Летом 1969 г. было объявлено о национализации 14 крупнейших банков, всех страховых компаний, угольных шахт, ряда предприятий нефтепереработки, черной и цветной металлургии, а также 100 крупных текстильных фабрик и 12 сахарных заводов.
Программа «10 пунктов» также предусматривала расширение системы государственной торговли и кредита, переработки, сбыта и закупок сельскохозяйственной продукции, увеличение финансовой помощи мелким производителям в 2,5 раза.
В знак протеста против осуществления новой программы первый заместитель премьер-министра и министр финансов М. Десаи с группой своих сторонников вышел из правительства. Произошел раскол в ИНК: на ИНК (И) — сторонники Индиры Ганди и «Организацию Конгресс» во главе с М. Десаи — ИНК (О).
Это лишило правительство И. Ганди незначительного большинства в парламенте и заблокировало все его законодательные инициативы. Выяснилось, что провести через парламент соответствующие законы, чтобы выполнить программу «10 пунктов», И. Ганди не в состоянии. Так, не удалось провести закон о национализации, провалилась попытка отменить пенсии князьям: те обратились в Верховный суд и выиграли дело.
Страна была охвачена забастовками, прокатилась волна террористических актов наксалитов в Западной Бенгалии, возникли волнения на религиозно-этнической и кастовой почве. Все это не позволяло И. Ганди распустить парламент и назначить новые выборы. К тому же назревали грозные события на границе с Пакистаном.
Пакистан также столкнулся с серьезными внутренними проблемами. Прежде всего, в восточной его части — Восточной Бенгалии — назревал сепаратизм. Население было недовольно господством пенджабцев, их доминированием в центральном аппарате. После ухода в отставку диктатора Айюб Хана в 1969 г. власть перешла к генералу Яхья Хану. Тот ввел всеобщее избирательное право и в 1970 г. провел выборы в Учредительное собрание, которое должно было подготовить Конституцию страны.
Результаты оказались ошеломляющими: в восточной части Пакистане победу одержала партия Авами лиг (Народная лига) во главе с ее лидером Муджибуром Рахманом (она завоевала 151 место). В западной части Пакистана победа досталась Пакистанской народной партии (ПНП) Зульфикара Али Бхутто (81 место).
Между двумя лидерами начались переговоры, которые, однако, закончились разрывом. М. Рахман уехал в Восточный Пакистан и стал править как глава независимой администрации. Затем он был арестован. В Восточную Бенгалию были направлены пакистанские войска с целью искоренения сепаратизма, произведены массовые аресты активистов Народной лиги.
Пакистанские войска учинили расправу над местным населением, что принудило около 10 млн. индусов к бегству на территорию Индии. Содержание этих беженцев на перенаселенных территориях штатов Западная Бенгалия и Ассам ежегодно стоило индийскому правительству огромных денег, международная помощь была явно недостаточной.
Все это в конечном итоге привело к войне 1971 г., которая закончилась через 14 дней капитуляцией пакистанских войск в районе Дакки. Была провозглашена независимость нового государства — Бангладеш.
Решительные действия правительства укрепили авторитет И. Ганди и ее партии. Это позволило ИНК(И) одержать победу на досрочных выборах в парламент в 1971 г., завоевав там 2/3 мест. Все ее политические конкуренты были сокрушены.
Выборы, проходившие в штатах в 1972 г., подтвердили тенденцию: 3/4 мест было завоевано ИНК(И), в 15 штатах из 18 созданы правительства Конгресса. Часть вышедших из ИНК(И) стала возвращаться обратно.
Правительство наконец приступило к выполнению своей программы. Были приняты поправки к Конституции, позволявшие отменить пенсии князьям, а также разрешавшие парламенту и Законодательным собраниям штатов национализировать частную собственность «в интересах установления социальной справедливости».
Это позволило в период 1971—1974 гг. национализировать: угольные шахты — 97%, производство меди — 100%, стали — 70%. В руках государства оказалось до 95% производства нефтепродуктов, все страховые компании, около 85% банковских операций приходилось на госсектор. Расширился контроль над внешней торговлей: доля государства в импорте составила 80%, в экспорте — 20%. Правда, национализация потребовала государственных расходов: за национализацию угольных шахт выплачена компенсация в 2 млрд. долл., за нефтеперерабатывающие предприятия — 740 млн. долл., за банки — 870 млн. долл., за страховые компании — 380 млн. долл. Многие из национализированных предприятий были малорентабельны и даже убыточны — пришлось выделять субсидии из бюджета.
В 1972 г. последовала директива центрального правительства штатам: снизить потолок землевладения в несколько раз, излишки земель изымать и передавать в руки малоземельным. Мелким хозяйствам оказывалась помощь в ирригации, приобретении сельскохозяйственного инвентаря, в хранении и сбыте продукции. Были расширены государственные закупки зерна — в 1973 г. правительство национализировало даже всю оптовую торговлю пшеницей, рисом и сахаром.
В 1974—1975 гг. произошло, однако, резкое ухудшение экономической ситуации. Оно было вызвано, в частности, внешними факторами: ростом мировых цен на нефть (с конца 1973 г.) и спадом на мировых рынках. Финансовые трудности усугубились военными расходами (на войну 1971 г.), необходимостью выплаты компенсаций за национализированное имущество и расходами на содержание миллионов беженцев.
Сказались и расходы, связанные с устранением последствий сильнейшей засухи, — пришлось вновь прибегнуть к закупкам зерна. Это вынудило правительство сократить помощь крестьянам, мелким производителям и неимущим слоям. Многие реформы из программы «10 пунктов» так и не были осуществлены. Экономическая политика привела к сильнейшему кризису.