Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей “организмической теории” человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:
1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);
2) распределительные (или экономические);
3) регулирующие (религия, политические системы) [230. С.24-25].
Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.
Западный социолог-структуралист П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:
1) интегративные институты, “увековечивающие партикуляристские (частные. — Н.С.) ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры”, Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.
2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством “сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений”.
3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат “увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей”.
При этом Дж.Тернер отмечает, что П.Блау безоговорочно ставит социальные институты в зависимость от выполнения ими функций для общества в целом, интегративные институты должны удовлетворять потребности в “скрытости”, диструбутивные — в “адаптации”, а организационные — в “интеграции” и “достижении цели”.
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Билет №31
Этнос и его изучение социологией. Виды этноса.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.
Виды этноса:
История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада. Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия -- возрастные, половые -- не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.
Следующая, более высокая, форма этнической общности -- род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т.е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнугой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов -- кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.
На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации -- племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии -- самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и тл. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин -- наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.
Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений -- союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами.
Впрочем, появление союза племен не означало окончательной ликвидации родовой организации.
Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало, в конечном счете, невозможным осуществление власти по родовой линии. Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности - народ, народность.
В дальнейшем часть народов преобразовалась в нации, другие продолжают свое существование в современных обществах в качестве этнических меньшинств.
Билет №32
Средний класс: понятие, типология, стадии развития и способы управления.
СРЕДНИЙ КЛАСС (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.
Чаще всего в качестве основных объективных критериев отнесения к среднему классу называют:
· уровень образования и доходов;
· стандарты потребления;
· владение материальной или интеллектуальной собственностью;
· способность к высококвалифицированному труду;
· самоидентификация как представителя «социальной середины».
Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.
Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное по доходам и условиям труда образование, занимающее промежуточное положение между высшим и низшим слоями общества.
Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Энтони Гидденс внутри него выделяет две основные категории. Первая - «старый средний» класс - включает в себя мелких предпринимателей. Вторая категория - «новый средний» класс - состоит из высокооплачиваемых наемных работников, занятых интеллектуальным трудом. Сейчас большинство среднего класса - это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Критерии отнесения к среднему классу
Уровень образования
Уровень профессионального образования - тот критерий, который по определению отличает средний класс от других групп.
Более двух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, и практически никто из них не входит в группу не имеющих профессионального образования (что было возможно по критериям выделения среднего класса только для предпринимателей).
Уровень доходов и стандарт потребления
Одним из основных критериев при выделении среднего класса традиционно является уровень материального благосостояния.
Рассмотрение имущественных характеристик представителей среднего класса тесно связано с рассмотрением их стандартов потребления. Ежемесячный уровень дохода на одного члена семьи составляет в среднем классе в среднем 10427 рублей.
«Джентльменским набором» - квартирой, машиной и дачей - владеют 23% среднего класса. Из названных товаров его представители в среднем имеют по 8 - 9 предметов (другие горожане - около 7). Особенно сильно они обогнали прочие слои населения по высокотехнологичным товарам: компьютерам, видеокамерам, цифровым фотоаппаратам и т.д.
Самоидентификация как представителя среднего класса
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет себя со средним классом - то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантия безопасности.
В вопросе самоиндефикации очень многое зависит от круга общения. Человек, у которого доход $5 тыс. в месяц, а его школьные друзья и коллеги имеют $10 тыс., будет себя считать несчастным существом с несостоявшейся судьбой. А если у другого человека $1500, а его социальное окружение имеет доход в $1000, он будет считать, что хорошо живет, его оценили.
Билет №33
Социальная мобильность: понятие, особенности, виды.
Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.
Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение.
Восхождение - индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.
Нисхождение - всё наоборот.
Каналы социальной циркуляции:
· Армия
· Церковь
· Образование
· Брак
· Политические и профессиональные организации.
Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне.
Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.
Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.
Социальная мобильность — это процесс изменения человеком своего общественного статуса.
Социальная мобильность может быть вертикальной, когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, например, на другую должность без повышения или понижения статуса.
Вертикальная мобильност ь предполагает, как выше отмечалось, изменение статуса человека на более высокий или низкий. В соответствии с этим выделяют восходящую и нисходящую социальную мобильность. Эти изменения могут выражаться в назначении на новую должность, увольнении и т.д.
Горизонтальная мобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится индивид. Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Однако если при переезде человека из одного региона в другой у него меняется не только место жительства, но и социальный статус, то говорят не о географической мобильности, а о миграции.
При изучении социальной мобильности выделяют два ее основных вида.
Межпоколенная мобильность. Она предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.
Внутрипоколенная социальная мобильность. Она предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой: специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность. Иногда это сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.
Изучая структуру типов социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, его возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодые люди и мужчины.
Билет)
Социальный конфликт: понятие, типология, стадии развития и способы управления.
Социальный конфликт -конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение;