Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Символический интеракционизм




В 1937 г. Мид ввел термин «символический интеракционизм» и написал несколь­ко существенных для его развития статей.

Блумер выделил следующие принципы символического интеракционизма:

Некоторые символические интеракционисты (Blumer, 1969a; Manis and Meltzer, 1978; A. Rose, 1962) попытались перечислить основные принципы этой теории.

1. Люди, в отличие от низших животных, наделены способностью мыслить.

2. Способность мыслить формируется социальным взаимодействием.

3. В социальном взаимодействии люди усваивают значения и символы, позво­ляющие им осуществлять специфическую особенность человека мыслить.

4. Значения и символы позволяют людям осуществлять характерные для че­ловека действия и взаимодействия.

5. Люди способны модифицировать или изменять значения и символы, ис­пользуемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпре­тации ситуации.

6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения, отчасти бла­годаря способности взаимодействовать с собой, что позволяет им исследо­вать возможные направления действия, оценивать свои сравнительные пре­имущества и издержки, и затем выбирать один из путей.

7. Смешанные примеры действия и взаимодействия образуют группы и обще­ства. [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. - с. 252]

Наибольшую известность в рамках данной теория получили работы Джорджа Мида. Мид исследовал мыслительные процессы индивида и пришел к изучению процесса социализации.

Для Мида социальное целое предшествует индивидуальному разуму как ло­гически, так и во времени. Мыслящий обладающий самосознанием индивид, как мы увидим далее, логически невозможен в теории Мида без первичности социаль­ной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мысли­тельных процессов самосознания.

Единица теории Мида – социальное действие. Мид выделял четыре основные взаимосвязанные ступени действия они образуют органичное целое (другими словами, они диалектически взаимосвязаны). Действуют и низшие животные, и люди; Мида интересуют сходства и особенно различия между ними.

Мид

Действие. 1 человек. Или животное

- Импульс. Первая стадия действия. «непосредственный чувственный стимул и реакция актора на него» голод – внешняя среда и актор.

- Восприятие вторая стадия поступка, с помощью которой актор ищет и реагирует на стимулы, связанные с импульсом, и определяет способы его удовлетворения.

- Манипуляция. Импульс обнаружен, объект воспринят – актор манипулирует объектом.

- Потребление. Совершение действия, которое удовлетворяет первоначальный импульс.

Жест включает двух и более акторов. Жест – это движение первого организма, действующее в качестве особых стимулов, вызывающих социально принятые реакции второго организма. Неосознанно и автоматически – собаки, люди.

Значащие символы. Жесты становятся символами, когда вызывают у производящего их индивида реакцию того же типа, который предположительно вызовут у тех, кому адресованы жесты. Только при наличии ЗС может происходить коммуникация.

Самость. Особая способность быть одновременно и субъектом и объектом. Развивается с приобретением социального опыта. Рефлексия возникает как результат социализации.

Обобщенный другой – важный результат социализации - представление формируется в процессе социализации. Появляется способность действовать в организованной группе.

Критика символического интеракционизма:

1. Пренебрежение научными методиками. «Во-первых, отметим, что господствующая тенденция символического интеракционизма слишком легко отбросила традиционные научные методики. Хорошо выразили эту точку зрения Эжен Вайнштейн и Юдит Танур: «Только то, что со­держание сознания носит качественный, а не количественный характер, не озна­чает, что его внешнее выражение не может быть закодировано, классифицирова­но, даже просчитано» (Weinstein and Tanur, 1976, p. 105). Наука и субъективизм не исключают друг друга». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.- с. 276]

2. Критика, связанная с нечеткостью базовых теоретических определений. «Во-вторых, Манфорд Кун (Kuhn, 1964), Уильям Колб (Kolb, 1944), Бернард Мельтцер, Джейм Петрас и Ларри Рейнольде (Meltzer, Petras, Reynolds, 1975) и многие другие критиковали расплывчатость важнейших концепций Мида, таких как разум, самость, In me. В целом Кун (Kuhn, 1964) говорил о двусмысленности и противоречиях мидовской теории. Помимо теории Мида, они критиковали мно­гие базовые концепции символического интеракционизма за их запутанность и не­точности и, следовательно, за то, что те не могли обеспечить прочную базу для те­ории и научного исследования. Из-за нечеткости этих концепций трудно, а то и невозможно, сделать их применимыми на практике. В результате, не могут вы­двигаться верифицируемые проверяемые суждения (Stryker, 1980)». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. –с. 277]

3. Отсутствие внимания к крупным структурам социальной жизни. «В-третьих, в символическом интеракционизме, главным образом, критикуют тенденцию приуменьшать роль крупных социальных структур или вовсе их иг­норировать». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. – с. 277]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.