Эллинистическая этика понимает человека как такового, как «индивида», некую автономную единицу. Эллинская культура переросла в эллинистическую, впитав в себя культуру завоеванных народов, что неизбежно сопровождалось утверждением равенства народов империи.
В новых экономических и социально-политических условиях интерес к философскому мышлению резко падает. Приходит период мистики, скептизма, агностицизма.
Среди первых философских школ надо назвать киников, символом которых был Диоген Синопский
Диоген создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия принимался как образец. Свою программу Диоген выразил в одной фразе: «Ищу человека», которую он повторял, бродя с фонарем в руках среди толпы и среди белого дня. Свою задачу Диоген видел в том, чтобы доказать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если он понимает требования своей натуры.
Диоген доказывал бесполезность математики, физики, астрономии, музыки, философии. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека – это животные. Образ жизни вне цивилизованного комфорта – бочка, где он жил. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Метод и путь, ведущий к свободе, Диоген обозначил понятиями «аскеза», «усилие», «тяжкий труд». Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям – вот фундаментальные ценности киников, ибо удовольствие не только расслабляет тело и душу, но серьезно угрожает свободе, делая человека рабом своих привязанностей. Диоген осуждал брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Киник должен отрицать и государство, ибо его отечество – весь мир.
Апатия, самодостаточность (автаркия) и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни. Диоген называл себя «Собакой» (кине) – отсюда и название школы. Оскорбительное для других, это имя обозначало для него того, кто «торжественно приветствует дающего, лает на тех, кто не дает, и кусает тех, кто отбирает». Идеи Диогена развивал его ученик Кратет, причем жизненная энергия кинизма не иссякла вплоть до IV в. н. э.
Император Юлиан писал, что киническое учение не требует каких-то специальных познаний, но основывается на двух началах: 1) познай самого себя; 2) презрении к суетным домыслам и следовании истине. Для киников дорога к добродетели – это проклинать богов и лаять на людей.
Среди первых школ эллинистической эпохи была школа Эпикура (342-271 гг. до н. э.). В связи с тем, что место для школы было выбрано в саду, вдали от городского шума, она получила название Сад Эпикура, а последователей его учения называли философами Сада. До нас дошло много работ Эпикура: «Правило», «О природе», «Письма», «Об образе жизни», «О конечной цели»...
Философское мышление Эпикура восприняло материалистические элементы предшествующей греческой философии. Главную роль среди теоретических источников играет атомистическая система Демокрита. Большое место в философии Эпикура занимает этика.
Основное положение «Сада» Эпикура сводятся к следующему: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье – это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; 5) для этого также излишни государство, институты, знатность, богатство и даже Боги, так как человек самодостаточен (автаркичен).
Эпикур принимает деление философии на три части: логику, физику и этику. Логика изучает каноны (правила), согласно которым мы познаем истину; физика – строение реальности, этика – цель человека, счастье и способы его достижения.
Главное в познании мира - ощущения, ибо чувства не ошибаются. В этом смысле ощущения есть посланники истины. Ценность и истинность ощущений гарантируют чувства удовольствия и страдания, которые испытывает человек. Ощущения фиксируются в процессе мышления, причем мнения о вещах бывают иногда истинными, иногда ложными. Верными являются те мнения, которые получают подтверждение в опыте и в сфере очевидного.
Физика Эпикура – это онтология, учение о бытии. Эпикур выступает последователем Демокрита, дополняет и развивает учение об атомах, их движении и свойствах.
Этика Эпикура посвящена человеку и смыслу его жизни.
Материальное - это сущность человека, его специфическое благо, которое как актуально реализованное, делает человека счастливым.
В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа – это не нечто бестелесное, а структура атомов - тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает отрицание бессмертия души. С разложением тела рассеивается и душа, поэтому страх загробной жизни и смерти не обоснован.
Смысл жизни Эпикур видит в наслаждении природой и самим собой. Истинное удовольствие, по Эпикуру, это отсутствие телесного страдания и невозмутимость души.
Эпикур осуждает пьянство, разврат, обжорство, ибо это есть нарушение природы человека. Он признает лишь те удовольствия, которые являются естественными и необходимыми. Ибо они приносят человеку истинную пользу, избавляя тело от страдания, как, например, чувство сытости в ответ на голод; когда, жаждая, мы пьем; изнемогая от усталости – отдыхаем. Философ исключает из них наслаждения любви, полагая ее источником беспокойства.
Душевные недуги человека Эпикур объясняет заблуждением разума. Так, смерть – зло только для тех, кто заблуждается на счет нее. Смерти не надо бояться, так как со смертью тела распыляется сознание и чувственность, от человека не остается ничего, что могло бы страдать. Наконец, смерть не отнимает ничего от жизни, ибо абсолютное совершенствование наслаждения не предусмотрено в плане вечности.
Философия Стоиков. Ее основателем был Зенон из Кития (336-264 гг. до н. э.), переехавший в Афины, где в 300 г до н. э. арендовал часть дома (Портик), по-гречески Стоя, где и проводил свои лекции. Поэтому приверженцев школы стали называть стоиками. Наиболее известными учениками и последователями Зенона были Клеанф из Асса и Хрисипп из Сол.
Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон видимо первый провозгласил в своем трактате «О человеческой природе», что основная цель человека «жить согласно с природой, и это же самое, что жить согласно с добродетелью».
Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости», орудием философии и ее основной частью считали логику. Без логики нельзя понять ни физики, ни этики.
В учении о природе стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип – логос (Бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Понятие Бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением.
Физика стоиков – это первая форма пантеистического материализма. Главный принцип физики: бытие есть только то, что способно действовать и страдать, а таково лишь тело; бытие и тело – одно и то же; телесны добродетели, телесны пороки, благо, истина. Мир и все в мире рождается из уникального материального субстрата, образованного из логоса, способного опредмечиваться в бесконечное множество вещей. Поэтому Логос – нечто вроде семени всех вещей, или семени, в коем много семян. Бог совпадает с Космосом. Быть в Боге, значит, быть заодно с миром, именно потому, что мир и его части – Бог.
Из этого вытекает и этика стои. Цель жизни – достижение счастья, а счастье состоит в том, чтобы следовать природе, быть с ней в согласии. В растениях эта тенденция бессознательна, у животных она проявлена в виде инстинкта, врожденного импульса. У человека этот импульс крайне специфичен и модифицирован вмешательством разума. Жить в соответствии с природой, значит, быть в гармонии с самим собой, присутствовать в бытии со всем, ибо человек - не просто живое существо, но и еще рациональное. Жить по природе - значит актуализировать разумное начало.
Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель, которая означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели: разумность, умеренность, справедливость, доблесть. Отсюда – истинное благо для человека – только добродетель; истинное зло – только порок. Все люди способны достичь добродетели: человек по определению свободен, никто не раб от природы. Свободен мудрец, владеющий знанием. Раб – невежда, ибо он находится во власти своих заблуждений.
Несчастье – всегда ошибки, заблуждения разума, в основе которого страсти. Мудрец, заботясь о логосе, его чистоте и правильности, не допускает даже рождения страстей в своем сердце. Счастье, следовательно, - это апатия, бесстрастность и бесстрашие.
Этика стоиков предлагает людям аскезу и далекий от какой-либо человеческой симпатии холодный логос. Так мудрец вращается в кругу ближних, будучи отдаленным и отчужденным от них. Он чужой среди своих, ибо не испытывает влюбленности в жизнь: все подчинено Судьбе, року. Зенон на пороге смерти, увидев в несчастном случае своего падения знак судьбы, воскликнул: «Спешу к тебе, зачем меня зовешь!».
В римском стоицизме самыми известными были Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), ^ Эпиктет (50 – 138 гг.), Марк Аврелий (121-180 гг.).
Одним из направлений эллинистической философии был скептицизм. Основателем считается Пиррон из Элиды (360-270 гг. до н. э.).
Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения – вот основной его тезис. Диоген Лаэртский писал, что цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами ничего не определяли. Новизна Пиррона состояла в том убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере, таких, как в прошлом.
Как же Пиррон пришел к такому убеждению? Как можно вывести правило жизни, отказавшись от понимания бытия и истины, предположив, что все суета сует?
Скептицизм дает такой ответ: кто хочет быть счастливым, должен иметь ввиду три вопроса: 1) каковы вещи по природе; 2) каково должно быть наше отношение к ним; 3) каковы они будут и как надо себя вести.
Пиррон полагал, что 1) все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны; 2) значит, нельзя питать к ним ни малейшего доверия, но нужно жить без мнений, ни склоняясь к чему-то, ни отвращаясь от чего-либо, ибо любая вещь «есть не больше, чем не есть», или «есть и не есть», или «не есть, но и не не есть»; 3) при таком положении дел уместна лишь апатия, а еще непоколебимость.
Таким образом, если мы воздержимся от всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого покоя. В этом скептики видят высшую степень возможного блаженства. Это новый идеал новой эпохи.