Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра __________________ Литературы ____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

 

Статус_____________________ обязательная ___________________________

 

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

 

 

Формы обучения ________________ дневная ____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

 

Объем дисциплины________ 72 _________

 

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
                экзамен

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________200 г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Кафедра __________________ Литературы ____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

 

Статус_____________________ обязательная ___________________________

 

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

 

 

Формы обучения ________________ дневная ____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

 

Объем дисциплины________ 72 _________

 

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
                экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений испециаль-

(наименование

 

ностей высшего профессионального образования, утвержденного прика-

государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной

 

зом Министерства образования РФ от 14.04.2000

НМС Госкомвуза РФ, дата утверждения)

 

Разработчик

 

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

Задачей курса «Теория литературы» является определение природы и сущности литературы как вида искусства, ее места в жизни человека и общества, в развитии культуры. Курс, с одной стороны, направлен на обобщение уже имеющихся знаний студентов по общим вопросам литературоведения, с другой – обогащает специальными знаниями о принципах и методах исследования литературы. Логика курса определяется как диалектический процесс взаимодействия гуманитарных исследований психологии творчества, психологии восприятия, теорий познания мира с постижением приемов и методов анализа художественного произведения.

В курсе рассматривается специфика литературы как предмета научного исследования. Основные понятия и категории, позволяющие анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, обсуждаются с учетом их использования в различных традициях описания литературы. Дается обзор моделей литературного процесса.

Задачи практических занятий определяются необходимостью осмысления и формирования навыков анализа художественного произведения, изучением методов и методик подхода к художественному тексту и умениям их практического использования при анализе текста.

В задачи лекционного и практического курса «Теории литературы» входит:

- продемонстрировать студентам возможности аналитического прочтения текстов художественной литературы и необходимость такого прочтения для понимания роли формально-содержательных компонентов художественного цели;

- познакомить студентов с проблемным полем дисциплин, объединенным понятием «литературоведение», показав, в какой мере структура этого проблемного поля определяется самим предметом исследования, а в какой – контекстом современного гуманитарного знания;

- определить специфику работы с художественной литературой как источником исследований в других дисциплинарных областях;

- дать студентам практические навыки описания, анализа и интерпретации литературных текстов.

 

Памятка студенту

О возможных принципах работы над курсом «Теория литературы».

Чтобы хорошо освоить курс нужно:

1. познакомиться с Рабочей программой по курсу;

2. прочитать, осмыслить материал учебной лекции;

3. сделать конспекты наиболее важных статей и монографий, рекомендуемых преподавателем и Программой;

4. готовиться к практическим занятиям;

5. пробовать свои силы в анализе художественного текста.

Умения, навыки, которые студент должен приобрести

при изучении курса

1. курс теории литературы должен способствовать систематизации знаний, полученных при изучении историко-литературных, лингвистических и других дисциплин гуманитарного цикла;

2. студент должен усвоить и применять в практическом анализе основные термины и понятия теории литературы;

3. уметь рассматривать литературный процесс и творчество отдельных авторов в историческом и культурном контексте эпохи;

4. использовать справочную литературу;

5. реферировать, конспектировать, использовать научные исследования и материалы, давать оценку методам и методикам исследования;

6. уметь обосновать выбор методов анализа художественного произведения;

7. вести самостоятельную подготовку по разделам дисциплины;

 

 

Содержание дисциплины, наименование тем, объем в часах (28 ч)

№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часах
  Введение. Теория литературы как открытая научная дисциплина. Термины и понятия теории литературы. Искуссво – особая сфера человеческой культуры. Деление на виды. Изобразительное и экспрессивное искусства. Образная природа искусства. Понятие «художественный образ». Понятие «знака». Соотношение понятий «образ» и «знак». Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения. Место художественной словесности в ряду искусств.  
  Функционирование литературы. Художественная литература как форма коммуникации (межличностного общения). М.М. Бахтин об освоении литературы как диалогическом общении читателя с его автором. Творческая активность читателя. Основные значения слова «читатель» в литературоведении. Литература в ее обращении к художественно образованному меньшинству и к широким кругам читающей публики. Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Роль критики в формировании литературных течений и направлений. Литературные иерархии и репутации. Стиль художественного произведения.  
  Литературоведческие школы. Литературоведческие школы 19 в. Мифологическая школа. Культурно-историческая школа. Сравнительное литературоведение. Формальная школа в литературоведении. Герменевтика (учение о понимании) в ее значимости для достижения закономерностей функционирования художественной литературы. Структурализм и постструктурализм: подходы к художественному тексту.  
  Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения. Специфика литературных интерпретаций, их центральное место в науке о литературе. Общенаучные, общефилологические, частные методы. Особенности литературоведческого анализа текста.  
  Литературное произведение как художественное целое. Поэтика в составе теории литературы. Основные понятия и термины теоретической поэтики. Состав литературного произведения. Проблема аналитического разграничения формы и содержания. Научная значимость разграничения формы и содержания, его дискуссионность в современном литературоведении. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Содержание художественного произведения. Категория темы. Ценностный аспект. Категория пафоса. Типологические свойства художественного содержания – эпичность, лиризм, драматизм. Художественная форма. Речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи. Потебня о «внутренней форме» произведения.  
  Мир произведения и филологическая интерпретация художественного целого. Художественный мир произведения, его смысловая и структурная многоплановость. Способы филологической интерпретации художественных текстов: научное описание и идентификация, понимание и анализ. Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи элементов художественного мира. Персонаж и писатель (герой и автор). Персонаж (герой) и структура его образа. Внешние портретные детали (мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно прямая речь. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность и одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков. Самохарактеристика персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа. Типология литературных персонажей. «Вечные образы» в литературе. Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодичные. Сюжет – динамическая сторона художественного мира. Сюжет и фабула. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Ситуация, конфликт коллизия, интрига. Элементы сюжета. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое построение сюжетов. Сюжет и жанр. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание, сюжет-путешествие, новеллистический сюжет.  
  Литературные роды и жанры. Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности. А.Н. Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Межродовые и внеродовые формы. Жанр как устойчивая формально-содержательная ценность. Ю.Н. Тынянов об эволюции жанров. М.М. Бахтин о речевых и литературных жанрах; о «памяти» жанра; о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий; о полифоническом романе. Опыты систематизации жанров. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью.  
  Эпос Основные эпические ценности. Эпический конфликт. Современное литературоведение о повествовательных инстанциях внутритекстовой коммуникации. М. Бахтин о проблеме речевых жанров. Типология форм повествования в эпических жанрах. Поэтика эпоса; объективированность повествования, пластичность изображения. Саморазвитие художественного мира.  
  Драма Структура и поэтика драмы. Сущность драматического конфликта. Нормативная теория драмы. Драматические сюжеты. Гегель о драматических сюжетах и факты художественной культуры нового времени. Сюжетно-композиционные элементы драмы в историческом развитии. Техника импрессионисткой драмы.  
  Лирика Вопрос о соотношении понятий автор и субъект речи. Исторические типы лирических субъектов. Дифференциация понятий автор-повествователь, собственно автор (биографический), лирический герой, герой ролевой лирики, лирическое «я». Специфические признаки лирического рода. Теоретические модели лирических жанров. Жанровое содержание, жанровая форма. Анализ лирического произведения: методы и методики. Стиховедение как научная дисциплина.  
  Закономерности развития литературы. Генезис литературного творчества. Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим обществом писателей как творческих индивидуальностей. Г.О. Винокур о связях между биографией писателя и его творчеством. Биография писателя как предмет литературоведения. Значение для художественного творчества культурных традиций. Д.С. Лихачев о творческом характере культурной памяти. Влияние как форма зависимости писателей от их предшественников. Подражательные и созидательно-творческие заимствования. Стилизация. Индивидуальное своеобразие и литературный канон. Литературный процесс. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Стадиальность литературного развития. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран, народов, регионов. Международные литературные связи.  

 

Практические занятия, их содержание и объем в часах (8ч)

№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часах
  Художественный образ. Художественный образ в литературном произведении (соотнести с понятием в научной сфере); Образ и знак (общие и отличительные признаки); Границы и объём художественного образа; Сравнение как элементарная модель художественного образа. Анализ стихотворения А.Тарковского «Рифма» или стихотворения В.Набокова «На качелях».  
  Внутренняя форма художественного произведения. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении; их отличие от реального, физического времени и пространства. Художественное время и художественное пространство как выразители ценностной картины мира в литературном произведении. Понятие хронотопа (по М. М. Бахтину). Сюжетное и жанровое значение хронотопа (привести примеры). Типы художественного времени и художественного пространства. Понятие "событие" (по Ю. М. Лотману), связь категории "события" со "временем" и "пространством". Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания (М. М. Бахтин) в литературном произведении. Анализ рассказа И.А. Бунина «Далекое»  
  Язык художественного произведения. Опираясь на работу М. М. Бахтина, сравните особенности поэтического и прозаического слова. В чём особенности поэтического слова, по Л. Я. Гинзбург? Анализ стихотворения А. Белого. "Отчаяние".  
Или 3. Композиция литературного произведения. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».   I. 1. Композиция образа и композиция произведения. Условность и научно-методическая необходимость такого разграничения этих понятий.2. Понятие о композиции («ядро композиции») в событийных (эпических и драматических) произведениях. Понятие сюжета в драме и эпосе. 3. Внесюжетные (засюжетные и внутрисюжетные) средства композиции, их функция в произведении. 4. Соотношение композиции и сюжета в произведении. Спорность данного вопроса. 5. Вопрос о сюжете в лирике. II. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». III. Анализ композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»  
  Стихотворная речь. Структурный анализ стихотворного текста. Структурный анализ стихотворного текста Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?».  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2430 - | 2229 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.