Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 1902-1979) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.
Длительное время структурный функционализм был наиболее авторитетной теорией макросоциологического уровня.
Парсонс дает следующее определение функции.
Функция – это совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей или удовлетворение системы.
AGIL «Эйджил» - 4 функциональные императива (Adaptation, Goal Attainment, Integration, Latency). Существует набор 4 функций, характерный для всех систем.
Парсонс считает следующее: существует инвариантный набор четырех функций, необходимых (характерных) для всех систем: адаптация (А), целедостижение (G), интеграция (Г) и латентность (I), или поддержание ценностного образца. Все вместе эти четыре функции известны как схема AGIL. Система, для того чтобы выжить, должна выполнять следующие четыре функции.
1. Адаптация: система должна справляться с носящими случайный характер требованиями внешней среды. Она должна адаптироваться к внешней среде и приспосабливать среду к своим потребностям.
2. Целедостижение: система должна уметь определять свои первичные цели и достигать их.
3. Интеграция: система должна координировать взаимоотношения своих элементов. Она также должна управлять отношениями трех прочих функциональных императивов (A, G, L).
4. Латентная функция {поддержание ценностного образца): система должна питать, поддерживать и возобновлять как мотивацию индивидов, так и культурные образцы, создающие и поддерживающие мотивацию.
Структура общей системы действия в включает в себя 4 системы:
Система культуры. Ее функция - поддержание ценностных образцов.
Социальная система. Ее функция - интеграция, контроль системных элементов.
Система личности. Выполняет функцию целедостижения, определяет системные цели и мобилизует ресурсы для их достижения)
Поведенческий организм - это система действия, которая выполняет функцию адаптации, приспосабливаясь и изменяя внешний мир.
Такая система представляет собой иерархическое устройство каждый более низкий уровень обеспечивает условия для более высоких, а более высокий контролирует более низкий.
«Социальная система – состоит из множества индивидуальных акторов, взаимодействующих друг с другом, мотивированных согласно тенденции к «оптимизации удовольствия» и чье отношение к обстоятельствам определяется в соответствии с системой структурированных культурой коллективных символов. Социальная система включает в себя множество сообществ. Общество – специфическая и особенно важная социальная система. Экономика (адаптация), политика (целедостижение), социетальное сообщество – например, закон – интеграция, система попечения (например, семья, школа) – латентная». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. – с. 126]
Теории социального обмена утверждают, что социальная система возникает в результате индивидуального взаимодействия, понимаемого как обмен, в основе которого лежат открытые бихевиористами психологические закономерности. При этом основным источником вознаграждения (подкрепления) считается другой человек (группа), а само вознаграждение понимается очень широко (включая любые услуги, внимание, улыбку и т. д.).
Теория обмена Питера Блау
Концепции социального обмена представляют собой довольно известное течение в истории социологической, а также психологической мысли. Традиционно их относят к области микросоциологического анализа, впрочем, это не вполне корректно. Представители концепций обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Эти концепции часто рассматривают как альтернативу «большой» теории Парсонса: не только потому, что авторы начинают с микроанализа, но и потому, что они пытались создать качественно иное объяснение социального поведения. Хоманс стремился построить общую социоголическую теорию, объяснить человеческое поведение, добраться до его корней. При этом его не интересовала субъективная мотивация поведения, он был нацелен на объективистскую социологию.
Блау продолжил дело Хоманса, пытаясь проанализировать взаимодействие между макросистемами. Кроме того, Блау обогатил теорию социального обмена, включив перспективы различных социологических теорий: структурного функционализма, символического интеракционизма, конфликтологических концепций. Таким образом, теория обмена не противопоставляет себя парсоновский теории, а использует её достижения в объяснении институционального поведения.
Блау сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Учёный исследовал четырёхступенчатую последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и далее к социальному изменению:
· межличностный обмен, который ведёт к следующему, ведь индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени, при этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения владения ресурсами;
· дифференциация статуса и власти;
· легитимизация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции, по второму организации создаются специально для достижения определённых целей;
· оппозиция и изменение: как правило, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними.
Утверждая, что он лишь расширил теорию обмена до уровня крупных сообществ, Блау всё же изменил ее корне. Пытаясь расширить границы теории обмена, Блау превратил её в макроуровневую теорию. Как эклектичная комбинация различных социологических подходов, концепция Блау не смогла преодолеть присущий теории обмена в целом редукционизм и априорный характер исходных предположений, вместе с тем отразив свойственную современному капиталистическому обществу тенденцию усиления рационализации человеческих отношений.