Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Правовая система общего права. Англоамериканская правовая система, ее особенности




Англоамериканская правовая семья, или семья «общего права»

Основной источник права — судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные судьями в их решениях.

«Семья общего права», как и римского права, раз­вивалась на основе принципа «право там, где есть его защита». Это право в основе своей является преце­дентным правом, созданным судами.

Характерные черты правопонимания в этой право­вой семье выражаются формулой: «Средство судеб­ной защиты важнее права», т. к. основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность об­ратиться в Королевский суд.

Судьи «общего права» решают только конкретный спор.

Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романогерманских систем, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным.

В рассматриваемую семью входят США, Англия, Се­верная Ирландия, Канада, Новая Зеландия, 36 госу­дарств — членов Британского содружества.

Англосаксонская правовая семья

Особенности англосаксонской правовой семьи:

1. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное.

Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости».

2. Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публичнои частноправовые — гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа.

Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедент­ной нормы.

Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще мо­жет не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами ста­тутного права, судья сам создает правовую норму, т. е. становится законодателем.

4. Проблема соотношения закона и судебной прак­тики в Англии носит специфический характер. Дейст­вует принцип, согласно которому закон может отме­нить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону.

Значительно различие между правовыми система­ми разных стран внутри как романогерманской се­мьи, так и «общего права». Сказанное можно подтвер­дить при изучении права США.

Право США в целом имеет структуру, аналогичную структуре «общего права», но только в целом.

1.Одно из различий связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство, свою систему прецедентного права. Соответственно в США существует 51 система права: 50 — в штатах, одна — федеральная.

Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституци­онностью законов.

3. В статутном праве США немало кодек­сов, которых не знает английское право (например, Единообразный торговый кодекс 1962 года).

4. В США велико значение «обычного» права в фун­кционировании механизма государственной власти. Пробелы в Конституции США восполняются как с по­мощью текущего законодательства, так и путем при­знания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций.


47. Религиозно-традиционные правовые системы: понятие, особенности, разновидности

. Семья религиознотрадиционного права Принципы, которыми руководствуются страны с си­стемой права, опирающейся на религиозные догмы, бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар).

Мусульманское право — это система норм, вы­раженных в религиозной форме и основанных на му­сульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный мо­мент истории открыл его человеку через своего про­рока Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социаль­ной жизни. Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусу­льманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусуль­манским правом. Шариат основан на идее обязанно­стей, возложенных на человека. Последствием невы­полнения обязанностей является грех. Грех того, кто их нарушает. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это ре­лигия закона. К чертам мусульманского права относятся: А рхаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Э то право церкви, право общины верующих. Об ычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Р азвитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Д уализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (Кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право составляет вторую систему ре­лигиознотрадиционной семьи и относится к древне­йшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испо­ведует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к опреде­ленному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на соци­альные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мора­ли. Оправдание кастовой структуры общества — осно­ва философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 года отвергла систему каст и за­претила дискриминацию по мотивам кастовой при­надлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяет­ся только к индусам.

Есть свои особенности у систем китайского и япон­ского права. Внешнее китайское право «европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неува­жение к суду, презрение к людям, знающим закон. В 1978 году принята Конституция КНР. Начиная с 1979 года издан ряд нормативных актов. Однако отме­чается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количе­ство судов, судей и адвокатов и не изменится тради­ционная враждебность к законам. Считается, что современная правовая си­стема Японии в своих основных чертах сфор­мировалась в эпоху Мейдзи («просвещенного правителя»), начавшуюся с буржуазной революции 1867—1868 годов и закончившуюся в первом десяти­летии XX в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гла­сил: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиня­ться им». При этом исходной была концепция древ­некитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от соверше­ния преступления, чем точное знание конкретного на­казания.

Особенно значимые изменения в японском законо­дательстве произошли после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята конституция. На законодательство в области регулирования тор­говли и функционирования промышленных компаний влияние оказало американское право. Под его воз­действием были внесены изменения и в другие отра­сли действующего законодательства (семейное, на­следственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Япо­нии признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развиваются пенсионное законодате­льство, законодательство об охране окружающей сре­ды, трудовое законодательство, а также процессуаль­ное всех видов.

.
48???. Свойства права как регулятора общественных отношений. Право в системе нормативного регулирования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2219 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.