Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в




Фундаментализм — реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилиза­ции. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к само­бытности, к изначальной чистоте собственных традиций.

В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в част­ности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуиз­ма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундамен­тализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.

Исламский фундаментализм связывают не только с террористиче­ской деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интел­лектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундамента­листские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофо­бии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.

Еще в XIX в. зародился панисламизм — движение, ставившее своей целью противодействие западному влиянию на ислам и стремившее­ся к объединению мусульман всего мира. Его основателем был Джа-маль ад-Дин аль-Афгани.

В 1928 г. в египетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Бунна была создана организация «Братья-мусульмане». В ней сочетались черты религиозной секты и политической партии. Своей целью организа­ция ставила объединение всех мусульман в единое государство, где конституцией должен быть Коран, а правовой системой — Шариат.

Хасан аль-Бунна проповедовал терпение к иноверцам, но не всем его последователям удавалось соблюдать это правило: для достижения «святой цели» нередко допускалось использование любых средств, [итлоть до террора. «Братья-мусульмане», первоначально действовав­шие только в Египте, постепенно распространили свою политичес­кую деятельность и на другие исламские страны.

После окончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились в борьбу против присутствия в Египте англий­ских войск, заодно уничтожая и «предателей» из числа египетских по­литических деятелей. В 1948 г. они убили премьер-министра Нукраши-пашу, после чего основатель организации Хасан аль-Бунна был казнен в 1949 г., а организация разогнана.

Но это лишь подтолкнуло радикальные силы к новым действиям. С конца 1951 г. «Братья-мусульмане» развернули партизанскую войну против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они также поддер­жали движение, приведшее к власти в 1952 г. М. Нагиба и ГА. Насера. Убедившись, что Г.А. Насер не является сторонником «исламской го­сударственности», «Братья-мусульмане» устроили на него покуше­ние, за что подверглись жестким репрессиям: тысячи членов органи­зации были заключены в тюрьмы, сама же организация запрещена и ее штаб-квартира перенесена в 1950 г. в Саудовскую Аравию.

Там организация получила мощную поддержку со стороны вахха­битов и превратилась в мировую организацию, имеющую ныне свои филиалы и ячейки во всех мусульманских государствах и даже в среде мусульманской диаспоры в странах Европы и Америки.

К тому времени процесс заимствования элементов европейской модели развития в странах ислама зашел достаточно далеко. Еще до Второй мировой войны в результате реформ Мустафы Кемаля в Тур­ции утвердился принцип лаицизма, да и в других мусульманских стра­нах перемены происходили стремительно. В Египте президент Г.А. На­сер продолжал свою националистическую политику; в 1965 г. он казнил главного идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба.

Попытка короля Саудовской Аравии Фейсала в 1965 г. создать военно-политический союз мусульманских стран не увенчалась успе­хом, его инициативу поддержал лишь иранский шах. Позднее была со­здана Организация «Исламская конференция». По инициативе и в ос­новном на средства Саудовской Аравии при ней развивалась пропагандистская и финансовая инфраструктура, но в политический союз эта организация так и не превратилась. Большинство государств вошло в ее состав из прагматических соображений, в расчете на фи­нансовую помощь Саудовской Аравии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.