Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нравственность как реальность: поведение, нравы, отношения




НРА́ВЫ

обычаи, имеющие нравств. значение. В отличие от понятия нравственной деятельности, к-рое выделяет в поступках людей их целенаправленную сторону (каким образом они мотивированы, на осуществление каких моральных целей они направлены), понятие Н. имеет более описат. характер, фиксирует все те формы поведения людей, к-рые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравств. оценке.

Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др. пороков.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное,строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Анализ поведения человека исходит из многих факторов, к основным из них относятся:

- Мотивы поведения. Их всегда много и они неоднозначны. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам.

- Последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесение оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков.

- Реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым.

- Средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает с одной стороны свободу выбора и творчества человека, а с другой – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

НРА́ВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕ́НИЯ

особый тип обществ. отношений, к-рые составляют одну из сторон морали. Последняя не сводится к явлениям сознания, а есть социальный институт, объективированная воля общества, включающая определ. требования, к-рые люди должны выполнять независимо от своего усмотрения, и подкрепляющие их нравств. санкции (обществ. одобрение и осуждение). Н. о. – это совокупность зависимостей и связей, в к-рые вступают люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности, посредством к-рых осуществляется регулирование этой деятельности. Н. о. можно классифицировать по их содержанию, по форме, в к-рой в них выступает долженствование, и по способу обществ. связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности.

По содержанию Н. о. различаются в зависимости от объекта (общество, группа людей, отд. индивиды) и характера обязанностей, лежащих на человеке (напр., обязанность трудиться, проф. мораль, специфич. обязанности по отношению к детям, престарелым, женщине и т.п.). Однако каковы бы ни были сфера этих обязанностей и их объект, человек в конечном счете всегда находится здесь в Н. о. к обществу в целом и самому себе как его члену, а не просто к тем или иным лицам или организациям. В этом, в частности, и состоит отличие нравств. требований от тех обязанностей, к-рые налагаются на человека просто в силу его принадлежности к особым группам и институтам. Спец. уставы, распорядки, инструкции могут приобретать силу нравств. требований только в том случае, если они выражают так или иначе долг человека перед обществом.

Ф о р м ы Н. о. различают в зависимости от того, каким способом выражается в них долженствование: в виде частного требования в к.-л. отд. ситуации; следования общепринятым нормам поведения; осуществления определ. морального качества, нравств. идеала, нравств. принципов (это находит отражение в соответствующих формах нравственного сознания). Во всех этих Н. о. человека к обществу его нравств. задача характеризуется различной мерой конкретности, обобщенности, различным масштабом и отдаленностью стоящих перед индивидом целей и соответственно различной ролью, к-рая принадлежит его личному решению и выбору.

Требования, исходящие от общества, определ. образом преломляются в деятельности нравств. личности, и здесь возникают новые Н. о. Поскольку обществ. требование становится личной задачей индивида, оно выступает в виде его долга. Границы долга, способность человека к выполнению долга и условия его правоты или виновности составляют его ответственность. Способность личности самостоятельно формулировать для себя нравств. законы и самостоятельно требовать от себя их выполнения называется совестью. Отношение индивида к самому себе как нравств. личности, обладающей определ. правами и обязанностями, выражается в его достоинстве.

П о с п о с о б у обществ. связи, возникающей между людьми в процессе их совместной деятельности, простейшим видом Н. о. является отождествление индивидом себя со всеми остальными. Примером этого являются нравы, где каждый индивид наравне со всеми практически проводит волю общества и повинуется ей. Но наряду с этим возникают Н. о., в к-рых тот или иной индивид оказывается в особом положении: он может предъявлять кому-то нравств. требование от лица общества или повиноваться требованию другого, оценивать действия других или сам быть объектом оценки, следовать чьему-то примеру или авторитету или же сам проявлять инициативу, оказывая воздействие на поведение окружающих, и т.п. То же самое происходит и в таких динамич. обществ. связях, как соревнование или массовое движение, где индивид может играть роль как пассивного объекта, испытывающего воздействие со стороны окружающих, так и активного субъекта, направляющего действия других.

Формы и способы Н. о. составляют содержание категорий теории морали, а различные сферы Н. о. и содержание соответствующих им нравств. обязанностей являются предметом изучения нормативной этики


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1420 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.