Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности российской политической культуры




Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Например, английскую политическую культуру отличает всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.

В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего, обусловленные ее геополитическим положением, формами коллективного образа жизни, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. На характер политической культуры в XX в. огромное влияние оказали такие явления, как уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночной экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни.

На сегодняшний день ведущее положение в политической культуре российского общества «завоевали ценности коммунитаризма (обусловливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, и ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни). В то же время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к ее деятельности предопределяют стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера («спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса), недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной от­ветственностью. Причем явная непопулярность контроля за властью сочетается у людей со слабым уважением законов государства и предпочтением своей, «калужской законности» (Ленин) перед понятиями кодифицированного права».[17]

В настоящее время политическая культура российского общества представляет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления общества. Характерной чертой поведения большинства населения является склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неумение использования консенсусных технологий властвования. Это препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти.

Таким образом, главной задачей реформирования российского государства и общества - преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, норм и отношений индивида и власти.

В связи с этим необходимо последовательно укреплять духовную свободу, расширять социально-экономическое и политическое пространство для проявления гражданской активности людей. Политика властей должна быть направлена на обеспечение мирного сосуществования противоположных идеологий и стилей поведения, на формировании идеалов гражданского достоинства, самоуважение, способствуя образованию политических ориентаций, объединяющих все общество.

 

Политическое поведение

 

Эмоционально-чувственное преломление идеалов и нормативных требований политической идеологии предопределяет соответствующие формы политического поведения граждан. Политическое поведение -это разновидность социальной активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер и выражают реализацию ими своих политических статусов.

Политическое поведение - универсальная характеристика политической жизни, применимая к любым субъектам властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным).

В политической науке сложились различные подходы к пониманию политического поведения. Его трактуют как совокупность любых действий в сфере политики, как область выражения смыслополагающих мотиваций (М. Вебер), или инстинктивно врожденных мотиваций (трактовка с точки зрения “биополитики”). Понятие «политическое поведение» связывают с достижением определенного уровня взаимоотношений политических субъектов, на котором они разделяются на “друзей” и “врагов”, с наличием организационно-институциональной оформленности носителей власти.

Содержание и характер политического поведения зависят от типа субъекта, от мотивов его действий, средств достижения целей, состояния социальной (и даже всей окружающей) среды, в которой совершаются действия, а также от типа объекта воздействия.

Типологическое разнообразие политического поведения связывается с различными критериями (основаниями). С точки зрения осмысленности действий, выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные, рациональные мотивы, и неосознанные, то есть такие, при которых мотивирование выведено из-под контроля сознания, а побуждение и регуляция осуществляются низшими рефлекторными уровнями психики. К последним, например, можно отнести аффективные действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации.

С точки зрения публичного характера действий, выделяются открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах) и закрытые формы политического поведения (абсентеизм, политическая пассивность).

По соответствию действий официальным (господствующим) нормам политической системы политическое поведение подразделяют на нормативное (законопослушание, лояльность, конформизм) и девиантное, отклоняющееся от предписаний. Сюда же относятся и патологические формы политического поведения (паника, истерия, маниакальные политические предубеждения).

С точки зрения преемственности политического развития, обычно различают традиционное политическое поведение, характерное для данного общества, режима, менталитета, и инновационное, вносящее новые черты как в отношения между субъектами, так и с институтами власти.

Наконец, по доминирующему характеру мотиваций политическое поведение делят на автономное, когда действия определяют сами субъекты, и мобилизационное, в котором действия вызваны по преимуществу внешними причинами, навязаны извне.

 

Политическое сознание

 

Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание. Понятие «политическое сознание», его научное определение стало предметом политической науки на рубеже XIX-XX вв.

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Российский исследователь Н.Б. Биккенин пишет: «Среди форм общественного сознания политическое сознание занимает особое место уже потому, что в нем наиболее выпукло, непосредственно проявляются экономические отношения и классовые интересы. ….Форма общественного сознания, во-первых, непосредственно затрагивает сферу государства и власти, охватывает «область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами» (цитируется В.И.Ленин.), во-вторых, оказывает не только активное воздействие на экономику, борьбу и взаимоотношение классов, но и формирующее влияние на другие формы общественного сознания. Политическое сознание является социально-классовой доминантой философии, морали, искусства, литературы и т.д.»[18]

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и общественно-политических объединений.

Состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. Органы власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 524 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2286 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.