Ирландские саги.
Старшая Эдда.
Младшая Эдда.
Песнь о Роланде.
Песнь о Сиде.
Песнь о Нибелунгах.
Роман о Тристане и Изольде
Вольфрам фон Эшенбах. Парсифаль
Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь Льва
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов.
Фаблио
Данте Алигиери. Новая жизнь. Божественная комедия.
Петрарка. Книга песен.
Бокаччо. Декамерон.
Макиавелли. Государь.
Вийон. Избранное.
Ронсар. Лирика.
Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
Эразм Роттердамский. Похвала глупости.
Народная книга о докторе Фаусте.
Ласарильо с Тормеса
Сервантес. Дон Кихот
Томас Мор. Утопия.
Марло. Трагическая история доктора Фауста.
Шекспир. Сонеты. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Генрих IV. Гамлет. Ричард 111. Король Лир. Макбет. Буря.
Экзаменационные вопросы по истории зарубежной литературы
средних веков и Возрождения.
Литература Средневековья
1. Средневековье как историческая и культурная эпоха. Особенности исторического развития. Хронологические рамки. Роль христианства, народных традиций и античности в развитии средневековой культуры. Особенности средневекового литературного развития. Человек в литературе Средневековья. Особенности понимания и изображения.
2. Две стадии в развитии Средневекового героического эпоса. Мифологический эпос. Эддические тексты как источник знания о средневековой мифологии и культуре. Картина мира в песнях о богах («Старшая Эдда»). Картина гибели мира и ее объяснение. Рок и понятие судьбы в песнях о героях.
3. Кухулин – народный герой ирландского эпоса. Особенности характеристики («Ирландские саги»). Мотивы и образы «Ирландских саг» в европейской литературе.
4. Особенности героического эпоса зрелого феодализма и его основные циклы. М.М. Бахтин об отличительных чертах эпопеи. Трансформация исторической основы. «Песня о Роланде». Роль образов Роланда, Оливье, Ганелона, Карла Великого в раскрытии содержания поэмы.
5. «Песнь о Нибелунгах». Истоки. Трансформация мифологической основы. Образы главных героев. Проблема трагического.
6. «Песнь о моем Сиде». Историческая действительность и эпическая правда. Образ Сида. Восточный план поэмы.
7. Рыцарская (куртуазная) литература. Роль крестовых походов в формировании рыцарского идеала. Понятие о куртуазном универсуме и концепции куртуазной любви. Лирика Прованса, ее особенности, значение, крупнейшие представители, судьбы.
8. Рыцарский роман. Источники и основные циклы. Романы о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Кретьеновский роман. «Ивейн, или рыцарь Льва».
9. «Роман о Тристане и Изольде» (реконструкция Бедье). Развитие внутренней темы. Фольклорная основа. Соотнесенность с культурной традицией. Поэтика романа.
10. Романы о святом Граале. Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль». Тема духовного и нравственного становления.
11. Рождение средневековой драмы. Средневековый театр. Религиозный театр (мистерии, миракли, моралите). Рютбеф «Чудо о Теофиле».
12. Комедийный театр Средневековья. Происхождение. Основные жанры (соти и фарсы). Фарс «Господин Пьер Пателен»
13. Традиции латинской литературы. Поэзия вагантов.
14. Городская новеллистика. Фаблио. Жанровые особенности.
Литература эпохи Возрождения.
1. Эпоха Возрождения. Хронологические границы. Многосоставность и противоречивость эпохи Возрождения. Понятие о ренессансном гуманизме. Гуманистические теории, их сущность и эволюция. А.Ф. Лосев об обратной стороне ренессансного титанизма. Особенности литературного развития.
2. Общая характеристика итальянского Возрождения. Предвозрождение в Италии. Жизнь и творчество Данте Алигиери. Поэма Данте «Новая жизнь» в свете традиций поэзии «нового сладостного стиля».
3. Поэма Данте «Божественная комедия» как книга о смысле жизни, земной и посмертной судьбе человека, как синтез средневекового миросозерцания и предвосхищение Возрождения.
4. Петрарка – первый европейский гуманист. Биография и творчество. Роль латинского наследия в формировании личности. Поэтическое новаторство «Книги песен». Влияние на развитие европейской поэзии.
5. Боккаччо – создатель европейской новеллы. «Декамерон». Проблематика. Роль обрамления. Особенности классической ренессансной новеллы.
6. Высокое итальянское Возрождение. Кружок Лоренцо Медичи. Кризис Возрождения в Италии. Итальянская народная комедия масок. Происхождение. Жанровое своеобразие.
7. Особенности Северного Возрождения. Гуманизм и Реформация. Гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского, роль в подготовке Реформации. «Похвала глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса.
8. Немецкая народная книга о докторе Фаусте. Фауст как литературный герой. Его исторический прототип.
9. Периодизация и особенности Ренессанса во Франции. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ренессансные идеи и центральные образы. М.М. Бахтин о романе.
10. Возрождение в Испании. Жанровые разновидности испанского романа. «Жизнь Лосарильо из Турмаса» как образец испанского плутовского романа.
11. Роман Сервантеса «Дон Кихот». Пародийный замысел и его реализация. Образ Дон Кихота.
12. Особенности английского Ренессанса. Томас Мор «Утопия». Жанр утопии в новой европейской литературе.
13. Театр английского Ренессанса. «Трагическая история доктора Фауста» Марло. Образ Фауста.
14. Шекспир. Биография. Периодизация творчества. Шекспировский вопрос. Эволюция шекспировской комедии.
15. Исторические хроники Шекспира. Жанровые особенности.
16. Трагедии Шекспира («Король Лир». «Макбет»). Шекспировские характеры.
17. Сонеты Шекспира. Шекспир и Петрарка.