педагог. – С рыжими косичками?
— Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
Педагог обращается к другому ученику:
— Почему вы ввязались вчера в эту драку? К третьему:
— Когда вы вернете мне книгу? К четвертому:
— Вы что, плохо себя чувствуете?
Готовность ученика должна быть такой, чтобы на любой вопрос он дал немедленный ответ и так, как если бы он говорил чистую правду.
В КОМНАТЕ – ПРИВИДЕНИЕ
В простом действии "войти в комнату" могут быть любые, даже фантастические "если бы" и предлагаемые обстоятельства:
— В комнате вор, привидение, невидимка.
Не стоит играть детективный этюд. Это упражнение. Надо только войти в комнату. А там... Что такое?..
— Вас ведь предупреждали, что в этом старинном доме водятся привидения, а вы не поверили. Привидений не бывает! Вот вам и не бывает – смотрите, вон оно, белое, в углу... Убедились? Теперь войдите в комнату еще раз, уже точно зная, что можете наткнуться на привидение.
— Что будете делать, подходя к двери, открывая ее, входя в комнату?
О чем будете думать, как смотреть, слушать?..