Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Cловарь терминов и персоналий




Авторитет- форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации.

Аксиология (этическая) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности.

Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради духовного, нравственного самосовершенствования.

Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Различают материальные и духовные блага, утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного блага – моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

Буддизм- одна из мировых религий. Возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Основателем буддизма считают Будду (с санскрита – просветленный)- царевича Сиддхартха Гаутаму (он же – шакьямуни, т.е. «мудрец и рода шакьев»).

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина (виновность) –положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом.

Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с трудовым, бытовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий, справедливости, добра, зла и т.п.; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека. С тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия(Самоконтроль), а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.

Высокомерие – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительное, презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.

Гедонизм (с греч. – наслаждение)– широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании др. людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение(Выдержка), в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм (лат. – человечный) – принцип мировоззрения (в т.ч. нравственности) в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствовании., требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии Д. люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель – делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным.

Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.

Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.

Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. Авторитетного лица.

Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств.

«Золотое правило» – в этике так принято называть правило, сформулированное во всех мировых религиях и светских этических доктринах, которое обычно приводится в двух формулировках:

  1. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;
  2. Делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе.

Ислам (арабское-покорность) – одна из мировых религий. Основатель ислама – Мухаммад (ок.570-632). Источники: Коран –(араб. – чтение) и сунна (собрание текстов, содержащих высказывания Мухаммада на различные темы). Из предписаний и запретов, содержащихся в Коране, был образован шариат – канонический закон, т.е. закон, регулирующий поведение верующих.

Категории этики – основные понятия этики, отражающее наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Ислам – одна из мировых религий, возникшая в VII веке нашей эры на арабском востоке. Основатель Мухаммад (ок. 570-622).

Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать).

Кодекс моральный (лат. –книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной номы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Личность (моральная) – субъект нравственной деятельности, Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (Самовоспитание).

Макиавеллизм – понятие, употребляемое для характеристики образа действия человека (организации), принципом поведения которого (особенно в политике) является использование любых, в т.ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т.п.) для достижения преследуемых им целей.

Манеры (фр.- прием, образ действия) – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом.

Мораль (лат.) – предмет изучения этики; форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Норма моральная (лат.- правило, образец) – одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений (обычай, пример, общественное мнение, дисциплина) и как форма морального сознания (правила, заповеди).

Нравственная культура - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемы в обществе посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.

Образ жизни – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

Общественное мнение – средство духовного воздействия общества (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений.

Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах.

Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с т.зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Принципы (моральные)- (лат. - основание) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно (например: эгоизм, альтруизм, догматизм. фанатизм и т.д.).

Профессиональная этика (или профессиональная мораль)– так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Самовоспитание – одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков.

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.

Традиция –(лат. – передача) – разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Христианство – одна их трех основных мировых религий, возникшая в 1 веке н.э. на территории Палестины. В настоящий момент представлено тремя конфессиями: католицизм, православие и протестантизм.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Эвдемонизм (греч.-счастье) – Исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков.

Эпикуреизм – направление в истории этики и моральных учений, а также нравственный принцип; разновидность гедонизма.

Этика (греч.- обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этикет (фр.- ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Персоналии

Аристотель – (384- 322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый- энциклопедист, создатель науки этики.

Бентам Иеремия – (1748-1832)- английский теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма.

Бердяев Николай Александрович – (1874-1948)- русский религиозный философ, пулицист. По свои взглядам – религиозный экзистенциалист.

Ганди Мохандас Карамчанд (1869- 1948) - один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения, один из создателей этики ненасилия. Исходным принципом Ганди считал воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – представитель нем. классической философии. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности растворено в общем содержании «Философии права» (1821). У Г. известным образом отождествляются онтология и этика (действительность, разум есть также и добро). Своеобразие этики Г. состояло в том, что он, оставив спор об отвлеченных моральных принципах, сосредоточил внимание на тех социальных формах, в которых протекает нравственная деятельность человека.

Гельвеций Клод Адриан (1715-71) – французский философ-материалист. В трудах Г. «Об уме» и «О человеке» рассмотрены в тесной взаимосвязи философские, социально-политические и этические проблемы. Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания - вот главные моменты его системы.

Гоббс Томас (1588-1679) – англ философ- материалист. Этика у Г. выступает связующим звеном между философией и социально-политическим учением. Г. развил положение Ф.Бэкона о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизменность «природы человека», и пользе как определяющем моральном принципе.

Демокрит (ок.460-ок.370 до н.э.) – древнегреч. философ, представитель этики эвдемонизма.

Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник нем. классической философии. Кант многое сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т.ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. Мораль по Канту, есть область должного (Требование моральное), которое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив, Равенство).

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921)- русский философ, сторонник позитивизма. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности К., трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы.

Лютер Мартин (1483-1546) – религиозный реформатор, основоположник лютеранства, одного из трех течений в протестантизме.

Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский мыслитель, государственный деятель, историк, писатель. Макиавелли признавал, ч то в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (напр.. для спасения страны от захватчиков).

Платон (428/7-348/7 до н.э.) – древнегреч. философ, ученик Сократа, основатель учения объективного идеализма.

Сократ (470/469-399 до н.э.) – древнегреч. философ, развивавший учение «моральной философии».

Швейцер Альберт (1875-1965) – нем.-фр. Мыслитель. Главное содержание мировоззрения Ш. составляют этические взгляды, исходный принцип которых – благоговение перед жизнью.

Эпикур (341-270 до н.э.)– древнегр. Философ – создатель эпикуреизма.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 745 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.