· Реализует стремление человека к справедливости.
· Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
· Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
· Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
· Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
· Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
· Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Билет № 40
Социальные общности. Понятие, виды.
Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рамках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Важность классификации (типологии) социальных общностей обусловлена еще и тем, что каждый индивид является членом как минимум нескольких из них. Понимание этого, четкое выделение и знание социальных общностей, в которые включен человек, поможет ему ориентироваться в структуре общества, в системе складывающихся в нем отношений.
В первую очередь необходимо отметить, что социальные общности реально существуют и эмпирически фиксируются социальными образованиями в отличие от условных, или номинальных, общностей (например, тех, что конструируются статистикой, скажем мужчины в возрасте от 25 до 30 лет, имеющие семью, выполняющие квалифицированный умственный труд, требующий высшего образования). Социальные общности отличаются также от искусственно создаваемых в процессе эксперимента объединений людей. Главное отличие номинальной общности от реально существующей социальной состоит в отсутствии двух важнейших моментов: а) взаимодействия индивидов, б) связей по поводу совместной деятельности.
Массовые и групповые общности
Массовая общность — это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся целым рядом существенных признаков. Во-первых, это ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (например, толпа на митинге). Во-вторых, такая общность отличается гетерогенным (разнородным) составом, в нее входят люди, относящиеся к самым разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным и иным группам. В-третьих, массовая общность имеет «размытые», открытые границы, она не замкнута, к ней может подключаться любой желающий принять участие в ее деятельности. В-четвертых, она характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и неспособна выступать в качестве их структурных образований1.
Типичные образцы массовых общностей — широкие социальные (политические, культурные и др.) движения («зеленые», женские, против угрозы ядерной войны, антиглобалистские), ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам (например, клубы болельщиков спортивных команд), аудитории средств массовой информации и т.д.
Социально-территориальные и демографические общности
Признаком и основанием для выделения социально-территориальных общностей служит проживание на определенной хозяйственно освоенной территории. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится население села, района, города, агломерации, области, региона, республики.
Одной из главных причин возникновения социально-территориальных общностей, означающих закрепление людей за данным поселением, является разделение труда и распределение индивидов по тем или иным его видам. Этот процесс предполагает ограничение возможностей передвижения людей в социальном пространстве, «привязку» места их жительства к месту производственной деятельности.
Социально-территориальная общность сохраняет способность к устойчивому существованию благодаря прежде всего социально-демографическому воспроизводству населения. Здесь мы вступаем в область связи двух типов социальных общностей — социально-территориальных и демографически-х. Последние следует рассматривать в связи с критериями пола и возраста. На их основе мы выделяем демографические общности мужчин, женщин, детей, молодежи, пенсионеров и т.д.
Этнические общности
Еще один тип социальной общности, возникающей на основе базового признака, — этническая общность. Так же как и предшествующий тип общности, она формируется в условиях единства территории и экономической жизни, однако характеристика этнической общности должна быть связана уже с иными признаками, тем более что в процессе ее развития общность территории может быть утрачена. Сегодня мы знаем немало этнических социальных общностей, рассредоточенных на больших территориях (например, армяне, евреи). В связи с этим сразу нужно сказать о наличии как территориально компактных, так и территориально разобщенных этнических общностей.
Итак, каковы же признаки собственно этнической социальной общности? К ним принято относить единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание, т.е. чувство принадлежности именно к данной этнической общности1. Внешней формой выражения этнической общности является ее самоназвание, или этноним (русские, англичане, китайцы). Поэтому характерной особенностью этнической общности является антитеза «мы — они» (мы — русские, они — все остальные). Специалисты отмечают, что приоритетное значение в единстве этнической общности имеют такие компоненты культуры и духовной жизни, как ценности, нормы, образцы поведения, связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения. Основным же интегративным показателем этнической общности является самосознание.
Иные типы общности
Помимо базовых, основных признаков, определяющих целый ряд типов социальных общностей, существуют и иные, которые также можно рассматривать в качестве их критериев. В зависимости от способов возникновения и функционирования принято говорить об институционально либо спонтанно образующихся социальных общностях, о формальных и неформальных, официальных и неофициальных общностях. Так, появление социально-политического движения в поддержку существующих вла стных структур, несомненно, свидетельствует о возникновении институциональной социальной общности.
С другой стороны, общности «фанов» (фанатов, болельщиков спортивных команд) либо поклонников той или иной эстрадной звезды возникают спонтанно и функционируют неформально и неофициально. Вместе с тем очевидно, что социальные институты не могут «проходить мимо» таких общностей. Ряд из них в демократическом обществе возникает лишь с согласия властей, например социальные общности демонстрантов либо манифестантов, обычно в целях соблюдения общественного спокойствия, порядка, недопущения эксцессов. Поскольку те или иные неформальные общности могут вести себя в определенных условиях агрессивно (так можно говорить, например, о поведении болельщиков спортивных команд),- вмешательство институциональных структур, поддерживающих общественный порядок, необходимо и здесь.
Типология социальных общностей может быть осуществлена с учетом критерия времени, поскольку одни функционируют дли-тельный период (так, этнические общности живут на протяжении многих столетий), другие — создаются на кратковременную перспективу (аудитория телепередачи, социальная общность митингующих). Сам но себе критерий времени не остается «безразличным» к социальным общностям, а влияет на иные факторы их возникновения и функционирования. Один из них — плотность связей между членами социальной общности.
Чем меньше времени существует общность, тем менее плотными и глубокими являются связи и отношения внутри ее. В этом смысле молено говорить о различной степени сплоченности социальной общности (коллективов, организаций). Конечно, в каждом конкретном случае совсем не обязательна жесткая прямо пропорциональная зависимость между временем существования социальной общности и плотностью связей ее участников, их сплоченностью. Но как тенденция эта зависимость действует.
Выше были рассмотрены основные положения, касающиеся социальной общности и ее видов. К проблемам, связанным с ее функционированием, придется обращаться еще не раз, поскольку социальная общность есть не что иное, как общество в его конкретном проявлении. Используя термин «общество», мы чаще всего имеем в виду не его абстрактное содержание, а те социальные образования, с которыми связаны мы сами либо анализируемые нами субъекты деятельности, структуры, процессы, явления. Другими словами, мы устанавливаем связь между собой и обществом через социальную общность. Рассмотрев ее, мы имеем все основания перейти к характеристике общества.